Следующий вопрос
Систематизация законодательства
Опр. Это официальный процесс по целенаправленному упорядочению НПоиго массива в рамках отдельной правовой системы. Формы систематизации:
0) Первичный учет:
a. Карточный (с помощью картотеки)
b. Электронный
Учет оспаривается, как самостоятельная форма систематизации, так как, осуществляется как правило не официально и заключается лишь в создание удобной для использования картотеки НПА.
1) Инкорпорация – состоит в механическом объединении НПАв одном издании без изменения их содержания
Инкорарация бывает:
А) официальной
Б) Не официальной (осуществляется частными, те комерческими организациями пр. консультант +) – консультант плюс – это учет
Например. Инкорпорацией является издаваемое сегодня собрание законодательство РФ,
2) Консолидация – предполагает объединение нескольких смежных по тематике НПА с устранением имеющихся противоречий и пробелов.
Примером консолидации является систематизированный Сперанским «Свод законом россиийской империи»
3) Кодификация – наивысшая форма систематизации в результате которой после коренной переработки НП материала появляется единый унифицированный по форме и содержанию акт – кодекс.
Систематизация законодательства современной России еще не завершилась, в частности активно обсуждается вопрос о принятии новых гражданского и уголовного кодекса.
Тема: «Механизм правового регулирования»
1. Вопрос. Предмет правового регулирования – это то, на что направлено юридическое воздействие.
Опр. Это те общественные отношения, которые нуждаются в юридической регламентации, поскольку носят конфликтный характер и порождают типичные повторяющиеся споры.
В предмет ПР включают только те отношения, которые поддаются контролю извне.
1. Волевые
2. Внешние -
В настоящие время мысли и чувства остаются вне предмета правового регулирования.
2. Вопрос. Нормативное и не нормативное правовое регулирование.
Нормативное - рассчитанное на многократное действие в отношение индивидуально не опред-ого круга лиц. (Пр. издание закона, адресованного студентам вузов).
Индивидуальное – не нормативное регулирование рассчитано на однократные воздействие в отношении персонально определенного лица. (Пр. приказ ректора о переводе студента на 2 курс).
Нормативное регулирование выше по юридической силе, индивидуального. Индивидуальное регулирование не должно противоречить нормативному. Один и тот же субъект может быть наделен полномочием по изданию нормативного и не нормативного правового акта.
3. Вопрос. Типы, методы и способы правового регулирования.
Способы
Опр. это приемы юридического воздействия:
1) Запрет;
2) Обязывание – требование произвести активное действие;
3) Дозволение – возможность выбирать;
4) Поощрение – обещание награды;
5) Рекомендация – приглашение к действию, которое не обязательно.
Методы
Это сочетание способов правового регулирования.
1. Императивный – метод категорических предписаний (в законе должен, обязан и др.);
2. Диспозитивный – предоставление свободного усмотрения;
Типы правового регулирования
Образуются из сочетания методов.
1. Обще дозволительный: «разрешено все, что не запрещено законом» - обращен на граждан не состоящих на гос. службе.
2. Разрешительный: «разрешено лишь то, что прямо предписано» - ориентирован на должностных лиц государственного аппарата.
Вопрос. Механизм правового регулирования, понятие и структура
Опр. Представляет собой совокупность юр. средств (норм права, юридических фактов, правоотношений, актов принудительной реализации прав), призванных регулировать общественные отношения.
Механизм правового регулирования является составной частью правовой системы общества. В нём сконцентрирована вся технология правотворчества и право применения.
Первой стадией МПР является принятие нормы права.
На второй стадии МПР складываются юридические факты, то есть конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление правовых последствий (ПР. сдача вступительных экзаменов в вуз).
На третьей стадии после совершения юр. фактов конкретными лицами возникают правоотношения – это взаимные связи с обретением прав и обязанностей сторон.
На четвертой стадии возможны акты принудительной реализации права, на случай правонарушений.
Вопрос. Эффективность механизма правового регулирования.
Критерии эффективности правового регулирования:
1) Экономичность (достаточность МПР или материально-финансовая обеспеченность) правового регулирования;
2) Результативность – предполагает реальное воплощение нормативных предписаний в жизнь.
3) Целесообразность – предполагает достижение той цели, которая поставлена законодателем при условии, что реализация нормы улучшила качество жизни людей.
4) Только все в совокупности дют действенность