Структура пенсионной системы в Российской Федерации




 

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которую признаны нуждающимися в таковой.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, которая провозгласила, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случая болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Государственное социальное обеспечение – государственная система материального обеспечения граждан Российской Федерации в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети [63].

Социальное обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование.

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан Российской Федерации различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах – интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения; содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения; социальное обслуживание на дому и д.р. [19].

Пенсионное обеспечение в системе социального обеспечения Российской Федерации основывается в первую очередь на нормах Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение является наиболее распространенным видом социального обеспечения. Пенсионное обеспечение является формой материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Для реализации целей пенсионного обеспечения в государственном масштабе необходимо создание пенсионной системы, которая представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Порядок исчисления, выплаты, перерасчета, индексации трудовых и социальных пенсий устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Организационно – правовая форма пенсионной системы определяется состоянием экономики и рынка труда, проводимой налоговой политикой и политикой в области доходов, демографической ситуацией, развитостью финансовых, в том числе и страховых институтов, принятием обществом конкретной модели пенсионного обеспечения.

Обеспечение пенсией нетрудоспособного населения является одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы примерно более 30 процентов населения любой страны, а косвенно все население.

Пенсия – как вид социального обеспечения населения – представляет собой регулярную и, как правило, пожизненную денежную выплату гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях (при достижении определенного возраста, наступления инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством) [29].

Исходя из случаев, при возникновении которых выплата пенсии обеспечивает указанную компенсацию, сложились и категории пенсионеров. В настоящее время различаются следующие виды пенсии:

социальная – гарантированная государством минимальная пенсия, для лиц, не участвовавших в финансировании общегосударственной пенсионной системы, и формируется за счет перераспределения доходов внутри системы;

трудовая – обязательная общегосударственная пенсия, которая формируется за счет зарезервированной части заработной платы, уплачиваемой работодателем по трудовому договору, и ее размер обычно зависит от уровня заработной платы;

профессиональная – досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда, может быть как обязательной, так и добровольной и формируется за счет страховых взносов работодателей;

добровольная – форма пенсионного обеспечения (страхования), являющаяся дополнительной к общегосударственной, а в ряде стран основным механизмом самозащиты работников и мелких предпринимателей, и которая подразделяется на корпоративную (формируемая для работников предприятия, за счет взносов работодателя, хотя нередко встречаются корпоративные системы с участием в финансировании будущих пенсий и работника) и индивидуальная (формируемая физическим лицом для обеспечения приемлемого уровня пенсии) [7].

В силу своей масштабности пенсионная система играет большую роль в социально-экономической, общественно-политической жизни страны и финансово-бюджетной сфере государства. Она органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, состоянием рынка, а кроме того, с демографическим положением в настоящем и будущем.

Пенсионная система – совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гарантированного всем нетрудоспособным гражданам права на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления [36].

Возникновение и развитие систем пенсионного обеспечения также можно объяснить необходимостью выполнения в обществе соответствующими институтами социальной защиты двух основных функций: воспроизводственной и стимулирующей. Суть воспроизводственной функции заключается в реализации социальных целей общества – предоставление через пенсионную систему средств для нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратили трудоспособность. Стимулирующая функция направлена на решение экономических задач общества – обеспечение связи результатов трудовой деятельности с будущей пенсией, что напрямую связано с проблемами трудовой мотивации и побуждения к деловой активности трудоспособной части населения.

Эволюция и трансформация пенсионных систем обусловлена необходимостью адаптации институтов и механизмов социальной защиты граждан к меняющимся общественно-экономическим условиям для достижения следующих целей:

– защита от бедности в случае утраты трудоспособности;

– предоставление дохода, адекватного сумме заработка, имеющегося до выхода на пенсию;

– защита этого дохода от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.

Защита от бедности является одной из главных социальных функций государства, и оно должно содействовать созданию и функционированию системы пенсионного обеспечения, в принципе охватывающей всех граждан: как способность обеспечить самостоятельно необходимый уровень дохода при наступлении старости и потере трудоспособности по другим причинам, так и не способных к самообеспечению.

Люди часто не задумываются о перспективах или недооценивают свои будущие потребности, и в результате после прекращения трудовой деятельности может сложиться трудно разрешимая ситуация – не созданы адекватные запасы для удовлетворения потребностей. Сохранение приемлемых стандартов жизни в пожилом возрасте предотвращает и социальное падение, связанное с прекращением трудовой деятельности. Следовательно, должны существовать институты и механизмы, стимулирующие и обязывающие граждан предпринимать меры для обеспечения дохода в старости и своей независимости от государственной благотворительности. Функция государства по защите пожилых граждан состоит в том, чтобы мотивировать людей думать о своих будущих потребностях и заранее заботиться о возможных способах и финансовых источниках их удовлетворения [14].

Обеспечение адекватных стандартов жизни лиц пожилого возраста становится основной целью пенсионных систем по мере их развития. Цель сохранения приемлемых стандартов жизни в пожилом возрасте состоит в том, чтобы пенсии по государственным система могли, насколько возможно, сохранить уровень жизни, достигнутый в период трудовой жизни, и тем самым предотвращали социальное падение при прекращении трудовой деятельности.

Цели и функции системы пенсионного обеспечения реализуется на определенных уровнях в конкретных системах и моделях.

К основным видам пенсионных систем в зависимости от выполняемых функций и источников финансирования относятся следующие:

– государственная система пенсионного обеспечения;

– профессиональная система пенсионного обеспечения;

– система личных пенсионных сбережений;

– система дополнительных производственных пенсий [2].

С 1 января 2002 года пенсионная система в России имеет два уровня:

Обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд России. Исчисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется страхователями – плательщиками страховых взносов, т.е. организациями или физическими лицами, осуществляющими найм на работу. Лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются застрахованными лицами.

В рамках системы обязательного пенсионного страхования предоставляются трудовые пенсии, которые получают подавляющее большинство пенсионеров. Право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается следующим категориям граждан:

­ федеральным государственным служащим;

­ военнослужащим;

­ участникам Великой Отечественной войны;

­ гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

­ нетрудоспособным гражданам.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отдельные категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, имеют право на одновременное получение двух пенсий. К их числу относятся:

­ инвалиды вследствие военной травмы;

­ участники Великой Отечественной войны;

­ родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы;

­ вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак [66].

Также можно сказать о развитии в России добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения, которое реализуется через негосударственные пенсионные фонды. Она существует независимо от этих систем, а получение негосударственной пенсии не ставится в зависимость от получения какой-либо другой пенсии.

Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с договорами о негосударственном пенсионном обеспечении за счет пенсионных взносов, вносимых в негосударственные пенсионные фонды работодателями в пользу своих работников, или за счет взносов граждан в свою пользу или в пользу третьих лиц (родственников и других близких людей) [8].

Основные характеристики составных частей системы пенсионного обеспечения приведены в схеме 2.

Основные принципы функционирования пенсионной системы: единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования; всеобщность; обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет обязательного государственного пенсионного страхования; государственная гарантия для всех застрахованных лиц; солидарность материальных и финансовых обязательств; общенациональный характер собственности на уплаченные страховые взносы; автономность бюджета пенсионного фонда Российской Федерации от государственного бюджета; поддержание уровня жизни пенсионеров; целевое использование страховых платежей на выплату пенсий и пособий; возвратность пенсионных накоплений; индивидуальный учет уплаченных взносов [33].

Субъекты пенсионной системы

Основными участниками пенсионной системы в соответствии с действующим с 2002 г. пенсионным законодательством выступают: работники (застрахованные лица), работодатели (страхователи), государство, Пенсионный фонд России (далее ПФ), негосударственные пенсионные фонды (далее НПФ) и управляющие компании (далее УК).

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение).

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд образован в 1991 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Основные виды экономической деятельности – деятельность в области обязательного социального обеспечения.

Основными целями являются:

1. поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;

2. обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;

3. совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;

4. усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;

5. повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.

В основные задачи ПФ РФ входят:

– целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

– организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

– контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

– изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты, а ПФР страховых взносов и внесение в Правительство РФ предложений по ее совершенствованию;

– проведение научно – исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

– разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. ПФР может также принимать участие в финансировании региональных программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Основные направления деятельности:

– назначение и перерасчет пенсий;

– материнский капитал;

– консультации граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей по всем вопросам, относящиеся к компетенции Управления ПФР;

– консультации по отдельным правовым вопросам;

– реализация социальных программ;

– оформление инвалидности;

– индивидуальный (персонифицированный) учет [11].

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

­ работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

­ являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

­ работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

­ являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. [66].

Негосударственный пенсионный фонд – это некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения граждан.

Управляющей компанией является организация, имеющая специальную лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственным пенсионными фондами, т.е. осуществляющая на финансовым рынке операции по размещению финансовых активов[21].

Итак, сегодня ПФ формально не является единственным игроком на поле управления пенсионными средствами. Хотя реальная роль других экономических субъектов продолжает оставаться ничтожно малой, а ПФ в реальности действует как крупнейший государственный монополист в пенсионной сфере.

Таким образом, современная система пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между застрахованными лицами (наемными работниками, индивидуальными предпринимателями) работодателями и государством. Эти отношения призваны обеспечить реализацию долгосрочных государственных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан [45].

Эти правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации, которое представлено в Приложении А.

Конституция Российской Федерации является основным источником права социального обеспечения. Конституция Российской Федерации устанавливает основы конституционного строя в России. Признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, в том числе в области пенсионного обеспечения.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации», являясь кодифицирующим законодательным актом, повторяет основные нормы действующего законодательства, устанавливает порядок исчисления пенсий и прописывает изменения в видах пенсий (см. таблица 1).

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», являющимся ключевым в пакете пенсионных законов, установлены:

– право на трудовую пенсию по старости при страховом стаже не менее пяти лет;

– право пенсионера в полном объеме получать пенсию и продолжать работу;

– право на одновременное получение двух пенсий – по государственному

пенсионному обеспечению и трудовую пенсию и т.д.

В Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» рассматриваются цели индивидуального учета – это создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении.

Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, а также определяются правовое положение субъектов пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законом предусматривается возможность добровольного участия застрахованных лиц, а также иных категорий граждан в системе обязательного пенсионного страхования [59].

Итак, законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов, которая, к сожалению не всегда эффективна, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.

Система пенсионного обеспечения Российской Федерации формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Но наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков и это предъявляет новые требования к пенсионной системе. Поэтому поиски эффективной пенсионной системы идут во всем мире, с давних времен и до сих пор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: