Семинарское занятие № 7: Труд и оплата труда работников образования. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство.




Вопросы для обсуждения:

1. Педагогический труд, его специфика и социально-экономическая роль.

2. Оплата труда работников образования, ее основные принципы и роль в развитии образования.

3. Заработная плата, ее функции.

4. НСОТ работников бюджетной сферы, ее достоинства и недостатки.

5. Трудовые отношения в системе образования. Трудовой договор (контракт), его содержание, составление и расторжение.

6. Доплаты, надбавки, премии работников образования до выполнения дополнительных педагогических нагрузок, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях и т.д.

7. Преподавательский потенциал и его роль в развитии образования.

8. Особенности послевузовского образования.

9. Своеобразие воспроизводства учительских кадров.

10. Порядок аттестации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.

11. Система повышения переквалификации педагогов.

Литература:

Основная литература

1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.

Дополнительная литература

1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.

Семинарское занятие № 8: Отношение собственности в системе образования. Материально-техническая база образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности приватизации в системе образования.

2. Образовательное учреждение как субъект собственности. Объекты собственности образовательного учреждения.

3. Совершенствование отношений собственности в системе образования.

4. Сущность материально-технической базы системы образования.

5. Характеристика и особенности, основных, оборотных фондов материально-технической базы.

6. Основные направления и развития совершенствования материально-технической базы в отрасли образования России.

7. Состояние МТБ образования РФ на современном этапе.

Литература:

Основная литература

1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.

Дополнительная литература

1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.

Семинарское занятие № 9: Основные направления организационно-экономического реформирования системы образования. Социально-экономическая эффективность образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Система образования и ее реформирование в развитых странах.

2. Особенности системы образования и ее реформирование в развитых странах и странах НИС.

3. Государственная политика в области реформирования системы образования России.

4. Эффективность образования, ее оставляющие.

5. Определение экономической эффективности образования.

6. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности.

7. Плата за обучение и ее взаимосвязь с экономической эффективностью учебных заведений.

8. Расчеты себестоимости услуг, прибыли стоимости подготовки специалиста.

Литература:

Основная литература

1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.

Дополнительная литература

1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.

Семинарское занятие № 10: Общественные и индивидуальные выгоды от образования и затраты на образование.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем, на Ваш взгляд, состоят общественные и индивидуальные выгоды от образования? Сводятся ли они к экономическим выгодам?

2. Повышает ли доступность того или иного уровня образования выгоды от его получения?

3. Как влияет качество образования на выгоды от его получения?

4. Можно ли утверждать, что чем выше затраты общества (семьи, индивида) на образование, тем его доступность и качество выше?

5. На что реально влияет, на Ваш взгляд, увеличение бюджетных расходов на образование?

6. На что, на Ваш взгляд, может повлиять увеличение небюджетных расходов на образование?

7. Когда и почему работодатели начнут вкладывать средства в образование?

8. Попечительство в образовании увеличивает выгоды, получаемые от образования обществом (местным сообществом), и/или рационализирует затраты общества (местного сообщества) на образование в конкретных учебных заведениях?

9. Эффективность образования совпадает или отличается от эффективности системы образования, эффективности деятельности учебного заведения?

10. Почему государство (общество) повсеместно берет на себя расходы на школьное образование, а не перекладывает их на домохозяйства (семьи)?

11. Кто и почему должен платить за реализацию школьных образовательных программ повышенного уровня (гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением предметов)?

12. Какую функцию выполняет образовательный кредит?

13. Какая политика, на Ваш взгляд, более эффективна в России в системе высшего образования:

- оставить все, как есть;

- бесплатно учить в государственных вузах только тех, кто прошел конкурсный отбор, одновременно сократив число бюджетных мест и увеличив бюджетное финансирование в расчете на 1 студента, на платной основе разрешить обучение только в негосударственных вузах;

- сократить в госвузах прием на бюджетные места, увеличив их бюджетное финансирование, и одновременно по возможности увеличивать платный прием;

- сократить прием на бюджетные места, увеличив их бюджетное финансирование, и одновременно по возможности увеличивать платный прием, но при этом на бюджетные места принимать в основном прошедших по конкурсу абитуриентов из малообеспеченных слоев населения, а на платные места тех, чьи семьи могут платить;

- перейти на систему государственных заданий на образование, которые будут распространяться только на определенные специальности; госзадания должны размещаться между вузами на конкурсной основе, при этом бюджетное финансирование выделяется только на оплату обучения в рамках государственных заданий, все остальные места становятся платными, но студентам может предоставляться образовательный кредит на льготных условиях;

- все образование становится платным, но студентам из малообеспеченных семей предоставляются государственные субсидии на образование в случае обучения по специальностям или направлениям подготовки, которые признаются государством социальнозначимыми; эти субсидии возвращаются только в случае, если выпускник вуза, получивший субсидию отказывается выполнять условия контракта, который он подписывает при подаче просьбы о выделении субсидии. Всем прочим студентам предоставляется образовательный кредит на льготных условиях, а малообеспеченным студентам, кроме того, выплачиваются социальные стипендии;

- расширяется бюджетный прием, но работодатель, взявший на работу «бюджетного» выпускника, обязан возместить -полностью или частично - бюджетные расходы на его подготовку государству;

- осуществляется переход на систему государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), которые служат для оплаты (полной или частичной) обучения в вузе, при этом часть студентов обучается только за ГИФО без всяких доплат, а часть доплачивает до установленной вузом цены обучения; ГИФО выдается по результатам сдачи Единого государственного экзамена?

Задание. Исходя из анализа состояния рынка труда на вашей территории предложите мотивацию для родителей инвестиций в получение полного среднего образования, используя конкурентные преимущества Вашего общеобразовательного уч­реждения.

 

Литература:

Основная литература

1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.

Дополнительная литература

1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: