1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Методы исследования психического развития ребенка.
3. Основные понятия психологии развития: рост и развитие.
4. Условия и движущие силы психического развития.
5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
6. Законы психического развития ребенка.
7. Проблема биологического и социального в возрастной психологии.
8. Проблема “возраста” в детской психологии.
9. Критические и сензитивные периоды развития.
10. Развитие и деятельность. Основные положения деятельностного подхода к развитию психики С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.
11. Концепция психического развития Д.Б.Эльконина.
12. Содержание обучения и психическое развитие. Теория учебной деятельности В.В.Давыдова.
13. Основные положения концепции психического развития детей в работах Д.И.Фельдштейна.
14. Основные положения концепции психического развития детей в работах Л.И.Божович.
15. Концепция рекапитуляции С.Холла.
16. Нормативный подход к исследованию детского развития в работах А.Гезелла, Л.Термена.
17. Бихевиоризм и теория социального научения. Работы Дж. Уотсона, Б.Скиннера, Э.Торндайка.
18. Теория трех ступеней детского развития К.Бюлера и этологическая теория К.Лоренца.
19. Теория привязанности Дж.Боулби и М.Эйнсворт.
20. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
21. Психоаналитическая теория и периодизация развития З.Фрейда.
22. Концепция психического развития Анри Валлона.
23. Теория и периодизация когнитивного развития Ж.Пиаже.
24. Теория и периодизация развития психики Э.Эриксона.
25. Современная американская психология развития.
26. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев.
27. Взгляды Б.Г.Ананьева на процесс психического развития.
28. Становление личности в социально-психологической теории развития личности А.В.Петровского.
29. Подход к периодизации детского развития Д.И.Фельдштейна.
30. Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (Ю.Н.Карандашев, В.Ф.Моргун, Н.Ю.Ткачева, В.И.Слободчиков).
31. Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии. Работы Р.Сирса.
32. Периодизация развития личности Ш.Бюлер.
33. Периодизация психического развития Д.Бромлей.
34. Общая характеристика новорожденности. Особенности ВНД младенца. Характер ранних реакций. Безусловные рефлексы младенца. Рефлексы-атавизмы. Ранние условные рефлексы.
35. “Комплекс оживления” как основное новообразование периода раннего младенчества. Условия возникновения, структура и генезис. Значение для психического развития ребенка. Проблема депривации.
36. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым (на примерах).
37. Развитие мануальных действий, стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте.
38. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым и опосредованных форм общения по поводу предмета для развития речи ребенка.
39. Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Понятие о кризисе одного года.
40. Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста. Предметная деятельность как ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем возрасте.
41. Характеристика игровой деятельности в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.
42. Основные закономерности развития восприятия. Развитие речи. Особенности развития пассивной и активной речи ребенка.
43. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений. (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) Развитие памяти в раннем детстве.
44. Понятие о “кризисе трех лет”.
45. Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития психических познавательных процессов у дошкольника.
46. Особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками (по работам М.И.Лисиной).
47. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Социально-исторический характер происхождения, структуры, генезиса и функций игры. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Виды игр (Д.Б.Эльконин).
48. Значение изобразительной деятельности, конструктивной деятельности, элементарного труда и учения для формирования личности и психического развития дошкольника.
49. Формирование характера и способностей в дошкольном возрасте. Индивидуальные и половые различия в поведении.
50. Понятие о кризисе семи лет. Проблема готовности к школьному обучению. Основные компоненты психологической готовности к школе.
51. Основное содержание младшего школьного возраста. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности.
52. Развитие личности детей младшего школьного возраста. Динамика внутренней позиции школьника на протяжении начального периода обучения. (Л.И.Божович). Мотивация учения. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности.
53. Эмоциональные особенности младшего школьника. Эмоциональная нестабильность. Влияние эмоций на утомляемость. Неуверенность в себе в младшем школьном возрасте. Застенчивость. Дискомфорт успеха.
54. Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. Авторитет учителя. Мотивация общения. Особенности усвоения моральных норм и правил поведения.
55. Готовность к обучению в средней школе. Типичные трудности, возникающие у детей при переходе из начальной школы в среднюю.
56. Переход от детства к взрослости как основное содержание подросткового периода развития. Границы и этапы подросткового возраста. Сравнение различных культур.
57. Кризис подросткового возраста (кризис 13-ти лет). Влияние кризиса на формирование личности.
58. Характеристика психического развития в подростковом возрасте. Учебная деятельность другие виды деятельности – значение для формирования личности подростка.
59. Особенности развития познавательных процессов в младшем и старшем подростковом возрасте и их влияние на “специфически подростковые” характеристики личности и поведения.
60. Мотивация учения. Развитие познавательной мотивации. Падение интереса к школе и учению. Интересы в подростковом возрасте. Соотношение интересов и склонностей.
61. Формирование личности в подростковом возрасте. Становление нового уровня самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку. Нестабильность самооценки.
62. Понятие юности. Границы и этапы юношеского периода развития. Ранняя юность. Обращенность в будущее как центральная характеристика ранней юности. Потребность в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива.
63. Психологическая готовность к самоопределению и формирование личности в раннем юношеском возрасте. Нравственное развитие. “Переоценка ценностей”.
64. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа учебного заведения в раннем юношеском возрасте. Развитие познавательных процессов. Другие виды деятельности.
65. Общение со взрослыми и сверстниками в раннем юношеском возрасте. Основные потребности, характеризующие юношеский тип общения (потребность в доверительном, исповедальном общении, понимании и признании, их влияние на особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками).
66. Психосексуальное развитие в раннем юношеском возрасте. Половое созревание. Завершение пубертатного периода. Проблема юношеской сексуальности.