Jazz improv and your brain: The key to creativity?




Джазовая импровизация и мозг: ключ к творчеству?

 

Пальцы слегка касаются клавиш и вот-вот начнут играть. Труба поднимается к губам. В воздухе наготове застыли барабанные палочки. Начинается импровизация, и джазовая группа мгновенно создает музыкальную композицию, которую никто никогда раньше не слышал.

Когда каждый инструмент подхватывает мелодию, песня преображается — и как это получается, не понимает даже сам музыкант.

Легендарный джазовый трубач Майлз Дэвис (Miles Davis) говорил об этом так: «Сначала я это сыграю, а потом расскажу, что это такое».

Для нейробиолога, доктора Чарльза Лимба (Charles Limb), джаз — это абсолютное творчество в действии.

«Когда слышишь хороший джаз — вроде того, какой исполняет Джон Колтрейн (John Coltrane) или Майлз Дэвис — в нем есть ошеломляющее качество, то, что называют "звуком неожиданности", — говорит Лимб. — И тогда думаешь про себя: "Надо же! Это не просто феноменальная музыка, это феноменальная нейробиология″».

Может ли джазовая импровизация быть ключом к пониманию того, каким образом мозг придумывает, сочиняет, изобретает? Можно ли эту творческую деятельность изучать? Сам Лимб, как опытный джазовый музыкант, был для этого проекта идеальным ученым.

«Я всегда на интуитивном уровне понимал, что творческий процесс во время джазовой импровизации очень отличается от процесса запоминания, — объясняет он. — Это сразу видно, когда играешь».

Он решил попросить джазовых музыкантов сыграть заученную песню в процессе МРТ-сканирования их мозга. Затем он предложил им немного «поимпровизировать» во время сканирования, чтобы определить разницу и сравнить результаты.

«Говоришь "вперед″ — и джазовые музыканты могут начать сразу же импровизировать по команде, поэтому изучать это с экспериментальной точки зрения очень легко, по сравнению, скажем, с работой писателя-прозаика, — говорит Лимб, возглавляющий кафедру отологии, нейротологии и хирургии основания черепа Калифорнийского университета в Сан-Франциско. — Просто представьте, что я хочу, чтобы вы написали роман немедленно, без подготовки, и каждые 60 секунд я буду просить вас переключаться из одного режима в другой — от чего-то оригинального к тому, что вы запомнили. Это раздражает и совсем не похоже на то, как обычно работают писатели».

Джазовые музыканты работают именно так, но возникла одна серьезная проблема — магнитное поле МРТ. Сила магнитного притяжения настолько велика, что любой металлический предмет в помещении будет резко притягиваться к магниту томографа, разрушая все на своем пути.

Чтобы решить эту проблему, Лимб заказал пианино из немагнитных материалов с пластиковыми клавишами, на котором музыкант, находившийся в сканере, мог играть, держа его на коленях. Работа началась, и результаты, опубликованные в 2008 году, были потрясающими.

Когда музыканты импровизировали, деятельность той части мозга, которая отвечает за способность человека к самовыражению — префронтальной коры или «сети пассивного режима работы головного мозга» — стала более активной.

При этом в той части мозга, которая отвечает за самоторможение и самоконтроль — дорсолатеральной префронтальной коре — наблюдалась деактивация.

Подавляя ту часть мозга, которая отвечают за самокритичность, музыканты смогли оставаться «на волне» творчества и вдохновения, что называется «были в ударе».

«Я считаю, что в неврологическом плане это можно характеризовать как расслабление, когда человек дает волю своим чувствам — говорит Лимб. — Если вы слишком себя контролируете, очень трудно быть свободным творчески».

 

Не только джаз

Дело не только в джазе. Лимб также сканировал мозг рэпперов, когда они исполняли фристайл рэп.

«Если посмотреть на историю джаза и рэпа, то можно сказать, что рэп — это сегодняшний джаз, — говорит он. — Джаз был радикальным видом искусства, появившимся в Америке, и рэп очень похож на джаз, поскольку он очень часто рождается спонтанно и является своего рода музыкой улиц».

Вскоре Лимб начал пристально изучать процессы, происходящие в мозгу комиков-импровизаторов и художников-карикатуристов.

«За 30 секунд такой художник может нарисовать любое лицо, которое он видит как карикатуру, — говорит он и добавляет, что аналогичным образом действуют и комики-импровизаторы. — Я понял, что это похоже на то, что происходит во время импровизации в соло-джазе. Мозг воспринимает известную "конструкцию" и отклоняется от нее, процесс этот сознательный, целенаправленный, но при этом заранее не запланированный».

«Джаз — прекрасная модель для начала исследования, но я не хочу на этом останавливаться, — продолжает Лимб. — Если вы посмотрите на современных представителей искусств, на людей творческих, и если вы считаете, что, глядя на искусство, вы сможете узнать, каков механизм творческой деятельности человека, вы понимаете, что каждый вид искусства представляет собой уникальный образец человеческого мышления».

В последнее десятилетие происходит бурное развитие неврологии импровизации. Ученые изучают процессы, происходящие в мозгу музыкантов, занимающихся классической музыкой, людей, не являющихся музыкантами, писателей и тех, для которых характерно «дивиргентное» мышление и которые могут быстро придумать новые способы использования повседневных предметов, таких как кирпич.

Один из первых мифов, который следует развенчать — «правополушарные люди» не являются более креативными. На самом деле, с творчеством тесно связаны нейронные сети и левой, и правой частей головного мозга, и они меняются в зависимости от типа работы и стадии творческого процесса.

«Мы изучаем нейронные сети творческой функции головного мозга, взаимодействие этих сетей и роль природных способностей, — говорит Рекс Юнг (Rex Jung), профессор нейрохирургии из Университета Нью-Мексико, который изучает способности, интеллект и креативность человека. — Творческими способностями обладают все, вопрос лишь в том, в какой степени. Мы исходим из классической идеи художественных творческих способностей, но мы творчески подходим и к своим отношениям, и к своей работе, и к приготовлению пищи или даже к тому, как мы по-разному обустраиваем свои дома».

Во всяком случае, в искусстве успешная творческая импровизация связана еще и с опытом, мастерством, для достижения которого приходится долго и усердно работать. Исследования показывают, что чаще всего бывают «в ударе» те музыканты, которые провели за инструментом сотни, а может быть, и тысячи часов.

«Опытные мастера своего дела, которые демонстрируют такие творческие способности, неизменно признаются в том, что развить это творческое начало и проявить его в большей степени им удалось не в силу особой одаренности, таланта или способностей, с которыми они родились, а благодаря практике — на это было затрачено много сил и труда».

«Таким образом, из всего этого можно помимо прочего взять на вооружение следующее: если вы хотите построить общество людей, обладающих более высокими творческими способностями, нужно просто стараться и делать это — других способов нет, — говорит Лимб. — Мы видим, что с течением времени творческий мозг человека развивается. Творческие способности не просто "фиксируются″ при рождении, оставаясь неизменными. Занимаясь творчеством, мы повышаем свои творческие способности».

С этим согласен и Юнг: «Чем больше у вас исходного материала, тем больше времени вы уделяете развитию набора навыков, и тем легче импровизировать. Чтобы иметь достаточно материала, необходимого для творчества, требуется опыт. Так что найдите область, которая вам интересна, углубляйте знания в этой области, приобретайте опыт и мастерство, а затем начинайте творить и создавать что-то необычное, особенное».

 

Jazz improv and your brain: The key to creativity?

Fingers graze a keyboard, poised to play. A trumpet rises to the lips. Drumsticks perch in the air, ready to fall. The improvbegins, and this combo of jazz musicians instantly creates a piece of music that has never been heard before.

As each instrument hijacks the melody, the song is reinvented in ways even the musician doesn't understand.

Revered jazz trumpeter Miles Davis put it this way: "I'll play it first and tell you what it is later."

For neuroscientist Dr. Charles Limb, jazz is pure creativity in action.

"When you hear great jazz, like John Coltrane or Miles Davis, it has this jaw-dropping quality to it, and what's been described as 'a sound of surprise' takes place," Limb said. "And you think to yourself, 'Wow, that's not just phenomenal music, that's phenomenal neurobiology.' "

Could jazzimprovisation be a key to understanding how the brain invents? Could that creativity be studied? An accomplished jazz musician himself, Limb was the perfect scientist to tackle the project.

"I had always intuitively understood that the creative process in jazz improvisation is very different than the process of memorization," he explained. "That is immediately apparent when you play."

He decided to ask jazz musicians to play a memorized song while their brains were scanned inside a functional MRI and then to have them riff a bit during the scan to compare the differences.

"You say 'go,' and jazz players can improv at drop of a hat, so from an experimental perspective, it's really easy to study, as compared, to say, a novelist," said Limb, chief of the Division of Otology, Neurotology and Skull Base Surgery at the University of California, San Francisco. "Just imagine I want you to write a novel on the spot, and every 60 seconds, I'm going to have you switch modes between something original and something you've memorized. it's jarring and not how novelists normally work."

Jazz musicians do work that way, but there was one major issue: the magnetic field of the MRI. The pull is so powerful that any metal in the room would be rocketed to the machine's core, destroying the item in the process.

To solve the problem. Limb commissioned a non-magnetic piano with plastic keys, which could be played on the musician's lap while in the scanner. The work began, and the results, published in 2008, were fascinating.

While the musicians improvised, the parts of the brain that allow humans to express ourselves -- the medial prefrontal cortex or "default network" -- became more active.

At the same time, the part of the brain responsible for self-inhibition and control, the dorsolateral prefrontal cortex, became dormant.

By inhibiting the part of the brain that allows self-criticism, the musicians were able to stay in their creative flow, known as "in the zone."

"I view this as a neurological description of letting go," Limb said. "If you're too self-conscious, it's very hard to be free creatively."

Not just jazz

It's not just all that jazz. Limb also scanned the brains of rap artists as they freestyled.

"If you look at the history of jazz and rap, you can make an argument that rap is today's jazz," he said. "Jazz was a radical American-born art form, and rap has a lot of parallels to jazz, because so much of it is created on the spot and is sort of a music of the street."

Before long, Limb was also peering inside the noggins of improvisational comedians and caricature artists.

"In 30 seconds, that artist can sketch any face he is seeing as a caricature," he said, adding that improv comedians function similarly. "I realized that was analogous to what is happening in a freestyle jazz solo. The brain is taking a known structure and deviating from it in intentional ways that are not pre-planned.

"Jazz is a great model to begin with, but I don't want to end there," Limb continued. "If you look at artists at creative experts of our time, and you believe you can learn how human creativity operates by looking at art, you realize that each type of art represents a unique piece of human thinking."

In the past decade, the field of improvisational neuroscience has exploded. Researchers have peered inside the brains of classical musicians, non-musicians, writers and "divergent" thinkers, those who can quickly come up with novel ways to use everyday objects, such as a brick.

One of the first myths to be debunked: "Right-brain people" are not more creative. In fact, networks in both the left and right sides of the brain are intimately involved in creativity and change depending on the type of endeavor and the stage of the creative process.

"We're looking at networks of creative brain function, the interplay of these networks and the role of aptitude," said Rex Jung, a professor of neurosurgery at the University of New Mexico who studies aptitude, intelligence and creativity. "Everyone is creative; it's just a matter of degree. We have this prototypical idea of artistic creativity, but we are creative in our relationships, our work, our cooking or even arranging our homes in a different way."

For the arts, at least, successful creative improvisation also appears to be related to expertise, a mastery generated by a lot of hard work. Research finds that musicians who have devoted hundreds, perhaps thousands, of hours to practice seem to more easily get into "the flow."

"What the trained experts who are so creative are always revealing is that it was practice -- a lot of effort and practice -- that gave them the creative edge," Limb said, "rather than the genius, talent or aptitude they were born with.

"So one of the take-home points is if you want to build a more creative society, there is no substitute for just trying and doing it," he continued. "We see the creative brain evolve over time. It's not just fixed at birth. By practicing these behaviors we add to our creative abilities."

Jung agrees: "The more raw material you have, the more time you devote to developing a skill set, the easier it is to improvise. It takes expertise to have enough material to draw on to be creative. So find an area that interests you, develop an expertise in that area, and then start creating and develop something extraordinary."

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: