Ключ к опроснику
Номера утверждений, относящихся к конкретным шкалам: Шкала 1:2, 10, 11, 19,20,22,24,30,33,40,50,64,83,86, 105, 113. Шкала 2: 2, 12, 16. 28, 32, 47, 56, 69, 1% 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123. Шкала 3:5, 15, 17,37,52,53,54,63,66,99, 106, 108, 115, 116, 120, 128. Шкала 4: 4, 6, 34,35,38, 51,57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122. Шкала 5: 18,27,41,44,45,48,61,65,77,96, 100, 101, 112, 117, 125, 127. Шкала 6: 7, 8, 9, 14,25,31,39,58,75,82,85,87,95, ПО, 111, 121. Шкала 7: 1/36,43,55,68,71,73,76,81,84,94,97, 102, 107, 109, 124. Шкала 8: 13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70, 80, 91, 92, 98, 103, 126.
По мнению авторов теста, мнение человека о самом себе и о других людях – партнерах по общению (с точки зрения их поведения в группе) – чаще всего складывается на основе двух факторов, которые можно назвать "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность". Эти факторы используются при построении психограммы – условной схемы, отражающей социальные ориентации личности. Она представлена в виде круга, разделенного на 8 секторов.
По горизонтальной и вертикальной осям этого круга обозначены четыре ориентации: "дружелюбие-агрессивность" (по горизонтали) и "доминирование-подчинение" (по вертикали). Каждый из секторов, в свою очередь, разделен на два. В результате получается восемь факторов, описывающих содержание межличностного восприятия. С помощью этих факторов можно оценить следующие тенденции личности, проявляющиеся в межличностном взаимодействии:
I – доминантность
II – уверенность в себе;
III – непреклонность;
IV – независимость;
V – зависимость;
VI – неуверенность в себе;
VII – общительность;
VIII – отзывчивость.
Выделены 8 шкал (октант):
1) тенденция к лидерству — властность — деспотизм (авторитарный тип);
2) уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность (эгоистический тип);
|
3) требовательность — непримиримость — жестокость {агрессивный тип);
4) скептицизм — упрямство — негативизм (подозрительный тип);
5) уступчивость — кротость — пассивная подчиняемость (подчиняемый тип);
6) доверчивость — послушность — зависимость (зависимый тип);
7) добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм (дружелюбный тип);
8) отзывчивость — бескорыстие — жертвенность (альтруистический тип).
Обработка результатов
За каждый утвердительный ответ проставляется 1 балл. Затем по шкалам, порознь, подсчитывается сумма баллов. Шкалы 1,2,3,4 относятся к «доминированию», шкалы 5, 6, 7 — к «подчинению». Шкала 8 относится к альтруизму.
В результате баллы по каждому блоку переносятся на психограмму(расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данному блоку), из них образуют личностный профиль. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам:
доминирование = (1 – 5) + 0,7(8 + 2 – 4 – 6)
дружелюбие = (7 – 3) + 0,7(8 – 2 – 4 + 6)
Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
Положительный результат по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.
|
В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим (по Пугачеву, 2003):
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, жестокий, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен.
9–12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
|
V. Подчиняемый
13–16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13–16 – крайне неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.
0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Кроме количественного, проводится также качественный анализ. Можно сравнить психограммы, демонстрирующие различие между представлениями разных людей о каком-то человеке. На основе этих данных можно сформировать "идеальный" профиль, сравнить с ним реальный и провести необходимую корректировку.
Обработка результатов
За каждый утвердительный ответ проставляется 1 балл. Затем по шкалам, порознь, подсчитывается сумма баллов. Шкалы 1,2,3,4 относятся к «доминированию», шкалы 5, 6, 7 — к «подчинению». Шкала 8 относится к альтруизму.
Выводы
Степень выраженности по каждой октанте определяется следующим образом: 0-4 балла — низкая, 5-8 баллов — умеренная, 9-12 баллов — высокая, 13-16 баллов — очень высокая.
Тест "Диагностика межличностных отношений" (ДМО) Тимоти Лири
Диагностика межличностных отношений Девушкиной Виктории
Когда отвечаешь на все вопросы, невольно задумываешься, и задаётся себе ещё один вопрос «А я такой?», как будто ты спрашиваешь у себя, внутри личностные разногласия спорят между собой, и потом находится компромисс «да я такой только не всегда», или утверждение «Да, я точно такой».
Такая методика позволяет посмотреть на себя со стороны, определить свои позитивные и негативные стороны характера, где не определён в ответах – задуматься, посмотреть какой ты в обществе и в межличностных отношениях, и возможно, откорректировать свои личностные качества в лучшую сторону. Но я не остановилась только на себе, я проанализировала тренера, потом сына, мне не безразлично с кем я работаю и кого воспитываю. Это отличная методика Тест "Диагностика межличностных отношений" (ДМО) Тимоти Лири.
Литература
1. Конспект занятий по педагогическому мастерству (1курс НУФВСУ)
2. ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА Т.В.ПЕТРОВСКАЯ и авторский коллектив
3. Практическая психодиагностика МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ Р.Я.РАЙГОРОДСКИЙ