Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда — быстрые и сложнокоординированные движения.




О представителях профессий типа «Человек—художественный

Образ» (X)

В профессиях типа X мир видится работником и волнует его прежде всего и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство, волнующую человека форму какого-то содержания. Космос — это то, где людям приходится жить, и, следовательно, надо подумать об интерьере космического корабля. Земля — то, на что надо мысленно взглянуть с большой высоты, из космоса, чтобы лучше упорядочить проектируемый населенный пункт. Природные условия (например, рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, господствующие ветры, среднемесячные температуры и т.п.) — это то, что надо учесть при проектировании зданий и сооружений. Природа для представителей профессий этого типа — источник не только впечатлений, но и, например, красителей, а также и некоторых неприятностей (нет в природе вечных художественных материа­лов, время и микробы превращают холсты в прах).

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно­сти, например, такого рода: художественные стили, гармония цве­тового решения (картины, архитектурного проекта, оформляе­мой витрины, театральной декорации), чувство подаренной лю­дям красоты, пульс дня, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформле­ние театрального представления, фразировка (музыкального ма­териала), симфоническое звучание, отклонения от темпа и пр.

Цивилизация, культура, история человечества мыслятся здесь как множество достижений художественного толка, причем часто вполне конкретных (в смысле авторства, времени, места) — об­разцы крашеных тканей, найденные в египетских пирамидах; кони Клодта на мосту через Фонтанку; лаковые миниатюры мастеров Палеха, славящиеся во всем мире, и т.п. Международные отно­шения как таковые не акцентированы: мир людей, стран, наро­дов предстает в широких сопоставительных экскурсах как лишен­ный придуманных людьми политических, государственных гра­ниц: в одном ряду могут сопоставляться художественные деяния и первобытного человека, и мастеров Италии, России или Гол­ландии и т.д.

Условия существования и развития человека — это система рас­селения людей, жилые кварталы, парадные площади города, про­странство для отдыха в проектируемом жилом помещении, про­странство для рукоделия, плодородные места, которые важно принимать во внимание при проектировании селений, деревень. Деятельность людей, человечества в целом составляет некий фон, главное же — то, что надо обеспечить, преодолевая суще­ствующие недостатки: нормы современного быта, обслуживания, обеспечения жителей села всем тем, что есть в городе (не перено­ся в деревню огульно все, включая, скажем, нелепую идею мно­гоэтажной застройки).

Типичные примеры профессиональных «гештальтов»: эскиз, идея, зримый образ, форма; покровы, слои, исчезнувшие детали (на старой картине); воспринимаемая среда города; цепочки знач­ков, надписи; экспозиция, авторский текст; темп, динамика, ритм, особенности певческого голоса данного человека; характер создаваемого образа, характер персонажа, логика поведения ге­роя пьесы и т.п.

Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализи­ровать это воплощение. Это может быть, например, гравировка на стальном валу тканепечатной машины, выполненная по ри­сунку художника. Это могут быть восстановленные (отреставриро­ванные) детали изображения на холсте старинного мастера, ис­чезнувшие к нашему времени (забота о целостности образа здесь не снимается, хотя речь идет о деталях). Это может быть тысяча первое исполнение Первого фортепьянного концерта П.И.Чай­ковского или роли Хлестакова в «Ревизоре» Н. В. Гоголя. Это мо­жет быть первое и единственное в своем роде скульптурное выра­жение идеи торжества труда, знания.

Для того чтобы задачи обозначенного выше рода могли быть решены, требуется тонкая, кропотливая работа и над предметом труда, и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности профессионала скрыты его незри­мые, но подчас сложные, разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует кра­соту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту, учитывает его. Актер анализирует и принимает во внимание настроение, реакцию зри­тельного зала. И это, конечно, далеко не все, в чем проявляется познавательная составляющая деятельности работников в обсуж­даемой области.

Профессионал опирается на народный опыт, культурное наследие. Но все это ему нужно как свой, обретенный немалыми усилиями багаж очень разнообразных знаний — как научных, так и чисто практических. Это и всестороннее знание предметной области (мира красок, форм, звуков, тонкостей организации пространства), и мира прошлой и современной культуры, жизни общества.

Часто требуются мелкие, точные, хорошо координированные, иногда — быстрые и сложнокоординированные движения.

Работнику изобразительного искусства требуется развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения. Музыканту нужны яркие слуховые представления, тонкое различение качеств звуков. Актер, для того чтобы не про­сто ясно помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны, логичны, а какие — нет, мысленно представляет себе такую сложную систему, как лич­ность изображаемого героя. Подобного рода сложные системные «блоки», профессиональные «гештальты» памяти есть в любом труде; в этом всякий раз надо разбираться конкретно.

Как правило, требуется нестандартный ум, способность не­предвзято видеть события, важно мышление, не ограниченное теми рамками, шаблонами, которые могли быть усвоены в ходе обучения.

Требуется развитое эстетическое чувство, чувство красивого. Важно не просто понимать, не «подсчитывать», а непосредствен­но чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства; не только знать, но и чувствовать ком­позиционные принципы в своей области (изобразительное искус­ство, скульптура, архитектура, музыка, драматическое искусство).

Важен художественный такт — уважительное отношение к со­стоявшемуся произведению искусства. Нельзя Бетховена испол­нять как фокстрот (технически это, конечно, достижимо, но не­допустимо — «можно, но нельзя» по соображениям художествен­ного такта). Нельзя подмалевывать на свой вкус утраченные места из картины старого мастера (надо либо глубоко проникнуться ду­хом и стилем соответствующей эпохи и конкретного мастера, либо просто плавно затонировать утрату). Лучших представителей про­фессий рассматриваемого типа характеризует ясное и неотвязное сознание ответственности за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Работник этой сферы дол­жен заботиться о своем профессиональном развитии, не впадать в гордыню и уметь подчинять авторские амбиции социально значи­мым целя м. Настойчивость, самодисциплина — важные признаки профессионала этой сферы.

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыра­жение свойственно любому мало-мальски активному человече­скому существу: едва почувствовав свои органы речи, младенец начинает «гулить», «лепетать», а затем и высказываться, созда­вая, в частности, новые слова и ходы мысли. Дошкольник ярко самовыражается в игре, подросток — во взаимоотношениях с окружающими и т.д. Так что не следует полагать, что самовыра­жение — непременный признак художественного склада психики. Зачастую идею самовыражения используют для того, чтобы при­крыть неспособность саморегуляции, владения собой, а на этой основе противопоставить себя другим — отличиться. Каждому с определенного возраста (примерно с дошкольного) свойственна потребность отличиться от других. Она обостряется в подростко­вом возрасте, а затем несколько умеривается в результате пони­мания того, что каждый человек в своем роде значителен.

Однако отличиться можно на разных путях, и некоторые из них требуют большой работы над собой и большой самодисцип­лины, самокритичности, хорошего следования идее служения обществу, а некоторые представляют собой лишь разнузданную истерическую демонстрацию себя другим в предположении, что эти другие просто обречены внимать некоей необычной персоне. Самовыражение у высокого профессионала является.не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служения общественным идеалам. Чувство подаренной лю­дям красоты поддерживает взыскательное отношение мастера к каждому своему действию. Перечитайте повесть Н. В. Гоголя «Пор­трет» — там впечатляюще выражены очень значительные идеи о всяком художественном труде.

Особенности творческости (креативности) представителей об­суждаемого типа профессий состоят в том, что они — новаторы по своей сути; они относятся к тому миру, в котором живут, как преобразователи: не сохранить и не просто умножить хорошее, а изменить. Особенно ценится здесь неповторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Непредубежденность, раскованность художественной мысли (но не разнузданность нрава — это не надо путать), смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений (способность отказы­ваться от ранее принятых решений в пользу лучших) очень важ­ны. Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед чело­веком только тогда, когда он тяжкими подчас усилиями в совер­шенстве овладел навыками, приемами кропотливого труда.

Скажем, музыкант-исполнитель может быть оригинальным, если он преодолел чисто технические трудности исполнения мно­гочисленными упражнениями, т.е. когда ему не надо думать, по­падет ли его палец в сложном пассаже на нужную клавишу или позицию на грифе инструмента.

Особенности саморегуляции представителей этого типа про­фессий заключаются в том, что надо уметь подчинять авторские амбиции общим целям.

Например, художник-конструктор промышленной продукции трудится в составе группы разработчиков. В нее входят специали­сты разных профилей: и экономисты, и инженеры-конструкто­ры, и, возможно, физиологи, психологи. Ясно, что позиция кап­ризного ребенка, настаивающего на том, чтобы все с ним согла­шались, здесь просто бессмысленна. При всей творческости нуж­на исполнительская четкость и самодисциплина (не можешь хо­рошо, сделай как сможешь, но в срок и т.п.). Усидчивость, терпе­ние, способность к многократным переделкам сделанного — важ­ные качества творческого работника.

К трудностям профессий этого типа нередко относятся дли­тельные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-мышечному аппарату, не­малые нервные нагрузки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: