Сравнительные характеристики типов культур
Классификационные критерии | Характеристики типов культуры | ||
Архаичная | Индустриаль- ная | Постиндуст- риальная | |
Доминирующий субъект культуры | Человек с коллективно-родовым типом сознания | Человек с коллективно-групповым типом сознания | Человек с автономно-гуманистичес- ким типом сознания |
Основной ресурс | Земля | Машинное производство | Человек |
Фактор социальной активности | Природа | Способ производства | Самоорганиза- ция |
Форма социальной организации | Этнос | Государство | Гражданское общество |
Характер коммуникаций | Локальный, замкнутый | Динамичный | Супердинамич- ный |
Доминирующий социокод | Память | Письменно-печатный | Электронный |
Ощущение времени | Сакрализация прошлого | Сакрализация будущего | Ответствен- ность за настоящее и будущее |
Типы образовательных моделей | Традиционная | Инструктивная | Креативная |
Сравнительные характеристики типов сознания
Тип сознания | |||
Коллективно-родовой | Коллективно-групповой | Автономно-гуманистический | |
Уровень сознания | Бытийный | Внешне рефлексивный вный | Внутренне рефлексивный |
Характер миро- восприятия | Синкретичный | Эклектичный, профессионально специализирован-ный | Целостный, интегрированный, (комплексное восприятие мира) |
Ведущий организующий фактор | Традиции, ритуал; способность к самоорганиза- ции отсутствует | Социальная норма; способность к самоорганизации присутствует в пределах нормы | Совесть, закон; способность к активной самоорганизации |
Характер мышления | Примитивный, без умения оперировать законами формальной логики | Конвергентный тип мышления в логике дуальной оппозиции: или черное, или белое | Дивергентный тип мышления. Способность к диалогу,вынесению третьего суждения |
Характер внутри групповых отношений | Объект-объектный | Субъект-объектный | Субъект-субъектный |
Ценности | Покой, стабильность, «ощущение сильной руки» | Общественное мнение, коллективизм, стабильность | Свобода, права человека, личная ответственность, социальная активность |
Антиценности | Развитие, новаторство, свобода | Индивидуализм, выбор | Зависимость, ограничение творчества |
|
Исследуя эволюцию культурных эпох и образовательных моделей в историко-культурном процессе, И. Е. Видт установила следующие характеристики, представленные в таблице 4.
Таблица 4.
Тип культуры | Архаичная культура | Индустриаль-ная культура | Постиндустриаль- ная культура |
Тип образования | традиционный | инструктивный | инновационный (креативный) |
Социокод | опыт бытовой жизнедеятельности | научные знания | универсальные, эпистемические знания |
Основной способ фиксации и хранения опыта | память старшего поколения | письменно-печатный | печатно-электронный |
Способ передачи опыта | традиция | инструкция | совместная непрерывная продуктивная познавательная деятельность всех поколений |
Доминирующий регулятор и организатор процесса обучения | передача опыта осуществлялась старшим поколением и социальной стратой (этнос, цех и пр.) | государство | гражданское общество посредством создания общественно-педагогической инфраструктуры |
Взаимодействие культуры и образования
|
Компоненты культуры | ||
![]() |
![]() | Потенциальный |
![]() | ![]() | Инновационный |
Компоненты образовательной модели |