ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ,




А ПО НИМ — ХОДИТЬ!

 

Крым – весьма привлекательный регион для инвесторов и «лакомый кусочек» для различных жуликов, потому что туда закачиваются огромные деньги: общий ориентировочный объем финансирования составит 5,8 трлн рублей, из федерального бюджета 2,1 трлн рублей, из местного бюджета – 1 трлн рублей, внебюджетные источники - 2,7 трлн рублей.

Обещанные деньги заложены в законе «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» который был принят Госсоветом 28 декабря 2016 года.

Документ очень подробный на 343 страницах с серьезной фактурой и аналитикой.

Заложены различные сценарии развития: консервативный, модернизационный, инновационный. Весьма привлекателен лозунг концепции "Все включено: живи, учись, работай, отдыхай в Крыму". В стратегии побед - за человеческий капитал, за инновации, за инвестора – смутило то, что приоритетом является капитал, а человек – приложение к нему.

Большинство заданных параметров легко проверяется. Например, средняя продолжительность жизни к 2030 году должна составить 75,13 лет при нынешних заявленных 70,52 годах. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте

от 3 до 7 лет к 2026 году должна достигнуть 100 % при фактических на 2015 год - 82,3 %. Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации (или) профессиональную подготовку, от общей численности

занятого в области экономики населения этой возрастной группы к 2020 году - 58%, к 2026 году – 60% при фактических на 2015 год - 56,5 %.

Обозначены максимальные сроки осуществления технологического присоединения юридических лиц, присоединяемая мощность которых не превышает 150 кВт, и физических лиц до 15 кВт, в 2015 году было 180 дней, к 2020 – 150 дней, к 2030 году – 90.

Доля обеспеченности населения природным газом в 2015 году 72,4 %, в 2020 году - 75,0 %, к 2030 году – 100 %.

Заявлено о создании туристического кластера (на стр. 109) и даже обозначены основные проблемы, сдерживающими кластерное развитие: отсутствие системы коммерциализации разработок; недостаток инициативы "снизу" в выстраивании кооперации; недостаток информации о возможностях крымских предприятий и организаций и потенциала сотрудничества…

Но почему-то ничего не сказано про крупнейший в Европе сафари-парк «Тайган», где на 32 гектарах живут и размножаются более 500 животных, среди них - редкие белые львы. Про «Тайган» благодаря интернету знают во всем мире. Он – успешное независимое коммерческое предприятие. Но власти Крыма, очевидно, не хотят изучать и распространять успешный опыт его основателя и руководителя Олега Зубкова. Более того, из-за конфликта с местными чиновниками 10 декабря 2015 года парк был закрыт для посещения, однако после успешной информационной и правовой защиты уже с 23 апреля 2016 года парк «Тайган» вновь был открыт.

В стратегическом анализе (на стр. 200) обозначены сильные, слабые, возможности и угрозы. Далее (на стр. 216) обозначены риски, их описания и механизмы противодействия.

Среди рисков государственного управления – отсутствие согласованности интересов федеральных, региональных и местных политических элит, а механизм противодействия предусматривает всего два пункта: 1. Усиление межведомственной координации, обеспечение коллегиальности обсуждения ключевых решений, влияющих на социально-экономическое развитие. 2. Обеспечение преемственности и согласованности целей и задач документов стратегического планирования Российской Федерации, Республики Крым, муниципальных образований.

На мой взгляд, этого явно недостаточно. Самое простое - невыполнение инвестсоглашений. Такие случаи известны.Так, компания «Таврика Крым», аффилированная с экс-акционером банка «Россия» и группой «Агора», не выполнила условия соглашения и потеряла участок под строительство нового винного производства в Крыму.

История проста и поучительна: в марте 2016 года было подписано инвестиционное соглашение на 543,2 млн руб., в рамках которого было запланировано строительство «завода по розливу и консервации, переработке и розливу тихих вин и коньяков». Республика предоставляла в аренду земельные участки сроком на 49 лет. Инвестор, которому был предоставлен участок общей площадью в семь гектаров под строительство предприятия, так и не приступил к реализации проекта. В июле 2019 года правительство расторгло соглашение.

Соглашение с республиканскими властями «Таврика Крым» подписывала одновременно с компанией «ООО «Инвест Алко»: последняя планировала создать «современное предприятие по выращиванию плодово-овощной сельскохозяйственной продукции и свежих фруктов» (заявленная стоимость контракта — 781,43 млн руб.). У обеих компаний две общие группы акционеров — профильные и ранее не объявлявшие о своих проектах на алкогольном рынке. Первая — это структуры дистрибьюторской группы «Агора» Николая Сафронова и Михаила Журавлева, поставщика вин ФГУП «ПАО «Массандра». Вторая — структуры, аффилированные с Натальей Свитовой, которая до 2014 года была акционером банка «Россия». Общий у компаний и гендиректор, следует из данных СПАРК, — Ольга Пленкина.

Очевидно, что заявленные цели не совпадали с реальными. Три года были потеряны. Анализ причин и последствий такого значимого для региона конфликта, а также выводов - до сих нет. Похоже, чиновники и бизнесмены привыкли решать серьезные проблемы «под ковром». Такие непрозрачные соглашения больше похожи на коррупционные сговоры и рейдерские захваты в интересах конкретных лиц, но не большинства.

Среди реальных угроз – масштабная коррупция, особенно, при реализации приоритетных проектов. Известно, что в Крыму планируют развивать судостроение. В входящий в «Росатом» ФГУП «Атомфлот» может объявить конкурс на строительство плавучего дока для обслуживания атомных ледоколов ЛК-60. Его стоимость может составить около 8,5 млрд руб. Основным претендентом на получение заказа в отрасли называют керченский «Залив». Эксперты говорят, что такое решение будет логичным как с точки зрения рациональной загрузки Балтзавода, так и для обеспечения заказом верфей Крыма.

Но в современной России законы и правоприменительная практика такие, что даже такие серьезные проекты реализуют через взятку и откат с участием криминальных авторитетов. Пример - расследование и предъявление обвинения ФСБ техническому директору центра судоремонта «Звездочка», крупнейшего предприятия по ремонту и переоборудованию подводных лодок. По версии следствия, техдиректор «Звездочки» Михаил Чернеченко сначала получил 285 тыс. рублей за общее покровительство компании «ОКС» и помощь в получении госконтракта. А потом Чернеченко, как полагает следствие, выплатили еще 1,4 млн рублей под предлогом того, что он организует банковскую гарантию, необходимую для заключения контракта.

Владельцем «ОКС» и взяткодателем, по мнению спецслужб, является один из богатейших уроженцев Ингушетии Хасан Тумгоев. В свое время «ОКС» заключила госконтракт на 1,5 млрд рублей со «Звездочкой», которая входит в Объединенную судостроительную корпорацию. За эту сумму компания должна была выполнить большие объемы строительных работ на предприятии. «Звездочка» перевела аванс в размере 100 млн рублей, а через полгода контракт был расторгнут. В ФСБ полагают, что в реальности за полученный аванс компания почти не выполнила никаких работ, а деньги были похищены. Следует также отметить, что пока по данному эпизоду обвинения Тумгоеву не предъявлены.

К сожалению, не исследованы сформировавшиеся монополии, которые по факту захватили весь рынок реализации федеральных программ развития Крыма. Насколько мне известно, там через посредников действуют структуры Аркадия Ротенберга. А монополисты, особенно, приближенные к президенту Владимиру Путину, могут увеличивать заявленную цену проекта в разы. Самый яркий пример – подорожание строительства Крымского моста более чем в 5,7 раз. Изначально стоимость проекта оценивалась в 24 миллиарда рублей (в ценах 2010 года), но 5 марта 2014 года министр транспорта России Максим Соколов увеличил эту цифру до 50 миллиардов. Через месяц, 2 апреля Соколов уточнил, что если мост будет и железнодорожным, цена вырастет до 80-100 миллиардов. Прошло ещё два месяца и председатель правления государственной компании "Росавтодор" Сергей Кельбах поднял ставки. По его данным, строительство обойдётся в 283 миллиарда, а, возможно, даже в 376,48 миллиардов рублей.

Если сравнить Крымский мост с китайским виадуком между Шанхай и Нанкин, то возникнут серьезные вопросы. Длина сооружения - 164,8 км, около 9 км - над водной поверхностью. По нему проходит ветка высокоскоростной железной дороги. Построили всего за два года. Проект обошелся бюджету Китая немногим дороже $1,46 млрд, а на один метр тратили в среднем $8,8 тысяч. На один метр Керченского моста в среднем тратится около $209 тысяч. Получается больше, чем 23, 75 раза. Такая норма прибыли напоминает коррупционную сделку.

Кроме удорожания в разы для бюджета есть серьезный риск не получить вовремя заработанные деньги для строителей. Известно, руководители 15 компаний, участвовавших в строительстве Крымского моста, записали видеообращение к Владимиру Путину с просьбой разобраться, почему они уже более полугода не могут получить положенные по контракту деньги. Общая сумма задолженности составляет почти полмиллиарда рублей. Пострадавшие винят в своих проблемах фирму "ДЕКО", которая, в свою очередь, является субподрядчиком компании "СГМ-Мост" Аркадия Ротенберга.

Официально компания «близкого друга президента» заявила, что все деньги перечислили все необходимые средства субподрядчику. Но строители справедливо считают, что раз деньги выделило государство, то оно и обязано следить, чтобы выделенное дошло до работников. Такое наплевательское отношение к людям похоже сговор вороватых барыг и крышующих их политиков.

Похожая история произошла со строителями Западного Скоростного Диаметра. Спустя три года после сдачи одного из крупнейших инфраструктурных проекта Петербурга к петербургскому филиалу турецкого холдинга ICA подан банкротный иск. Всего по неисполненным обязательствам зафиксировано 66 требований на 210 млн рублей, а 116 дел на 728 млн рублей значатся завершенными. По мнению независимых экспертов, юридические перспективы решения этой ситуации весьма туманы.

Как говориться, кому война, а кому мать родна.

Есть еще один серьезный риск – городское правительство скрывать условия инвестсоглашения с ЗСД. Видимо, опасаются публиковать цифры и условия компенсаций инвесторам из-за их коррупционной составляющей.

Другой не менее серьезная угроза для развития Крыма - санкций США, Евросоюза и Украины, которые не признают легитимность вхождения республики в состав России (на стр. 14).

Некоторые предприятия полуострова связаны с питерскими, которые в свою очередь имеют «теневые» контакты с западными партнерами. Так, крымский филиал ООО "Керченский стрелочный завод" сотрудничает с Петербургским метрополитеном (см. стр. 160). А тот через посредников выводит деньги за границу. Вот лишь два примера. Подземка северной столицы отдала многомиллиардные подряды на уборку вестибюлей, платформ и технических помещений своих станций фирме «Люкссервис».

Эта компания раньше называлась «Метролюкссервис» и существует с 2001 года. В её создании, по данным «СПАРК», поучаствовала компания Faso Export-Import GmbH — пионер перевода столичной подземки на коммерческие рельсы. Еще в 1989 году эта немецкая фирма создала первое совместное предприятие с московским метрополитеном – «Метрореклама» (позднее — «Метрос» и «Метрос Медиа»), которое получило преимущественное право на размещение визуальной рекламы в московском метро.

В 1996 году немцы создали в столице компанию «Метро-Сорма-Сервис» официального торгового представителя германских фирм – производителей уборочной техники, приспособлений и химических средств профессионального уровня. Не только её название, но и логотип недвусмысленно намекали на работу в метрополитене — надпись Sorma была нанесена поверх красной буквы М. Партнером в проекте стала Ирина Левина.

Она также владела долей в компании «Метроном», которая получала контракты на очистку воздуховодов и промывку вентиляционных шахт в Московском метрополитене.

В 2001 году Левина расширила свою сферу влияния и на петербургскую подземку, основав компанию «Метролюкссервис». Она сразу же начала активно сотрудничать с метрополитеном, получив контракты на уборку станций и подвижного состава. С 2004 года «Петербургский метрополитен» для компании основной заказчик, в 2009-м ГУП даже стал хозяином 0,19% долей компании, «в целях контроля за деятельностью». Но после начала регулирования закупочной деятельности ГУПов метрополитен принял решение продать долю.

В 2014 году «Люкссервис» вновь получила контракты на уборку метро на 2,7 млрд рублей на срок в четыре года. А в январе 2019 года «Люкссервис» без конкурентов, чьи заявки были отклонены (как и четыре года назад), продлил отношения с петербургский подземкой еще на 4 года — теперь уже за 3 млрд рублей.

Регулярно уборкой станций заниматься будут около 500 сотрудников. До 2022 года им предстоит, согласно техзаданию, проводить «механизированное подметание пола» вестибюля и платформ, а также влажную уборку станций, мыть поручни эскалаторов, балюстрад, кабин и стеклянных поверхностей станций и так далее.

В марте 2019 года Ирине Левиной исполнится 74 года. Она является дочерью Сусанны Масчан – ученого секретаря научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме Академии наук СССР и соратника Акселя Берга - академика, адмирал-инженера, заместителя министра обороны СССР, которого называют одним из основателей биологической кибернетики.

В британском реестре обнаружилась еще одна компания Ирины Левиной – Orleando Estate LLP, которая находится в Лондоне на St.James Place, рядом с Букингемским дворцом. Она была создана в 2011 году совместно с Ольгой Абрамсон, по данным «Фонтанки» – гражданкой не только России, но и Германии.

Вторая история – о попытке Петербургского метрополитена купить у американской компании «3M» стекла для вагонов метро за 47,9 млн рублей. В документации по тендеру указаны параметры пленки, под которые подходит лишь модель Scotchgard 1004, которую производит американская компания «3M».

По расчетам специалистов «Моспика», которые исследовали возможности реализации сделки, для удовлетворения нужд метрополитена потребовалось бы приблизительно 63 коробки. Обратившись к российскому дистрибьютору «3М», компании «Мона», петербургская фирма получила ответ: пленка пока недоступна к заказу, имеющихся запасов не хватит, чтобы закрыть потребности петербургского поставщика.

30 июля «Моспик» решил обратиться к канадскому дистрибьютору «3М», группе компаний INPS. После переговоров «Моспик» все же получил от INPS коммерческое предложение, с ценой почти в 5 тысяч долларов c ограничением в 10 коробок и с условием самовывоза из Техаса, США. Московская «Мона» предлагает уже в России по 7 тысяч евро за коробку.

Сами по себе стекла стоят от 378 рублей до 1,5 тысячи рублей за штуку. Уже с наклеенной пленкой цена варьируется от 1,6 тысяч рублей до 10,3 тысячи рублей за штуку. При этом в лимитах «Метрополитена» предусмотрены другие диапазоны: от 6,2 тысячи рублей до 21 тысячи рублей за штуку.

Когда журналисты Фонтанки.ру начали свое расследование, аукцион сразу отменили. Но факты, когда Петербургский метрополитен был готов оплатить запчасти в 25 раз дороже своих московских коллег, известны.

Сопоставление двух этих историй говорит о том, что, во-первых, санкции против российских компаний будут расширять, во-вторых, через Петербургский метрополитен крымские чиновники и некоторые приближенные к власти бизнесмены могут «пилить», «отмывать» и перекачивать огромные бюджетные средства в Западную Европу и США, в-третьих, есть риск, что переведенные в зарубежные офшоры огромные деньги будут заморожены из-за санкций на неопределенный срок.

Часть проблем можно решать через действующее российское законодательство

по Федеральному закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 года N 223-ФЗ и Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 года N 44-ФЗ. Но, как показывает практика, без общественного контроля самые совершенные законы становятся лишь вывеской для высокопоставленных жуликов. В народе в таких случаях говорят: гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить!

А модное ныне среди высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов игнорирование проблем может завершиться самым серьезным кризисом не только для Крыма, но и для России.

 

Михаил Дружининский

 

Источники:

· https://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/352z.pdf).

· https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайган_(сафари-парк)

· https://www.rbc.ru/business/08/08/2019/5d4ae7659a79472ef97fc588?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

· https://www.kommersant.ru/doc/4052433

· https://www.rosbalt.ru/moscow/2019/08/07/1796040.html

· https://www.fontanka.ru/2019/01/14/100/

· https://www.fontanka.ru/2019/08/02/082/?ref=vk

· https://www.apn-spb.ru/news/article24070.htm

· https://sell-off.livejournal.com/34525653.html

· https://www.fontanka.ru/2019/08/09/077/

· https://online812.ru/2018/05/14/007/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: