Основные разделы проекта.




Требования к оформлению проектов Конкурса молодежных проектов

Общие и методические рекомендации по написанию проекта

Проект должен включать в себя:

1. Информационную карту:

- Название проекта

- Номинация

- Учреждение/организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты, род деятельности заявителей (должность), наличие достижений в сфере деятельности по проекту. В этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта, либо является учредителем исполнителя).

- Руководители проекта – фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

- Место реализации проекта.

Введение, которое дает анализ, разъяснение актуальности и новизны, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы.

Постановку цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач. Кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).

Основная часть (содержание и механизм реализации) (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).

Характеристику и способ оценки планируемых результатов. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

Выводы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Основные критерии оценки проекта:

а) актуальность - социально-экономическое значение, соответствие приоритетам, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227;

б) креативность, технологичность - производство уникальной продукции, наличие технологических или социальных инноваций в реализуемых проектах;

в) эффективность - достижение измеримых результатов (получение патента, инвестиций и прибыли, победа в конкурсе, социальные, экономические и политические эффекты) в соответствии с затраченными ресурсами на развитие проекта;

г) профессиональность - наличие у заявителя опыта работы по реализации аналогичных проектов в соответствующей сфере деятельности;

д) адресность - ориентация на молодежную аудиторию и решение ее социальных проблем;

е) практическое применение - возможность распространения положительного опыта реализации проекта на другие субъекты Российской Федерации и муниципальные образования;

ж) масштабность - количество молодых людей, вовлеченных в деятельность по реализации проекта

з) вовлеченность – партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями

е) публичность - наличие информации о проекте в сети Интернет, презентация проекта на всероссийских и межрегиональных молодежных мероприятиях и конкурсах.

Основные разделы проекта.

Введение (постановка проблемы) – актуальность проекта определяется значимостью проекта, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть. Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы - предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения. Одной формулировки не достаточно, требуется аналитическое осмысление, проблемы необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это – последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.

Раздел «постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если: - описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;

- ясно, какие обстоятельства побудили написать проект; проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

- исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта; масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

- проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники; проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя; нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересно для чтения и кратко;

- четко определен способ решения проблемы.

Цель проекта. Это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. При постановке цели вы внедряетесь в область ценностей и ценностных отношений. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта. Основные требования к формулировке цели таковы: достижимость в рамках этого проекта; безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ; планирование итогового результата проекта; соответствие компетентности, подготовленности финансово - экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта. Определение цели – важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов. Задачи проекта.

Раздел «Цели и задачи». В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом. Задача – это частная цель или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий, наконец «успех, счастье, удача». Задача в проекте – это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound: конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям: описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке; цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточными, частными результатами; из раздела ясно, какие произойдут изменения в сложившейся ситуации; по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача; цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению; постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения; язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Рахздел «Управление и кадры». В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения. Раздел можно считать достаточным, если: четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом; ясно, кто кому подчиняется, и кто несет ответственность за определенные виды работы; персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до (или) в процессе реализации; механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы; описание четкое, краткое, содержание – ясное и понятное.

Раздел «Основная часть (содержание и механизм реализации)». Основной компонент проектирования – выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов. Если содержание представляет из себя монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Другими словами, нельзя действовать по принципу «вали все в кучу, потом разберемся». Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов – частей. В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект сам по себе состоит из одного модуля или направления). Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала представить в виде схемы, так как это позволяет легче представить «что», «где», «в какой последовательности» будет проводиться при реализации проекта. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить: полная ясность, в каких направлениях будет работать проекта; четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей; доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы; из раздела понятно как, с кем, когда и где будет проходить /реализовываться проект; естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод; нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Раздел «Планирование». Является самой важной частью механизма реализации. При планиро­вании мероприятий по реализации проекта желательно ориентироваться на следующие принципы: Принцип содержательности. Формы работы соответствуют содержанию проекта, решению его целей и задач. Принцип времени. Рациональное и логичное, последовательное распределение мероприятий. Нельзя «сшить лоскутное одеяло» из набора непоследовательных действий, всему свое время. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых этапов или отдельных проектов. Принцип ресурсов – человеческие и материальные ресурсы, которые можно не использовать из-за большого ущерба для достижения цели, не следует использовать. Проект рассчитан на достижение максимального результата при минимальных ресурсных затратах. Принцип места – проект ориентирован на место проведения, соответственно отбирается и каждая форма работы по проекту, нельзя ориентироваться на единый стандарт. Принцип последствия – поскольку каждое дело имеет как позитивные, так и негативные последствия, надо анализировать результаты и стремиться к уменьшению до минимума негативного и развертывания до максимума позитивного последействия. Принцип коррекции – нет незыблемых планов, лучше вовремя внести корректировки, чем получить отрицательный результат. План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям, др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Важно, чтобы план включал разумно ограниченный, содержательно соответствующий целям, набор мероприятий, действий. Все мероприятия могут быть выполнены качественно и в срок с привлечением достаточного количества ресурсов. План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы. Оценка результативности проекта.

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта.

Раздел «Показатели» – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых результатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении» чего-либо, то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполнимыми и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели. Показатель – это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта: Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий, др.).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, заинтересованность партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов). Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.

Критерии эффективности призваны: выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта; отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Раздел «Предполагаемые результаты». Результаты проекта – это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. По объему раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель – это образ предполагаемого результата. При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость.

Раздел «Эффективность проекта» оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

Раздел «Жизнеспособность проекта (перспективы)». Задача этого раздела – спрогнозировать возможный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

Раздел «Финансовое обоснование проекта». Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам: Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта? На какие цели будут израсходованы средства? Какие средства есть в наличии у организаторов проекта? Какая есть материально-техническая база? Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы; средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)? На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта? Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно – сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета. Если вы представляете проект на конкурс или ищете социальных партнеров для софинансирования, то необходимо: знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации; дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект; закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту (не завышать и не занижать их); в смете запрашиваемых средств не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта; не бороться за благородную идею, которая неизвестно сколько стоит. Такой аргумент неубедителен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: