В ходе выполнения контрольной работы по дисциплине «Дошкольная психология» каждому студенту предлагается выбрать для решения одну практическую ситуацию в соответствии с последней цифрой зачетной книжки. Например, ситуация № 1 соответствует номеру зачетной книжки с последними цифрами: 01, 11 и т.д.
При решении ситуации необходимо:
1) Ответить на предложенные вопросы:
– Анализ ситуации (задачи).
– В чем смысл…?
– Почему важно…?
– Выдвижение гипотез.
– Предположите к чему это приведет..?
– Рассмотрение других точек зрения.
– Как по вашему мнению могут считать другие..?
– Каким образом повлияет..?
– Как можно применить в жизни..?
- Заключение (вывод)
2) Подобрать диагностическую методику, позволяющую изучить соответствующую проблему в развитии ребенка. Методику следует апробировать на одной из возрастных групп. Результаты экспериментального обследования – представить в контрольной работе.
3) Предложить конкретные методические рекомендации для родителей, психолога или педагогов по решению данной проблемы. Рекомендации оформить в виде комплекса игр либо упражнений.
Тематика контрольных работ:
Родители купили ребенку (2 года 6 мес.) новую игрушку. Он радуется, зовет соседского мальчика поиграть с игрушкой. Но мама тут же гасит эту радость.
— Никому не давай, играй сам, а то отниму!
Но игрушка быстро надоедает, малыш бросает ее и бежит к детям.
Малыш (2 года 4 мес.) пытается сам одеваться. Вот он, кряхтя, натягивает чулок. Ничего не получается. Вмешивается воспитательница:
— Я сам! — протестует ребенок.
— Сиди спокойно, а то гулять не возьму!
— Я хочу сам! — опять заявляет малыш.
|
Няня и сестра-воспитательница одевают детей на прогулку. По просьбе матери Ванюше (1 год 3 мес.) сначала натягивают чулки, потом шерстяные носки, потом рейтузы, толстые мохнатые шаровары. Мальчик вырывается: ему надоело.
— Сиди спокойно! Не вертись! Кому говорят? Вот сейчас позову тетю-врача, пусть сделает тебе укол!
Ванюша укрощен. Он покорно подставляет голову, и няня повязывает ему косынку, надевает теплую шапку. Тетю-врача он боится панически.
Стоит няне напомнить про укол, и он моментально доедает кашу, перестает хныкать, когда его укладывают спать.
Однажды воспитанница старшей группы Тома, которую провожала мать, одетая в спецодежду и с кистью в руках (она маляр), увидев педагога, стала торопливо прощаться с матерью у подъезда. Воспитательница спросила девочку, почему мама не проводила ее в группу. Тома смутилась, а затем сказала: «Она грязная, дети будут смеяться».
По просьбе воспитательницы мать Томы пришла в детский сад. На ней было нарядное платье. Она рассказала детям, как красила комнаты в их детском саду, показала расписные потолки и спросила: нравится ли детям ее работа.
После одобрительного отзыва детей она спросила, надевают ли они фартуки или халаты, когда дежурят, лепят из глины или рисуют красками. Объяснила, почему маляры во время работы надевают специальную одежду.
В семье растут близнецы Вася и Сережа. Когда они возвращаются из детского сада, мать приобщает их к домашним делам.
— Мальчики,— говорит она,— будем ужинать. Помогите мне все приготовить. Расставьте чашки на столе, нарежьте хлеб, принесите сахар, масло, сыр.
|
Ребята с большой охотой выполняют каждое задание мамы.
Но в это время из комнаты раздается голос бабушки:
— Что ты делаешь, разобьют посуду, пальцы обрежут. Я сама тебе помогу.
— Ничего, — возражает отец, — пусть привыкают трудиться, помогать матери.
После ужина Серёжа и Вася вместе с отцом убирают со стола, моют посуду.
— Пусть мама и бабушка отдохнут, — заявляет отец, — они трудились целый день. Мы ведь мужчины и должны им помогать.
Мальчикам нравится, что они помощники.
Васе 6 лет. В детском саду он три месяца. Воспитательница предложила ему дежурить в группе, но не напомнила, какие обязанности у дежурного.
Вася хвалился перед детьми, показывая всем повязку дежурного, слоняясь без дела и мешая всем, не накрыл на стол, вовремя не покормил рыбок.
Воспитательница в наказание сняла повязку с его руки и сказала, что Вася теперь долго не будет дежурить, потому что плохо дежурил.
Трехлетний мальчик начал что-то строить из кубиков, но не мог заранее сказать, что он будет строить.
Сначала у него получился паровоз, и тут же, переложив один-два бруска, маленький строитель заявляет, что теперь у него получился дом, потом — самолет, машина и т. д.
Аналогичное происходит и тогда, когда дети рисуют: начинают рисовать одно, а в процессе рисования замысел ребенка несколько раз меняется, в результате получается другой рисунок.
Юра (3 года 4 мес.) пытается починить тележку. Он сначала просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик доволен. Воспитательница говорит:
|
— Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?
— Починил. Вот видите! — показывает, как вертится колесо.
— Как это ты сделал, покажи! (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо.)
Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже скорее надевает на ось.
— Вот и починил,— радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как это он сделал.
На одном занятии в старшей группе молодая воспитательница задала детям 18 вопросов. Среди, них были такие: какое сейчас время года? Какое стало небо? Какие листья на деревьях? Часто ли идут дожди? Как оделись люди? Какое пальто они надевают? Что надевают на ноги? Что берут в руки? Зачем, куда улетают птицы? Много ли овощей и фруктов осенью? Где вы их видели? и др.
Уже вскоре после начала занятия дети стали отвлекаться, шалить, разговаривать.
Во время своих наблюдений студентка записала: «Саша (5 лет) внимательно слушал объяснения воспитателя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он смотрел на воспитателя не отвлекаясь. Однако, когда его спросили, он ответил неправильно». Всегда ли по внешнему виду можно судить о протекающих психических процессах ребенка?