Классификация предприятий автомобильного транспорта




Перечень вопросов для экзамена по дисциплине

«Логистическая инфраструктура в транспортных системах»

1. Понятие логистической инфраструктуры. Значимость логистической инфраструктуры для экономики государства.

2. Проблемы развития логистической инфраструктуры в России и пути их решения. Факторы создания логистической инфраструктуры.

3. Грузы и их классификация.

4. Транспортная характеристика грузов.

5. Тара и упаковка грузов. Маркировка грузов.*

6. Контейнеры и поддоны. Назначение, классификация. Особенности конструкции.*

7. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта.

8. Система обозначений автотранспортных средств в отечественном автомобилестроении.

9. Система обозначений автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН.

10. Общие требования к автотранспортным средствам.

11. Полная масса автотранспортного средства. Определение полной массы автопоездов.

12. Специализированный подвижной состав: классификация, преимущества и недостатки по сравнению с АТС общего пользования.

13. Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта. Основные параметры вагонов.

14. Классификация подвижного состава воздушного транспорта. Основные параметры транспортных самолетов.*

15. Классификация подвижного состава водного транспорта. Основные параметры грузовых судов.*

16. Погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) и способы их выполнения.

17. Классификация погрузочно-разгрузочных средств (ПРС).

18. Основные параметры ПРС.

19. Производительность ПРС.

20. Краны передвижные и стационарные: назначение, область применения, особенности конструкции.*

21. Средства напольного транспорта: авто- и электропогрузчики, электроштабелеры и электротележки.*

22. Погрузочно-разгрузочные пункты (ПРП), фронт ПРР, схемы расстановки АТС в ПРП.

23. Пропускная способность ПРП и определение количества постов.

24. Автомобильные дороги и их классификация.*

25. Автотранспортные предприятия и их классификация.*

 

* – вопросы на самостоятельное изучение.

Основная литература – Ширяев С.А., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: учебник для вузов. Под ред. С.А. Ширяева. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 848 с.

 

 

Классификация предприятий автомобильного транспорта

В условиях рыночной экономики любое производственное предприятие (фирма), в том числе транспортное, является субъектом предпринимательской деятельности. Основываясь, главным образом, на частной собственности на средства производства и результаты труда, предпринимательство позволяет мобилизовать значительные ресурсы (трудовые, финансовые и др.) и направить их на использование и развитие производительных сил общества.

Автотранспортные предприятия (АТП) являются наиболее распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Они выполняют главную задачу транспорта — осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Кроме того, АТП могут быть комплексными и специализированными.

Комплексные АТП осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и др.

Специализированные АТП выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные.

Предприятия общего пользования входят в систему Министерства транспорта и связи России и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.

Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.

Автообслуживающие предприятия — это автосервисные предприятия, терминалы, автозаправочные станции (АЗС), автовокзалы, гаражи-стоянки. Необходимость в организации и существовании подобных предприятий объясняется тем, что АТП и индивидуальные владельцы автомобилей не всегда могут своими силами обеспечить нормальные условия для выполнения транспортных услуг.

Автосервисные предприятия выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, принадлежащего юридическим и физическим лицам.

Примерный перечень автотранспортных услуг включает:

• подготовку транспортных средств к вводу в эксплуатацию;

• работы по антикоррозийной защите транспортных средств;

• уборочно-моечные работы, включающие работы по уборке и мойке автотранспортных средств;

• смазочно-заправочные работы;

• ремонт агрегатов, узлов, систем автомобилей;

• регламентированные работы и др.

По производственному признаку автосервисные предприятия делятся на грузовые, легковые и смешанного типа; по территориальному признаку — на городские, районные и дорожные.

Городские автосервисные предприятия обычно бывают специализированными, т.е. обслуживают автомобили определенных типов (грузовые или легковые). Они выполняют работы, как правило, на договорных началах или по разовым заявкам с оплатой выполненных работ по тарифам (прейскуранту цен). Такие предприятия могут иметь большую производственную программу по техническому обслуживанию автомобилей, что, в свою очередь, дает возможность применять поточный метод обслуживания и использовать высокопроизводительное оборудование.

Районные автосервисные предприятия являются универсальными и работают в основном по договорам с автовладельцами.

Дорожные автосервисные предприятия располагаются на дорогах и осуществляют обслуживание и ремонт автомобилей, следующих по дороге. Дорожные предприятия являются универсальными, но могут быть и специализированными.

Автосервисные предприятия в последние годы получили широкое распространение. Спрос на их услуги имеет тенденцию к увеличению, что объясняется действием целого ряда факторов:

• вновь создаваемые АТП не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервисные предприятия;

• действующие АТП, стараясь снизить себестоимость, избавляются от ремонтных цехов, предпочитая обслуживать машины на сервисных предприятиях;

• потребители новейших моделей автомобилей не могут и не хотят ремонтировать их сами, стараясь избежать дополнительных затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников.

Терминалы осуществляют транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей. Это может быть производственное подразделение крупного автотранспортного предприятия или самостоятельное предприятие, предназначенное для обработки контейнерного и пакетированного грузов. Такие предприятия размещаются чаще всего на окраинах городов.

Терминальная система доставки грузов является прогрессивной формой транспортно-экспедиционного обслуживания. Она предусматривает подвоз мелких отправок от клиентов малотоннажными автомобилями на терминалы пунктов отправления (грузоформирующие объекты), формирование на терминалах крупных отправок, перевозку их на терминалы пунктов назначения и развоз отправок грузополучателям малотоннажными автомобилями. Кроме того, терминалы работают как пункты накопления и распределения средних и крупных партий груза (распределительные пункты).

Автозаправочные станции это специализированные предприятия по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, консистентными смазочными материалами, водой и воздухом для подкачки шин.

Как правило, АЗС специализируются по виду заправляемого топлива: бензин, дизельное топливо, газобаллонное топливо. По территориальному признаку они делятся на городские, районные и дорожные. Пропускная способность станции определяется количеством заправочных колонок и их производительностью.

Автовокзалы осуществляют продажу билетов, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления.

Гаражи-стоянки предназначены только для хранения автомобилей. Их создают главным образом на магистралях, в конечных и промежуточных пунктах маршрутов.

Гаражи-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев называют иногда стоянкой общего пользования или гаражом-гостиницей (мотель). В некоторых гаражах-гостиницах проводится не только хранение, но и обслуживание и ремонт автомобилей. Гараж для временного хранения автомобилей туристов называется кемпингом.

К авторемонтным предприятиям относятся авторемонтные, агрегатно-ремонтные и шиноремонтные заводы и мастерские, ремонтно-зарядные аккумуляторные станции и специализированные мастерские и цеха.

Авторемонтные и агрегатно-ремонтные заводы и мастерские являются специализированными предприятиями по капитальному ремонту полнокомплектных автомобилей или отдельных агрегатов. Авторемонтные мастерские, как правило, имеют производственную программу до 1 тыс., авторемонтные заводы — свыше 1 тыс. капитальных ремонтов в год. В соответствии с этим авторемонтные мастерские ремонтируют подвижной состав автотранспортных предприятий, расположенных в черте района, города, иногда области; авторемонтные заводы могут обслуживать автотранспортные предприятия нескольких областей. Как мастерские, так и ремонтные заводы могут специализироваться на ремонте одного или двух (но не более) типов автомобилей.

Автообслуживающие и авторемонтные предприятия составляют основу региональной производственной инфраструктуры, назначение которой — создание общих условий для успешного функционирования автомобильного транспорта.

В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта разделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, с иностранным участием, а также на предприятия общественных организаций.

Преобладающая часть предприятий автомобильного транспорта в России в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что они имеют лучшие показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнеров по сделкам и использования оптимальных форм и методов мотивации труда. Опираясь на право собственности, они применяют такие методы материального поощрения и материальной ответственности, как методы вознаграждения и штрафы, которые заставляют работников лучше работать. При этом появляется необходимость в эффективном использовании аппарата, современных методов производства, расходовании ресурсов.

Все рассмотренные типы предприятий автомобильного транспорта вместе с автомобильными дорогами и дорожными сооружениями являются составной частью производственной и (или) социальной инфраструктуры региона. Поэтому от уровня эффективности их функционирования и развития в значительной степени зависит уровень эффективности функционирования и развития региона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: