Надежность, валидность, репрезентативность.




Стандартизация методик. Объективность.

Психодиагностический метод отличается опре­деленной спецификой по отношению к традицион­ным исследовательским методам психологии - неэкспериментальному (описательному) и экспе­риментальному. Основной особенностью его явля­ется измерительно-испытательная направлен­ность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явле­ния. Это возможно за счет выполнения определен­ных требований.

Важнейшее из этих требований - СТАНДАР­ТИЗАЦИЯ инструмента измерения, в основе кото­рой лежит понятие нормы, поскольку индивидуаль­ная оценка (например, успешность выполнения того или иного вида задания) может быть получена путем сопоставления с результатами других обсле­дуемых. Благодаря стандартизации методики до­стигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность со­поставления таких оценок в разных тестовых мето­диках. В психологической диагностике различают две формы стандартизации:

1) обработку и регламентацию процедуры прове­дения, унификацию инструкции, бланков об­следования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характери­стику контингентов испытуемых;

2) преобразование нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шка­лу, основанную уже не на количественных эм­пирических значениях изучаемого показателя, а на его относительном месте в распределении результатов в выборке испытуемых. Наиболее распространенными преобразования­ми первичных оценок в психометрике являются центрирование и нормирование посредством средне­квадратичных отклонений. Под центрированием понимается линейная трансформация величин признака, при которой средняя величина распреде­ления становится равной нулю.

В качестве функции нормирования обычно вы­ступает Z-показатель (стандартный показатель), выражающий отклонение индивидуального ре­зультата в единицах, пропорциональных стандарт­ному отклонению единичного нормального распре­деления.

Благодаря возможности подобных преобразо­ваний шкалы, традиционно принятые в психодиаг­ностике и построенные на основе шкалы Z-показателя, становятся сопоставимыми, и возможен переход из одной шкалы в другую с иными показа­телями.

Этапы стандартизации

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1. условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3. Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5. Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

6. Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7. Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.

8. Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста [10].

Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых «сырых баллах».

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

· единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

· единообразие оценки выполнения теста;

· определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь "третий этап стандартизации").

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

Надежность, валидность, репрезентативность.

В качестве признанных для оценки тестов выступает ряд критериев, которые характеризуют как критерии качества, или добротности.

Определяя одинаковые для всех психологических методов диагностики пригодности критерии, по показателям качества - должно вписываться в сравнимый - пятиэлементный - ряд других инструментов отбора: надежность; валидность; репрезентативность; достоверность; тестовые нормы.

1). Надежность, или независимость от случая, определяют как степень стабильности, с которой отличительная черта будет измерена точно при повторном тестировании. Говоря о точности, с которой может быть измерено свойство тестируемой личности, специалисты подразумевают исключительно свободное от ошибок значение измерения, независимое от интерпретационной точки зрения. В одинаковых условиях для данной тестируемой личности должны получаться те же самые оценки измерения.

2). Валидность, или действительность теста есть гарантия, что он в самом деле измеряет то, что подлежит измерению, или что должно быть измерено.

Г.Рексилиус дает широкую классификацию, элементами которой называет:

· предсказываемую валидность,

· валидность содержания - если выборка заданий репрезентативна для генеральной совокупности.

· критериально-обусловленную валидность - осуществляет связи с внешними критериями, значение которых исследуется независимо от теста.

· конструктивную валидность - если охваченные тестом признаки находятся в необходимом соответствии с положенными в основу теоретическими идеями (конструкциями).

· факторную,

· согласованную валидность - подразумевает корреляцию результатов теста с теми суждениями (или оценками) о пригодности, которые получены прежде или одновременно с тестированием, но другим способом.

3). Репрезентативность - третье важнейшее психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере его применения.

Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если эти два распределения оказываются практически тождественными, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм.

4). Достоверность тестирования формально выводят из аксиом классической теории тестов. Исходным пунктом является предположение, что дисперсия наблюдаемых значений суммарно составлена из дисперсии истинных значений и дисперсии ошибок.

Достоверность, соответственно, равна доле истинной дисперсии от общей дисперсии. Если общая дисперсия безошибочна, достоверность достигает максимального значения 1.

Таким образом, достоверность инструмента теста можно определить в обход двух параллельных измерений. В практике для этого вводятся четыре разных формы параллельного измерения: метод повторного тестирования, метод параллельного тестирования, методы раздвоения тестов и методы консистентного анализа.

5). Тестовые нормы. Для того чтобы эти тесты (пробы) могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуемых.

При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно решаются значительным числом всех испытуемых (например, двумя третями). Эта процедура называется нормированием. С ней впоследствии сравниваются решения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Результаты этих измерений оцениваются в условных баллах (или в ранговых оценках), объединенных в шкалу порядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствующей группе испытуемых (то есть к «норме»). Задача психологических тестов, - измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.

Тестовые нормы – это граничные точки на шкале тестовых баллов, которые разделяют различные диагностические категории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: