Вопросы для обсуждения:
1. Особенности образования как некоммерческой отрасли экономики.
2. Рынок образовательных услуг и его специфика.
3. Образовательные учреждения в переходной экономике России.
4. Характеристика образовательных услуг как общественных благ.
5. Деятельность некоммерческих организаций и негосударственных вузов.
6. Расширение рыночных отношений образовательных учреждений на современном этапе.
7. Хозяйственный механизм и его особенность в образовании.
8. «Новый» хозяйственный механизм в образовании и цели его введения.
9. Планирование, программирование и прогнозирование развития образования.
10. Учебные планы школ.
11. Способы планирования контингента участников.
12. Функционирование хозяйственного механизма в сфере образования в современных российских условиях.
Литература:
Основная литература
1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.
Дополнительная литература
1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.
2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Семинарское занятие № 4: Финансирование образования. Внебюджетная деятельность в системе образования
Вопросы для обсуждения:
1. Финансирование образования – основа государственной гарантии получения образования.
2. источники и механизмы финансирования государственных образовательных учреждений.
|
3. Функции участников финансирования образования.
4. Достоинства и недостатки централизованного финансирования.
5. Системное финансирование.
6. Внебюджетная деятельность в системе образования: сущность, виды.
7. Виды внебюджетных доходов.
8. Эффективность внебюджетной деятельности.
9. Ценообразование во внебюджетной деятельности.
10. Возможности ведения предпринимательской деятельности образовательными учреждениями.
11. Внебюджетная деятельность российских учебных заведений.
Задание. Для коммерческих организаций главным инструментом конкурентной борьбы является категория «цена», сформулируйте и обоснуйте важнейшие инструменты конкурентной борьбы для бюджетной некоммерческой организации.
Литература:
Основная литература
1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.
Дополнительная литература
1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.
2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Семинарское занятие № 5: Налогообложение в сфере образования.
Вопросы для обсуждения:
1. Что является объектами налогообложения в сфере образования?
2. Какие налоговые льготы предоставлены действующим налоговым законодательством образовательным учреждениям?
|
3. Что является условием предоставления налоговых льгот ОУ?
4. Обязаны ли образовательные учреждения уплачивать налог на добавленную стоимость по выполненным работам, не являющимся образовательными услугами и хоздоговорными научно-исследовательскими работами?
Задание. Правовые возможности оптимизации налогообложения внебюджетных средств образовательного учреждения
Цель и задачи:
- освоение правовой базы налогообложения внебюджетных доходов;
- выявление позиции Налогового кодекса по отношению к конкретному виду деятельности (платные образовательные услуги, благотворительные средства, доходы от реализации продукции);
- определение алгоритма действий по минимизации налогообложения.
Способы деятельности:
- поиск связанных с проблемой источников права;
- работа по анализу и интерпретации юридических текстов;
- конструирование модели деятельности образовательного учреждения по оптимизации налогообложения.
Организация работы
Студенты делятся на несколько групп, каждая из которых получает задание по разработке алгоритма оптимизации налогообложения деятельности образовательного учреждения.
На первом этапе им предлагается исследовать положения отдельных глав Налогового кодекса РФ для определения, кто является плательщиком данного вида налога, что является объектом налогообложения, наличие льгот.
Второй этап - конструирование модели взаимоотношений органов налоговой инспекции с образовательным учреждением (разработка документа о налоговом учете).
|
Третий этап - разработка различных вариантов расходов, включаемых в налогооблагаемую базу при исчислении Единого социального налога.
Четвертый этап - разработка различных вариантов расходов, включаемых в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Пятый этап - презентация и защита итогов разработки.
Литература:
Основная литература
1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.
Дополнительная литература
1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.
2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.