МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внеаудиторной самостоятельной работе
К практическому занятию № 1 для студентов 5 курса лечебного факультета
ТЕМА: Вводный тестовый контроль знаний. Санитарно-эпидемиологический режим в клинике туберкулеза. Типы противотуберкулезных учреждений. Противотуберкулезный диспансер. Задачи и организация работы диспансера. Группы контингентов, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере. |
Основные нормативные акты, регламентирующие работу противотуберкулезной службы. Практическое ознакомление с взрослым диспансерным отделением.
Постановка пробы Манту с 2ТЕ ППД- Л студентам учебных групп.
Решение ситуационных задач.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию умений по организации работы противотуберкулёзной службы и диспансерному наблюдению за больными туберкулёзом.
ЗАДАЧИ: изучить основные положения приказов: 109, 129, 301,
постановление главного санитарного врача №62;
рассмотреть группы диспансерного учёта взрослых больных туберкулёзом лёгких.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы /базисные знания, которые приобретались
на других кафедрах по вопросам туберкулёза/:
- возбудитель туберкулёза,3 типа возбудителя по степени убывающей
эпидемиологией значимости;
- наиболее часто встречающиеся клинические формы туберкулёза, у
взрослых;
- наиболее частая локализация туберкулёзного процесса в лёгких;
- наиболее эффективный и наименее токсичный противотуберкулёзный
препарат;
- препараты выбора, которые служат основой химиотерапии больного
туберкулёзом;
- Форма выпуска и рецепт на стрептомицин и рифампицин;
- расчёт заболеваемости туберкулёзом;
|
- патологическую анатомию туберкулёза лёгких.
2. После изучения темы: санитарно-эпидемиологический режим в
противотуберкулёзном учреждении, организацию и основные
задачи работы противотуберкулёзной службы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
определять группу диспансерного учёта больных активным туберкулёзом лёгких /I-A, 1-Б, II/, контактных /IV/, клинически излеченных /III/,лиц с сомнительной активностью туберкулезного процесса /0/.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1/ Критерии деления на группы диспансерного учёта.
2/ Группы диспансерного учёта взрослых.
3/ Краткая характеристика групп диспансерного наблюдения больных
с активным туберкулёзом /1,11 группы ДУ/.
4/ Краткая характеристика неактивного туберкулёза /III/ и
туберкулёза сомнительной активности /0 группа ДУ/.
5/ Наблюдение контактных /IV группа ДУ/.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1/ Повторить пройденный материал по туберкулезу, полученный на смежных кафедрах
2/ провести изучение контингентов, находящихся под наблюдением противотуберкулёзного диспансера.
3/ выполнить задания тестового контроля №.1,2,3.
4/ решить ситуационную задачу по теме занятия.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА /основная и дополнительная/ Основная:
1. О Перельман М.И. с соавт. //Туберкулёз. Учебник для студентов медицинских институтов.М., 2004
Дополнительная:
1. О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в Российской Федерации: Приказ МЗ РФ № 109 от 21.03.2003г.
2 Приказ МЗ № 129 от 29.03.90г. " Об упорядочении рентгенологических обследований".
3. Приказ № 301 от 13.05.05г. «Об усилении мер по своевременному выявлению туберкулеза среди населения области».
|
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ №
62 от 22.04.2003 "О введении в действие санитарно-
эпидемиологических правил СП 3.1. 1295-03"
5. Незлин СЕ. Противотуберкулёзный диспансер.-М., 1989.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внеаудиторной самостоятельной работе
ТЕМА: Текущий тестовый контроль знаний. Реферативное сообщение №2,3: «Микробиологическая диагностика туберкулеза», «Морфология дыхательной системы. Классификация сегментов, строение ацинуса» Современные методы диагностики туберкулеза. Основные рентгенологические синдромы туберкулеза органов дыхания. Описание и анализ нормальной рентгенограммы и рентгенограмм с туберкулезной и другой патологией органов дыхания. Амбулаторный прием во взрослом диспансерном отделении. Знакомство с современными методами диагностики туберкулеза на клинической базе. |
К практическому занятию № 2 для студентов 5 курса
Лечебного факультета
Видеофильм: «Микроскопия кислотоустойчивых микобактерий».
Решение ситуационных задач.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию умений по различным методам диагностики туберкулёза и анализу полученных результатов обследования.
ЗАДАЧИ: изучить обязательный диагностический минимум обследования при подозрении на туберкулёз, дополнительные и факультативные методы обследования больных туберкулёзом; особенности микробиологического обследования больных туберкулёзом лёгких, определения лекарственной устойчивости возбудителя туберкулёза; основные рентгенологические синдромы поражения лёгких.
|
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы /базисные знания/:
- оценку общеклинических лабораторных, микробиологических мето
дов;
- описание нормальной рентгенограммы органов дыхания и основные
рентгенологические синдромы при патологии органов дыхания;
- схему построения клинико-лучевого заключения.
2. После изучения темы:
диагностическое значение общеклинических лабораторных, микробиологических, гистологических и рентгенологических методов обследования при туберкулёзе.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1/ оценить результаты общеклинических, биохимических анализов крови, мочи, мокроты;
2/ выявлять и анализировать на рентгенограмме нормальные и
патологические тенеобразования в лёгких.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. 3 группы методов обследования больных с туберкулёзом органов
дыхания.
2. Основной метод рентгенологического обследования больного с ту
беркулёзом лёгких.
3. Рентгенологическая картина нормальной грудной клетки в прямой
проекции.
4. Основные рентгенологические синдромы при заболеваниях органов
дыхания.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1/ Изучить современные методы диагностики туберкулеза легких
2/ Подготовить реферативные сообщения N 2, N 3;
3/ Повторить сегментарное строение легких;
4/ Научиться правильно описывать нормальную рентгенограмму
органов грудной клетки и определять основной рентгено
логический синдром при туберкулёзе органов дыхания.
5/ выполнить задания тестового контроля №12,13,14,15.
6/ решить ситуационную задачу по теме занятия
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА /основная и дополнительная/
Основная:
1. Перельман М.И. с соавт. //Туберкулёз. Учебник для студентов медицинских институтов.М., 2004.
2. Диагностика, клиническое течение и лечение туберкулеза в современных условиях:Учебное пособие для студентов мед. ВУЗов / Сост. И.П. Зиновьев и соавт.- Киров: КГМА,2003.- 62 с.
3.Лекарственно-устойчивый туберкулез легких: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов / Сост.: проф. И.П. Зиновьев, клин. орд. И.А. Коковихина. – Киров: КГМА, 2005. – 32с.
4.Туберкулез у детей и подростков: Учебное пособие/под ред. А.Б. Худзик, Е.Я. Потаповой, Е.Н. Александровой – М.: ОАО «Издательство Медицина», 2004г, 368с
5.Инсанов А.Б. Туберкулез: Руководство для врачей и студентов. – М. – БОТАРмед, 2005. – 704с
Дополнительная:
1. Васильев Н. А. Фтизиопульмонология. Учебник для студентов меди
цинских вузов.-Курск: ГУИПП "Курск", 1995,- 240с.
2. Помельцов К. В. Рентгенологическая диагностика туберкулёза
лёгких.-М.: Медицина, 1971.- 368с.
3. Туберкулёз. Рук-во для врачей /Под ред. А. Г. Хоменко. - М.: Меди
цина, 1996,- 496с.
4. О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий в Россий
ской Федерации: Приказ МЗ РФ № 109 от 21.03.2003г.
5. Приказ МЗ № 129 от 29.03.90г. " Об упорядочении рентгенологических обследований".
6. Лекции по фтизиопульмонологии /В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И.
Чуканов и др. – М.: ООО «Медицинское информационное
агентство», 2006 – 560с
7. Власов П.С. Лучевая диагностика заболеваемости органов грудной
полости. – М. Издательский дом Видар – М, 2006. – 312с
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внеаудиторной самостоятельной работе к практическому занятию № 3 для студентов 5 курса лечебного факультета
ТЕМА: Текущий тестовый контроль знаний.
Реферативное сообщение № 1,4: «Деонтология во фтизиатрии, права больного туберкулезом, его обязанности по отношению к мед. работникам и окружающим лицам. Биоэтика – новое в развитии этики». «Наследственность при туберкулезе. Клинико-генетическая характеристика туберкулеза легких».
Особенности клинического обследования больных туберкулезом легких. Современная классификация туберкулеза. Основные клинические формы туберкулеза и характеристика туберкулезного процесса. Решение ситуационных задач. |
ЦЕЛЬ: способствовать формированию умений по клиническому обследованию больных туберкулёзом.
ЗАДАЧИ: рассмотреть особенности сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания у больных туберкулёзом;
изучить особенности физикального обследования больного туберкулёзом; изучить принцип построения клинической классификации туберкулёза, её разделы.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы /базисные знания/:
- правила сбора жалоб, анамнезов жизни и заболевания у тера
певтических больных;
- объективное обследование больных;
- разделы клинической классификации туберкулёза,характеристику
туберкулёного процесса;
- осложнения, остаточные изменения.
2. После изучения темы:
- принцип построения клинической классификации туберкулёза;
- клинические формы первичного и вторичного туберкулёза;
- осложнения клинических Форм туберкулёза, подразделение их на
специфические и неспецифические;
- особенности сбора жалоб, анамнезов и объективного обследова
ния больных туберкулёзом.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1/ целенаправленно расспросить о болезни /предрасположенность, вакцинация, перенесенный экссудативный плеврит, отягощающие Факторы, данные о результатах флюорографического обследования/;
2/ прослушать лёгкие при подозрении на туберкулёз? Методика прослушивания;
3/ выявлять и анализировать на рентгенограмме нормальные и патологические тенеобразования в лёгких;
4/ пальпировать и оценивать состояние периферических лимфат.узлов;
5/ сформулировать предварительный диагноз туберкулёза лёгких и выписать направление к фтизиатру.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Особенности клинического обследования больного туберкулёзом
лёгких.
2. Принцип построения клинической классификации туберкулёза.
3. Специфические и неспецифические осложнения туберкулёза органов
дыхания.
4. Классификация остаточных изменений после перенесенного тубер
кулёза органов дыхания.
5. Принцип построения клинического диагноза туберкулёза лёгких.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1/ Изучить особенности клинического обследования больного с подозрением на туберкулез органов дыхания, современную классификацию туберкулеза
2/ Подготовить реферативное сообщение по темам N 4,1;
3/ Научиться определять основной рентгенологический синдром на
рентген-снимке, формулировать клиническую форму туберкулёза
лёгких;
4/ Выполнить задания тестового контроля №18, 24,54,56,60.
5/.Решить ситуационную задачу по теме занятия
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА /основная и дополнительная/:
Основная:
1. Перельман М.И. с соавт. //Туберкулёз. Учебник для студентов медицинских институтов.М., 2004.
2. Диагностика, клиническое течение и лечение туберкулеза в современных условиях:Учебное пособие для студентов мед. ВУЗов / Сост. И.П. Зиновьев и соавт.- Киров: КГМА,2003.- 62 с.
3.Туберкулез у детей и подростков: Учебное пособие/под ред. А.Б. Худзик, Е.Я. Потаповой, Е.Н. Александровой – М.: ОАО «Издательство Медицина», 2004г, 368с
4.Инсанов А.Б. Туберкулез: Руководство для врачей и студентов. – М. – БОТАРмед, 2005. – 704с
Дополнительная:
1. Лекции по фтизиопульмонологии /В.Ю. Мишин, А.К. Стрелис, В.И. Чуканов и др. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство»,2006 – 560с
2. Лекции по курсу «Медицинская этика» /биоэтика/. Учебное пособие. –М.: Медицина, 2000г. – 256с
3. Федеральный закон N 77- ФЗ от 18.06.2001г. "О предупреждении
распространения туберкулёза в РФ".
4. Внелёгочный туберкулёз /Под ред. А.В.Васильева.- СПб.: ИКФ
"Фолиант", 2000.- 568с.