Необходимость и пути повышения качества и уровня жизни в Республике Беларусь




 

 

Применительно к белорусской экономике можно выделить ряд причин, сдерживающих рост уровня жизни населения.

Во-первых, Республика Беларусь находится на начальной стадии реформирования рынка труда, что вкупе с политикой административного повышения заработной платы создает напряженность для финансов государства, банков и предприятий.

Ситуация, когда рост зарплаты опережает рост производительности труда, не может быть устойчивой.

Во-вторых, высокая степень зависимости от экономики Российской Федерации подрывает жизнеспособность белорусской экономики и является источником ее уязвимости в долгосрочной перспективе.

В-третьих, на рынке труда растет напряженность из-за роста явной и скрытой безработицы, особенно среди молодежи. Новые рабочие места создаются крайне медленно.

Из проведённого анализа можно выделить следующие проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь:

- снижение показателя реальных располагаемых денежных доходов населения;

- снижение доли населения с доходами 220 % по отношению к БМП и выше;

- увеличение доли населения с доходами ниже БМП;

- значительные доли населения совершенно не удовлетворены жилищными условиями – 4,7 % и скорее не удовлетворены – 14%;

- рост показателя уровня зарегистрированной безработицы (в процентах к численности рабочей силы);

- увеличение соотношения средних уровней располагаемых ресурсов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп домашних хозяйств;

- сокращение числа больничных коек в расчете на 10000 человек населения;

- сокращение числа учреждений общего среднего образования, числа учреждений среднего специального образования и числа учреждений высшего образования.

Мероприятия, проводимые государством эффективны, но требуются новые способы и методы повышения уровня жизни. И в первую очередь они должны быть направлены на повышение уровня доходов населения, изменение соотношения средней заработной платы и уровня цен на продовольственные и непродовольственные товары, транспорт, образование, здравоохранение, сферу услуг и жилье. Эти факторы существенно влияют на уровень благосостояния населения.

Немало проблем накопилось и в программах социальной помощи. Среди них неэффективная адресная помощь малообеспеченным семьям, отсутствие в ряде случаев количественных показателей бедности для назначения пособий и учета расходов получателей социальной помощи и др.

Несмотря на современные кризисные явления в экономике, сегодня наиболее важными социальными приоритетами в Республике Беларусь продолжают оставаться повышение уровня жизни населения, устранение бедности, достижение эффективной занятости, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан, действенное государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению населения в рыночные реформы, но и позволит придать процессам трансформации экономики более выраженную социальную направленность [14].

Важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека. Для создания достойных условий жизни необходимо действовать одновременно в нескольких направлениях, определяющих траекторию роста уровня и качества жизни: повышение реальных доходов населения, социальные выплаты, непрерывное образование, качественная медицина, доступное жилье, экологическая и продовольственная безопасность.

Поставленная в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [8] стратегическая цель обеспечения высоких жизненных стандартов может быть достигнута только на основе стабильного роста реальных денежных доходов, прежде всего, гарантированного достойного вознаграждения работнику за свой труд, и создания условий для качественной жизни в пожилом возрасте (достойный уровень пенсий, рост ожидаемой продолжительности жизни, повышение качества и доступности медицинских услуг, социального обслуживания).

В качестве критерия эффективности политики в области доходов рассматривается повышение доли населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше, чем в среднем по республике – до 60 % в 2030 г., а также снижение уровня малообеспеченности населения – до 3-4 %.

Показатели доходов населения Республики Беларусь до 2030 г., согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, представлены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Показатели доходов населения Республики Беларусь

Показатель Год
       
Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов выше среднереспубликанского уровня, %        
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения (за пятилетие), % 148,1-148,7 115-127 117-128 114-124
Соотношение среднего размера пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера, раз ≥2,5 ≥2,5 ≥2,5 ≥2,5
Доля населения с доходами ниже БПМ (уровень малообеспеченности), % 5,4 5,4-5,2 4-4,5 3-4

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8].

 

Повышение качества жизни в Республике Беларусь должно осуществляться на основе специально разрабатываемых для этого государственных программ, систем и моделей, учитывающих все факторы, способствующие повышению качества жизни, и передовой опыт стран с очень высоким Индексом человеческого развития.

Особую роль в деле повышения качества и уровня жизни в Республике Беларусь является выравнивание различий в доходах городского и сельского населения. В настоящее время региональная политика Республики Беларусь должна быть направлена на последовательный переход от политики регионального выравнивания к политике регионального развития с опорой на крупнейшие городские центры страны. В основу своей доктрины регионального развития Республика Беларусь должна поставить поддержку наиболее эффективных организаций, регионов и субрегиональных центров.

Активная поддержка подобных регионов развития и их региональных центров способна существенно ограничить растущую сверхконцентрацию населения и экономического потенциала в г. Минске, поскольку очевидно, что активная метрополизация, которая происходит в стране сегодня, тормозит развитие регионов Республики Беларусь, и дальнейший гипертрофированный рост столичного мегаполиса вряд ли может быть признан рациональной моделью территориальной организации страны [14].

Территориальная целостность, сбалансированность и возможность воспроизводства ресурсного потенциала регионов развития – важнейшие условия, способные обеспечить комплексное решение социально-экономических, демографических и экологических проблем.

Можно выделить следующие направления повышения уровня жизни в Республике Беларусь:

- развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни;

- укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

- устойчивое развитие регионов;

- строительство качественного и доступного жилья;

- повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

- постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

- повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;

- улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства.

Социально-экономическая политика Республики Беларусь в будущем будет направлена на повышение уровня и качества жизни населения и создания благоприятной макроэкономической ситуации в стране. Всё это будет способствовать улучшению жизни населения и в конечном итоге увеличению Индекса человеческого развития, который повысит рейтинг Республики Беларусь на мировой арене как молодого перспективного государства с развитой социальной сферой.

Основным источником доходов населения является оплата труда. Она выступает также важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности населения. Одним из направлений повышения уровня доходов населения Республики Беларусь может стать освоение нового или расширение существующего перспективного направления деятельности.

Таким перспективным направлением деятельности в Республике Беларусь можно считать деятельность по переработке мусора и бытовых отходов. Республика Беларусь достигла того уровня социального развития, когда необходимо разумно относиться не только к потреблению, но и к утилизации отходов.

Исходя из действующего в Республике Беларусь принципа справедливости, необходимо установление одинакового уровня заработной платы за одинаковый труд. Для этих целей в нашей стране используется установление тарифной системы оплаты труда, которая способствует формированию одинаковых тарифных ставок для работников одинаковых специальностей, классификаций, разрядов.

Действующая политика государства в области доходов населения не решает некоторых важных проблем, существующих в данной области:

- межрегиональные отличия в уровне денежных доходов;

- существенные различия в уровне оплаты труда в зависимости от экономического вида деятельности.

Основной причиной межрегиональных отличий в уровне денежных доходов является различие в уровне оплаты в данных регионах. Различия в региональных уровнях доходов свидетельствуют об отсутствии действенного механизма выравнивания уровня жизни населения в пределах всего государства.

Следствием этого являются миграционные процессы внутри страны. Население стремится попасть в регионы, с более высоким уровнем оплаты труда. Одной из важнейших целей государственной политики в области доходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна быть цель выравнивания межрегиональных различий уровня жизни.

Путь достижения этой цели лежит через включение в систему оплаты труда, пенсионную систему и систему социальной защиты населения таких рычагов, которые бы предопределяли создание механизма выравнивания межрегиональной дифференциации уровня жизни населения. Этими рычагами могли бы стать системы повышающих коэффициентов, находящиеся в динамической зависимости от региональных среднедушевых денежных доходов населения.

В тоже время в области образования наблюдается острая нехватка специалистов, в частности для работы в сельских населённых пунктах. Для решения данной проблемы государству необходимо развивать систему платных услуг и дополнительных источников реализации продукции, работ в тех отраслях, где наблюдается снижение уровня оплаты труда относительно среднереспубликанского.

Ещё одной существенной проблемой для доходов населения является инфляция, которая проявляется в отставании уровня реальных доходов от номинальных. Для борьбы с инфляцией разрабатываются различные меры антиинфляционной политики.

Государству необходимо реализовывать комплекс мер, направленных на поддержание доходов и сбережений населения и защиту их от влияния инфляционных процессов. Наиболее эффективной мерой повышения доходов населения является стабилизация экономики государства и его стабильный экономический рост.

Однако достигнуть этого не всегда удается как из-за внутренних, так и из-за внешних факторов. В политике денежных доходов населения государству необходимо руководствоваться двумя основными подходами:

- создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные доходы для себя и своих семей;

- обеспечение надёжной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Направлениями политики Республики Беларусь в области оплаты труда должны стать:

- кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности;

- повышение производительности труда и эффективности хозяйствования;

- рост инвестиционного потенциала населения;

- снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Необходимо обеспечить согласование интересов основных социальных макрогрупп в системе централизованного государственного регулирования экономикой. Такими основными группами в Республике Беларусь являются: индустриально-промышленный комплекс; аграрно-продовольственный комплекс; банковско-финансовая сфера и домашние хозяйства (население).

В условиях белорусской институциональной модели согласование интересов этих групп должно производиться не за счёт действия рыночных сил, а путём решений органов государственной власти. Поэтому приоритетными задачами институциональной политики должно быть не только совершенствование системы правовых институтов, регулирующих экономическую деятельность, но и повышение уровня разработки инструментов регулирования системы неформальных институтов, которые позволят более сбалансированно регулировать экономические интересы с целью получения максимального эффекта от использования всех видов материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Во-вторых, следует принять меры, чтобы ни одна из социальных макрогрупп не выступала как единственный представитель общегосударственных интересов, подчиняя интересы других социальных макрогрупп. В частности, нецелесообразно подчинять интересы реального сектора и домашних хозяйств исключительно политике банковско-финансового сектора в лице Национального банка Республики Беларусь, ориентированного на сдерживание внутреннего спроса для недопущения инфляции.

Такая политика Национального банка ведёт к долговременному экономическому спаду, кризису реального сектора экономики и снижению уровня жизни населения. Вместе с тем имеются реальные возможности увеличения внутреннего спроса за счёт следующих неинфляционных мероприятий:

- принципиального изменения механизмов государственной поддержки предприятий. Следует перейти от финансовой поддержки производства товаров к облегчению условий реализации с учётом ограниченных финансовых возможностей как предприятий, так и населения. Неинфляционное стимулирование внутреннего спроса домашних хозяйств целесообразно осуществлять с помощью предоставления рассрочек при покупке потребительских товаров; развития потребительского кредитования; снижения ставок по потребительским кредитам за счёт средств, выделяемых на поддержку предприятий;

- выделения населению целевых денежных субсидий на покупку сложнотехнических промышленных товаров, строительных материалов и мебели отечественного производства, дорогостоящих услуг;

- активизации кредитования субъектов хозяйствования с предоставлением льготных процентных ставок по ссудам на покупку отечественных товаров и услуг с соответствующим повышением процентных ставок по кредитам, представляемых на приобретение импортных товаров и услуг;

- проведения более активной политики по увеличению доходов населения путём регулирования ставок минимальной оплаты труда; индексации выплат заработной платы работникам бюджетной сферы; обеспечение социальной защиты населения. Необходимо активное вовлечение теневых доходов работников в систему социального страхования;

- сокращения подоходного налогообложения для низкооплачиваемых категорий населения;

- использования фондового рынка преимущественно как инструмента связывания свободных денег организаций и населения с обеспечением условий для роста курса обращающихся на нём ценных бумаг. Основные финансовые потоки в сложившейся институциональной системе по-прежнему будут проходить через органы государственного управления, исходящих из необходимости решения поставленных перед страной социально-экономических задач.

В целях повышения уровня жизни населения через повышение производительности труда, повышение эффективности производств, рост денежных доходов населения, предприятий и бюджета, необходимо совершенствовать экономический механизм в сфере энергоэффективности. В этой связи предлагается:

- повышение энергоэффективности экономики рассматривать не как самоцель, а как средство для достижения роста экономики, её конкурентоспособности, обеспечения энергетической и экономической безопасности, повышения качества жизни населения, снижения антропогенной нагрузки. В этой связи, целесообразно включить в состав показателей, позволяющих оценить уровень энергоэффективности экономики страны, наряду с энергоемкостью ВВП, ряд других показателей, в том числе электроёмкость ВВП, энерго- и электровооруженность, энергетическую самостоятельность, а также удельные показатели: энерго- и электропотребление на душу населения, выбросы вредных веществ от сжигания и переработки топливно-энергетических ресурсов на душу населения. Такой подход позволит объективно оценить уровень энергоэффективности в экономическом, экологическом и социальном аспектах;

- государственной политикой должно стать не только и не столько снижение объёмов потребления топливно-энергетических ресурсов, а повышение эффективности их использования в условиях наращивания объёмов ВВП;

- совершенствование тарифной политики на энергоносители, введение системы глубоко дифференцированных тарифов для промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, сокращение перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на газ, электрическую и тепловую энергию в увязке с ростом денежных доходов населения;

- повышение энергетической самостоятельности, как показателя, отражающего долю производства (добычи) первичной энергии из природных источников Республики Беларусь в общем валовом потреблении первичной энергии и её эквивалентов в стране. Этот показатель используется для межстрановых сопоставлений при оценке энергетической зависимости страны от внешних поставщиков топлива и энергии;

- разработка и реализация на практике комплекса мероприятий по организации в республике рынка энергосервисных услуг, в том числе, основанных на заключении энергосервисных договоров;

- укрепление межсистемных связей с энергосистемами соседних государств для обеспечения диверсификации поставок и увеличения экспорта электроэнергии в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС;

- расширение сотрудничества в сфере энергетики в рамках ЕАЭС, т.к. интеграция национальных энергетических рынков позволяет решить проблемы как обеспечения энергетической безопасности и устойчивости энергоснабжения, так и защиты окружающей среды и улучшения инвестиционной привлекательности отраслей ТЭК [17, c. 76].

Таким образом, можно выделить следующие проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь: снижение показателя реальных располагаемых денежных доходов населения; снижение доли населения с высокими доходами; увеличение доли населения с доходами ниже БМП; значительная доля населения не удовлетворена жилищными условиями; рост показателя уровня зарегистрированной безработицы; увеличение соотношения средних уровней располагаемых ресурсов наиболее и наименее обеспеченных групп домашних хозяйств; сокращение числа больничных коек в расчете на 10000 человек населения; сокращение числа учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования. Для создания достойных условий жизни необходимо действовать одновременно в нескольких направлениях, определяющих траекторию роста уровня и качества жизни: повышение реальных доходов населения, социальные выплаты, непрерывное образование, качественная медицина, доступное жилье, экологическая и продовольственная безопасность. Можно выделить следующие направления повышения уровня жизни в Республике Беларусь: развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни; укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья; повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства. Одной из важнейших целей государственной политики в области доходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна быть цель выравнивания межрегиональных различий уровня жизни. Государству необходимо реализовывать комплекс мер, направленных на поддержание доходов и сбережений населения и защиту их от влияния инфляционных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате написания курсовой работы были решены все задачи, поставленные во введении. Проведённое исследование позволяет подвести следующие основные итоги:

1) качество жизни – это качество жилищных условий, продуктов питания, уровень комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.д. Уровень жизни характеризует размер национального дохода, приходящийся на душу населения; общий объем благ и услуг, потребляемых населением за год, долю питания в структуре потребления. Анализ тенденций в изменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства. В Республике Беларусь проводится активная и направленная социальная политика по повышению уровня и качества жизни всех слоев населения. Главная цель развития страны на 2016-2020 гг. – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития;

2) выделяют общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др. показатели уровня жизни. Несмотря на то, что денежные доходы населения и денежные доходы в расчёте на душу населения в Республике Беларусь в 2014-2016 гг. выросли, показатель реальных располагаемых денежных доходов населения, выраженный в процентах к предыдущему году, снизился и составлял два года подряд величину, меньшую 100 %, т.е. реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь в эти годы снижались. Доля населения с доходами ниже БМП в Республике Беларусь в 2008-2010 гг. снижалась и составила в 2010 г. 5,2 %, в 2011 г. показатель вырос до 7,3 %, затем показатель снижался до 2014 г., когда он составил минимум за 10 лет – 4,8 %. В 2015 и 2016 гг. показатель рос и составил 5,7 %. Наибольшие доли домашних хозяйств в Республике Беларусь полностью удовлетворены жилищными условиями либо скорее удовлетворены – они составили 43,2 % и 30,2 % соответственно. По Индексу человеческого развития в рейтинге стран мира Республика Беларусь занимает 52 позицию;

3) можно выделить следующие проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь: снижение показателя реальных располагаемых денежных доходов населения; снижение доли населения с высокими доходами; увеличение доли населения с доходами ниже БМП; значительная доля населения не удовлетворена жилищными условиями; рост показателя уровня зарегистрированной безработицы; увеличение соотношения средних уровней располагаемых ресурсов наиболее и наименее обеспеченных групп домашних хозяйств; сокращение числа больничных коек в расчете на 10000 человек населения; сокращение числа учреждений общего среднего, среднего специального и высшего образования. Для создания достойных условий жизни необходимо действовать одновременно в нескольких направлениях, определяющих траекторию роста уровня и качества жизни: повышение реальных доходов населения, социальные выплаты, непрерывное образование, качественная медицина, доступное жилье, экологическая и продовольственная безопасность. Можно выделить следующие направления повышения уровня жизни в Республике Беларусь: развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни; укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; устойчивое развитие регионов; строительство качественного и доступного жилья; повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест; постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам; повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства. Одной из важнейших целей государственной политики в области доходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна быть цель выравнивания межрегиональных различий уровня жизни. Государству необходимо реализовывать комплекс мер, направленных на поддержание доходов и сбережений населения и защиту их от влияния инфляционных процессов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: