Рекомендации по оптимизации реализации программы государственного софинансирования пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации




 

В заключение работы сформулированы основные полученные выводы и практические рекомендации. Общие выводы в результате проведенного исследования сводятся к следующему:

В теоретической основе исследуемого вопроса:

1. Исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило ее существенные недостатки, основным из которых следует отметить – резкое обесценение пенсионных обязательств, долги по выплате пенсий и т.д. Для устранения указанных недостатков, корни которых лежат в негативных демографических тенденциях и ухудшении экономического состояния в стране, потребовалось поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения.

Основной целью пенсионной реформы является возможность реализации гарантированного права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях, необходимость обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения, адаптирование системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Российской Федерации рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий.

2. Важнейшим социально-экономическим последствием реформы системы пенсионного обеспечения станет принятие Федерального закона №56 «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», целью которого является стимулирование формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан.

В практической основе исследуемого вопроса:

1. На основании анализа процесса внедрения Программы государственного софинансирования пенсии в Российской Федерации на примере отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации Ленинского района г. Новосибирска можно сказать, что процесс реализации программы имеет некоторые недостатки, на которые указали специалисты: недоработанные механизмы реализация программы – не продуманная информационно – разъяснительная система и отсутствие эффективной обратной связи с населением. Сегодня информационный фактор существенно определяет характер деятельности ПФР.

На результате выше перечисленных выводов мы предлагаем следующие рекомендации по оптимизации реализации Программы государственного софинансирования пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации. Данные рекомендации могут применяться всеми специалистами, работающими в сфере пенсионного обеспечения.

Одним из главных направлений должно стать активное усиление информационно-разъяснительных работ среди населения. Информирование населения по вопросам пенсионного обеспечения, а также о процессе реализации Программы государственного софинансирования пенсии, должно основываться на следующих факторах:

1. доверие населения к источнику информации;

2. доступность формы изложения, т.е. язык должен быть так прост, чтобы информация стала понятна лицам разных возрастных категорий.

Следует также учитывать желание населения:

1. получать компетентную информацию от специалистов, которым доверяют, но через СМИ;

2. говорить и быть услышанным;

3. информация должна быть конкретной и полезной.

Полная информатизация всех процессов на основе современного программного обеспечения и технических средств:

– содействие редакциям в медиапланировании, оперативно представлять исчерпывающие данные, чтобы нужные публикации, разъясняющие те или иные аспекты пенсионной системы, выходились на регулярной основе;

– проведение масштабных разъяснительных рекламных кампаний.

1. В целях сокращения материальных и моральных затрат населения, дальнейшего совершенствования процесса приема и информирования населения, вменить в обязанности специалиста клиентской службы проведение информационной компании, что представит собой целенаправленную, организованную и профессиональную деятельность специалистов в области информирования, т.е. постоянного предоставления информационных услуг на всех стадиях и процессах развития программ пенсионного обеспечения граждан.

Информационные технологии позволяют делать деятельность организации более наглядным, более управляемым, более прогнозируемым.

Услуга по предоставлению информационной работе, как правило, включает следующие пункты:

– повышение эффективности рекламной компании;

– повышение управляемости, прозрачности деятельности организации за счет создания единой информационной инфраструктуры;

– совершенствование информационной инфраструктуры.

Специалист оказывает гражданам грамотную консультацию по всем вопросам, касающимся вопросов пенсионных программ, в том числе, по разъяснению необходимости пенсионного страхования и целесообразности вступления работников в программу государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»; по повышению доверия к государственным пенсионным фондам, зарекомендовавшим себя как надежные, устойчивые и эффективно работающие структуры в отношении застрахованных лиц по договорам добровольного пенсионного страхования.

Граждане, желающие вступить в Программу, задают различные вопросы представителям ПФР, которые их интересуют. Для примера приведем часто задаваемый вопрос: «Что нужно сделать, чтобы принять участие в Программе государственного софинансирования пенсии?», «Когда можно подавать заявление для вступления в Программу государственного софинансирования пенсии?», «Какие документы нужно иметь при себе, если я собираюсь вступить в Программу самостоятельно через свое управление Пенсионного фонда?», «Куда перечислять деньги в накопительную часть пенсии, когда я вступлю в Программу софинансирования?», «Есть ли возрастные ограничения для тех, кто хочет стать участником Программы государственного софинансирования пенсии?».

Ответы могут быть такими:

1. Что нужно сделать, чтобы принять участие в Программе государственного софинансирования пенсии? – Для вступления в Программу необходимо подать заявление в Пенсионный фонд России – самостоятельно, либо через своего работодателя, либо через трансфер-агента. Заявление подается в территориальное управление Пенсионного фонда России по месту жительства (прописки) гражданина. Также гражданин может прислать заявление в Пенсионный фонд России по почте или иным способом, но в таком случае вам потребуется нотариально заверить свою подпись.

2. Когда можно подавать заявление для вступления в Программу государственного софинансирования пенсии? – Пенсионный фонд России принимает заявления от граждан с 1 октября 2008 года. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

3. Какие документы нужно иметь при себе, если я собираюсь вступить в Программу самостоятельно через свое управление Пенсионного фонда? – При себе необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и т.д.

Ответы на вопросы специалисты в силу опыта работы могут подготовить заранее. В конце встречи специалисты ПФР договариваются о дальнейшем сотрудничестве.

Помимо разъяснительной кампании специалисты должны следить за наличием и постоянным обновлением в ПФР буклетов и брошюр по основным направлениям деятельности ПФР. Эти материалы должны распространяться и в клиентских службах ПФР.

Необходимо так же следить за систематическим формированием и поддержанием в должном состоянии информационных стендов, изданием информационных листовок. Также в функции специалистов по информированию населения входит оформление ящика для сбора письменных вопросов и предложений и постоянное обновление сайта Пенсионного фонда.

Для того чтобы организовать просветительскую работу для населения нам потребуются следующие ресурсы:

 

Какие ресурсы требуются Количество Бюджет
  Специалисты по вопросам пенсионного страхования 1 специалист персонифицированного учета 1 специалист клиентской службы -
  Заработная плата специалиста Ежемесячно Заработная плата оплачивает ПФР 10000 рублей
  Буклеты цветные с описанием Программы софинансирования пенсии 500 шт. (для лиц, обратившихся в ПФР); Печатается за счет средств бюджета ПФР 15 000 рублей
  Информационные стенды 1 шт. Печатается за счет средств бюджета ПФР 10 000 рублей
  Время для проведения консультационной работы по пенсионным программам, в том числе Программе софинансирования пенсии С 9–00 по 17–00 часов, с обеденным перерывом с 13–00 по 14–00, каждый рабочий день   -
  оформления ящика для сбора письменных вопросов и предложение по пенсионному страхованию Ящик для сбора письменных вопросов – 1 шт. (на одно отделение ПФР) предоставляют отделения ПФР
  Договор с Интернет провайдером и ПФР Подключение выделенной линии Интернет Договор для каждой из сторон – 2 шт. 1 линия выделенная, IP – адрес за счет средств бюджета ПФР 3 500 рублей

 

Итого: 38 500 рублей

Хотелось предложить следующую рекомендацию – приоритетным направлением информирования населения является бесплатная районная газета.

Основные цели создания бесплатной газеты:

1. информировать читателей об основных событиях, происходящих в ПФР;

2. информировать о вступлении граждан в Программу софинансирования пенсии;

3. организация на страницах газеты открытого обсуждения вопросов вступления в пенсионные программы;

4. распространение информации о новых предложениях ПФР.

Газета должна завоевать доверие жителей района и быть ориентированной на прямую и обратную связь с ними. ПФР совместно с газетой должен разрабатывать планы по информированию населения, определять приоритетные направления информационного обеспечения, исходя из потребностей финансовых возможностей, должен постоянно поддерживать деловой контакт с редакцией газеты, добиваться, чтобы характер материалов, публикуемых в газете, был максимально разнообразный: обзорно-аналитический, информационно-справочный и т.д.

Целевая аудитория (читатели, на которых ориентируется редакция при планировании содержания газеты) это читатели, которые:

1. граждане пенсионного и предпенсионного возраста;

2. работающие граждане;

3. граждане, имеющие семью и воспитывающие детей;

4. стремятся к улучшению качества своей жизни.

Тип издания – информационно-рекламное. Бумага – газетная. Периодичность – 1 раз в месяц. День выхода – понедельник. Объем – 16 полос формата А3. Цвет – 4+4. Распространение – бесплатно по почтовым ящикам жителей районов города, по офисам предприятий и организаций.

Для того чтобы осуществить задуманное, нам необходимы следующие ресурсы:

 

Какие ресурсы требуются Количество Бюджет
  Организационные ресурсы: Переговоры между руководством ПФР и редакцией Руководители: директор редакции и начальник УПФР: 2 человека. -
  Организационные ресурсы – Договор о сотрудничестве УПФР и редакции 2 экземпляра договора для каждой стороны за счет средств бюджета ПФР

 

Сеть районных газет – это нестандартные решения при медиапланировании и распределении рекламного бюджета: возможность массового охвата читательской аудитории.

Также особенно важно для реализации Программы государственного софинансирования граждан – удобный способ получения застрахованным лицом информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета в электронной форме. Так как информацию о лицевом счете застрахованного лица должны предоставлять ПФР, в письменном виде, путем рассылкой писем, что занимает много времени и ресурсов. И здесь главный способ повысить эффективность работы по уведомлению граждан об их лицевом счете – дальнейший перевод страхователей на бесконтактную передачу сведений по каналам связи в защищенном виде, в том числе через Интернет – взаимодействие с банками, создание сервисов по информированию граждан об их пенсионных правах через банкоматы.

Целью перевода страхователей на бесконтактную передачу сведений – является сокращение расходования времени и ресурсов специалистов ПФР, занимающимся рассылкой данных уведомлений.

 

Какие ресурсы требуются Количество Бюджет
  Организационные ресурсы: Переговоры между начальником УПФР и управляющими банка Руководители: управляющий банка и начальник УПФР -
  Организационные ресурсы – Договор о сотрудничестве УПФР и управляющими банка 2 экземпляра договора для каждой стороны В рамках Программы государственного софинансирования пенсии

 

Внедрение подобной системы существенно облегчит взаимодействие, как страхователям, так и сотрудникам ПФР. Создание и повсеместное внедрение удобной системы онлайнового доступа, помноженное на выполнение функции администрирования страховых взносов, позволит сделать следующий важный шаг в развитии персонифицированного учета.

Важнейшим и наиболее эффективным методом осуществления обратной связи с население является проведение УПФРФ «горячих линий».

Горячая линия – это единый многоканальный телефонный номер, специально подготовленный специалист (специалист, компетентный по вопросам Программы государственного софинансирования), понятные и информативные отчеты и статистика, направленные на качественный прием звонков.

Услуга Горячая линия – это готовое решение для приема звонков и обработки большого количества входящих телефонных звонков.

Для этой цели необходимо выбрать наилучше подходящее время, например, каждый последний четверг месяца в наиболее удобное для граждан время. Ответственный специалист УПФР должен принимать по известному обычному телефону обращения, заявления, предложения и другую информацию от населения. Поступившие обращения граждан требуют быстрого принятия решений.

Клиент, обратившийся на Горячую линию, получит ответы на все интересующие вопросы от квалифицированных специалистов ПФР, обученных специфике работы ПФР. Общение с клиентами ведется строго по согласованному сценарию, а к работе допускаются только специалисты, успешно прошедшие обучение и аттестацию.

Кабинет, будет оборудован компьютером с выходом в Интернет, приобретена оргтехника (многофункциональное устройство – принтер, «ксерокс», сканер), телефон – факс и т.д. Данное оборудование необходимо для осуществления обратной связи.

Информация о работе «горячей линии» и справочно-информационной службы доводится до жителей через местную газету или кабельное телевидение.

 

Какие ресурсы требуются Количество Бюджет
  Подготовка проекта «Горячая линия» с выделением многоканального телефонного номера   4 500 рублей
  Специалист (оператор)    
  Заработная плата оператору ежемесячно за счет средств ПФР 10 000 рублей
  Мебель и оргтехника для организации рабочего места; Канцелярские товары. компьютер (системный блок, монитор, мышь, колонки) –2 шт. телефон-факс – 1 шт. многофункциональное устройство 1 шт. бумага для принтера, ручки, карандаши, папки и т.д. за счет средств ПФР 20 000 рублей 2500 рублей 500 рублей 10000 рублей 1000 рублей

 

Итого: 47 500 рублей.

В итоге создания «горячей линии»:

– всегда свободная телефонная линия и прием звонков позволяет всем желающим беспрепятственно дозвониться.

– специалисты занимаются консультированием по особо важным пенсионным вопросам;

– эффективно распределена работа;

– налажена обратная связь с клиентами, учтены все их пожелания;

– звонки зафиксированы, результаты переговоров можно сформировать в удобные отчеты.

Результативность всех мероприятий лучше всего проверяется анкетированием, интервьюированием отдельных групп населения, проводящимся до и после проведения мероприятий по обучению и информированию по вопросам пенсионного обеспечения. С помощью анкетирования необходимо выяснить уровень информированности о тех или иных изменениях в пенсионной системе, степень доверия к различным источникам информации, информационные запросы и степень удовлетворенности ими.


Заключение

Важным направлением преобразований для членов общества в социальной политике государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

Пенсионная система Российской Федерации – это совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между застрахованными лицами работодателями и государством, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на принципе солидарности поколений, т.е. перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Но наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей большую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков, таких как, низкий уровень информированности населения о реформировании пенсионной системы, нелогичность проводимых преобразований, постоянные корректировки и попытки сменить направления реформирования, что привело к новым поискам эффективной пенсионной системы.

Поэтому проведение реформы пенсионной системы на современном этапе было необходимо, прежде всего, из-за неудовлетворения старой пенсионной системой, негативных демографических и экономических изменений в стране.

Суть пенсионной реформы заключается в достижении долгосрочной финансовой сбалансированности и обеспечении социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, то есть необходимости повышения финансовой устойчивости системы государственного пенсионного страхования в целом, поддержание стабильного размера пенсии, усиление заинтересованности в уплате страховых взносов и формирование побудительных мотивов к этому.

В связи с этим возникают новые проблемы для пенсионной системы Российской Федерации. Эти проблемы группируются вокруг трех основных тем:

– низкие пенсии нынешних пенсионеров;

– широкое распространение бедности в старости и среди тех работников, которым предстоит выйти на заслуженный отдых через 10–15 лет;

– недостаточная эффективность обязательной накопительной составляющей, что создает опасность низкого уровня пенсионного обеспечения и среди работников моложе 1966 года рождения.

На некоторые значительные изъяны в сформировавшейся на сегодняшний день системе пенсионного обеспечения указали специалисты Пенсионного Фонда РФ Ленинского района г. Новосибирска. К числу таких специалисты отнесли:

– слабая связь совершенствования системы пенсионного обеспечения с направлением основных тенденций социально-экономического и демографического развития страны;

– низкий уровень как государственного за функционированием финансовых пенсионных потоков;

– отсутствие достаточно эффективной «обратной связи» как во взаимоотношениях пенсионеров с местными и региональными отделениями Пенсионного фонда;

– отсутствие просветительской деятельности происходящих изменениях в пенсионной системе.

Таким образом, пенсионная система в новом варианте не достаточно обеспечивает соответствующей мотивацией работающее население, и, как следствие, – отсутствуют факторы, обеспечивающие оптимальный уровень социальной стратификации.

Для того что бы улучшить материальное положение населения в 2009 году стартовала Программа государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, которая основана на принципе солидарной уплаты дополнительных страховых взносов гражданином и государством в равном размере на формирование накопительной части трудовой пенсии. Как уже было сказано выше, она предназначена для поддержки государством социально активных граждан, заботящихся о своем пенсионном будущем.

В результате анализа реализации программы нами были выделены следующие преимущества: во-первых, это реальная возможность увеличить размер своей будущей пенсии уже сегодня; во-вторых, закон предоставляет возможность и работодателю, заинтересованному в своих работниках, дополнительно увеличить размер своей будущих пенсии своих сотрудников, вступивших в Программу государственного софинансирования; в-третьих, при условии участия граждане освобождаются от уплаты НДФЛ с государственных взносов на накопительную часть пенсии.

К тому же благодаря программе можно позаботиться не только о своем будущем, но и о будущем своих близких, ведь закон предусматривает уплачивать дополнительные страховые взносы за другого человека.

Значительная роль в реализации программы отводиться негосударственным пенсионным фондам, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством. Будем надеяться, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.

Особо важным является то, чтобы принцип приоритета интересов будущих пенсионеров стал основой всей нормативной базы саморегулирования. Поэтому государству необходимо более четко прописывать гарантии для пенсионеров, учитывать то, что основной ущерб возникает от ошибок при оценке рисков.

Поэтому рассмотрев данную тему, мы пришли к выводу, что для эффективности реализации Программы государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии необходимо сбалансировать законодательную систему, привести ее в равновесие, заставить работать, потому что должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости участия в подобных программах, разъяснять им предпринимаемые шаги. И для того, чтобы решения будущих участников накопительной системы принимались серьезно и ответственно, необходимо улучшить эффективность их просвещения и информирования.

Совершенствование действующей пенсионной модели продолжается. Его цель – создание системы, обеспечивающей более высокий уровень пенсионного обеспечения граждан страны. Программа софинансирования пенсии создана не только для того, чтобы повысить уровень размера пенсии, но и сформировать в людях самостоятельность, ответственность по отношению к самим себе и своему будущему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: