Педагогические рекомендации




 

1. Чтобы повысить уровень развития рефлексии у подростков, необходимо педагогу-психологу создать обстановку в которой подростки могли бы подготовить тело и психику к деятельности, сосредоточиться на своем внутреннем мире.

2. Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность.

3. Чтобы развивать рефлексию педагогу-психологу необходимо учитывать все особенности упражнений направленных на ее развитие.

4. Необходимо учитывать степень развития различных видов рефлексии, для того чтобы целенаправленно развивать тот или иной вид рефлексии.

5. Нельзя оставлять без внимания подростков с низким уровнем развития рефлексии.

Следует развивать у них рефлексию для того, чтобы повысить стремление к самопознанию, осмыслению окружающего мира и себя в нем, что позволит подростку находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.


Список литературы:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.,2004.

3. Беличева С.А. Сложный мир подростка – Свердловск, Сред. – Урал. Кн. Издательство, 1984.

4. Берестовская Л.П., Берестовский А.Ш. Современные личностно-ориентированные технологии: Учебное пособие. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2003.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды, М., 1995.

6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. +//Вопросы психологии, 1979, №4.

7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещирикова, В.П.Зинченю. – М.: ОЛМА–Пресс, 2004.

8. Выготский Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6т. – М., 1984. – т.3,4.

9. Горянина В.Д. Психология общения: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

10. Демина Л.Д., Ральникова И.А., учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности».

https://www.irbis.asy/mmc/demina

11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, – М.: Просвещение, 1987.

12. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.,1995.

13. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

15. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.

16. Коломинский Я.Л. Психология общения. М., «Знание», 1974.

17. Локк. Дж Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М.,1960

18. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений – М: Издательский центр «Академия», 2001

19. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М.,1989

20. Мудрик А.В. Психология и воспитание. – М., 2006.

21. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.

22. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.

23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2003.

24. Психология развития / под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005

25. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1989

26. Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго И.И., Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.,1989,Т1

28. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. №4.

29. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

30. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2

31. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5

32. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, №5

33. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983

34. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991.

35. Троицкая К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. Реф. обр. Л., 1973

36. Формирование личности старшеклассника // А.Д.Дубровина, И.И.Туткина, И.В.Дубровина и др.; / под ред. И.В.Дубровиной, НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР – М.: Педагогика, 1989

37. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1980.

38. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность рефлексия: монография. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.

39. Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. – Омск.: Изд-во ОмГТУ, 2005

40. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999

41. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. – М.,1975

42. Ярошеский М.Г. Истории психологии, 2-е изд., - М.: Мысль, 1976.


Приложение 1

 

Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности

Инструкция испытуемому.

"Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:

1 - абсолютно неверно

2 - неверно

3 - скорее неверно

4 - не знаю

5 - скорее верно

6 - верно

7 - совершенно верно

Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным".

Текст методики

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долгое время думаю о ней, хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могу отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10.Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11.Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил плана.

12.Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13.Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14.Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15.Я беспокоюсь о своем будущем.

16.Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17.Порой я принимаю необдуманные решения.

18.Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19.Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20.Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21.У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидаю от меня окружающие.

22.Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23.Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24.Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, в каких словах это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25.Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26.Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27.Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Из этих 27-ми утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 - обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные на те, что получаются при переворачивании шкалы ответов.

Все пункты можно сгруппировать в четыре группы:

1) ретроспективная рефлексия деятельности (номера утверждений: 1, 4, 5, 12, 17, 18, 25, 27);

2) рефлексия настоящей деятельности (утверждения: 2, 5, 13, 14, 16, 17, 18, 26);

3) рассмотрение будущей деятельности (3, 5, 7, 10, 1!, 14 15,20);

4) рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми (номера вопросов: 8, 9, 19, 21, 22, 23, 24, 26).

 

Перевод полученных оценок в стены

Стены                      
Сырые баллы 80 и ниже 100– 101–107 108–113 114–122 123–130 131–139 140–147 148–156 157–171 172 и выше

 

Интерпретация данных, полученных в результате тестирования

Высокие результаты по тесту (больше 7 стенов) говорят о том, что человек в большой степени склонен обращаться к анализу своей деятельности и поступков других людей, выявлять причины и следствия своих действий как в прошлом, так в настоящем и будущем. Ему свойственно обдумывать свою деятельность в мельчайших деталях, тщательно ее планировать и прогнозировать все возможные последствия. Вероятно также, что таким людям легче понять другого, поставить себя на его место, предсказать его поведение, понять, что думают о них самих.

Низкие результаты по тесту (меньше 4 стеноз), вероятно, говорят о том, что испытуемому в меньшей степени свойственно задумываться над происходящим, над причинами своих действий и поступков других людей, над их последствиями. Такие люди не всегда планируют свою деятельность, бывают, импульсивны и ограничиваются рассмотрением меньшего количества деталей при принятии решения. У них возможно возникновение трудностей в общении с другими людьми из-за невозможности всегда точно понять другого, предсказать его реакцию.


Констатирующий этап

Определение индивидуальной меры рефлексивности

 

 


Приложение 2


Методика "Кто я?" (автор М. Кун, модификация М.Н. Овчинниковой)

Цель: исследование самосознания, уровня рефлексии испытуемого.

Порядок проведения. Модифицированная методика относится к классу проективных методов исследования личности и характеризуется интегративным подходом к ее оценке. Это значит, что внимание исследователя при работе с данной методикой фокусируется на общей картине социально-психологического статуса личности и степени ее социальной адаптации. Модифицированная методика позволяет получить информацию о самооценке испытуемого, его референтных ориентациях, личностных смыслах и об уровне рефлексии.

Инструкция: "Перед вами один единственный вопрос, на который вы можете дать бесчисленное количество ответов в любых выражениях, фразах, образах. Вопрос этот - "кто Я?". Вы отвечаете на него в течение 12 минут. За две минуты до окончания работы будет подан сигнал о том, что время истекает. Если вопросов нет, начинаем работу".

Иногда испытуемый пытается уточнить: "Кто Я?" или "Какой Я?". Не уточняйте, чтобы не снижать диагностическую значимость теста.

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с трехкомпонентной структурой личности (самооценка, личностные смыслы, референтные группы) выделяют три речевые формы языка, отражающие эти структуры:

- существительные – отражают репертуар референтных групп подростка;

- прилагательные, причастные обороты – отражают интериоризованные формы самооценки;

- глагольные формы – отражают сферу личностных смыслов.

Любой вид рефлексивной продукции отмечается в качестве отдельного предъявления, например, "Я - любящая дочь". Здесь два предъявления: "Я - дочь", "Я - любящая". Подсчитывается общий объем предъявлений.

Более 20 предъявлений расценивается как высокий уровень рефлексивной деятельности (основное социально-психологическое образование подросткового возраста).

10-19 позиций - средний уровень рефлексии.

5-9 - недостаточный уровень рефлексии.

Менее 5 - рефлексия не сформирована. Но у взрослых это чаще защита, комплексы.

Вся рефлексивная продукция распределяется по уровням значимости, в каждый из которых входит по 5 предъявлений. Первые два уровня считаются наиболее информативными с точки зрения актуализированности их в сознании объекта.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Констатирующий этап

Уровень развития рефлексии у подростков

Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС)

Цель: определение уровня развития коммуникативных и органи­заторских склонностей личности.

Оборудование: анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей и лист ответов.

Вопросник КОС.

1. Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10.Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12.Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиваться того, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, то у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов затрагивающих интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых Вам людей?

28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31.Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим количеством людей?

32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34.Охотно ли вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у Вас много друзей?

38.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Порядок проведения. Ученикам раздаются заранее приготовленные листы ответов и зачитывают инструкцию: "Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) - поставьте минус. Следите чтобы номер вопроса и клетки, куда вы запишите свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации, не задумываясь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предположитель­ным. При ответе на любой вопрос обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов".

Обработка и анализ результатов. Сопоставить ответы испы­туемых с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдель­но по коммуникативным и организаторским склонностям.

 

Ключ

Склонности Ответы положительные Ответы отрицательные
Коммуникативные Вопросы первого столбца Вопросы третьего столбца
Организаторские Вопросы второго столбца Вопросы четвертого столбца

Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (т.е. 20) по формулам:

 

Кк = Кх/20 и Ко = Ох/20.

 

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками.

 

Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей

Шкальная оценка (балл)          
Коммуникативные склонности 0,10-0,45 0,46-0,55 0,56-0,65 0,66-0,75 0,76-1,00
Организаторские склонности 0,20-0,55 0,56-0,65 0,66-0,70 0,71-0,80 0,81-1,00

 

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высокую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориен­тируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Констатирующий этап

 

 

Уровень развития коммуникативных способностей подростков


Констатирующий этап

 

Соотношение различного уровня рефлексии с уровнем коммуникативных способностей каждого подростка

 

 



Респонденты Уровень развития рефлексии Виды рефлексии Уровень развития коммуникативных склонностей
Ретроспективная рефлексия деятельности Рефлексия настоящей деятельности Рефлексия будущей деятельности Рефлексия общения и взаимодействия
            0,70
            0,65
            0,60
            0,65
            0,60
            0,60
            0,60
            0,60
            0,55
            0,45
Рефлексия на коммуникативные склонности 0,967 0,745 0,858 0,875 0,339  

Констатирующий этап

Приложение 9

 

Комплекс упражнений направленных на развитие рефлексии.

Процедура 1. Релаксация.

Релаксация – это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения, обеспечение возможности собраться.

Релаксация необходима:

- для подготовки психики к углубленному самопознанию;

- в стрессовых моментах требующих выдержки и самообладания;

- в ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

Как необходимо расслабляться:

Примите удобную позу, закройте глаза и начните делать глубокий вдох и медленно выдыхайте ртом, снимайте накопленное напряжение, усталость до тех пор, пока не достигните внутреннего расслабления.

Процедура 2. Упражнения, направленные на развитие рефлексии.

Автопортрет.

Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Без маски.

Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это..."

"Иногда люди не понимают меня, потому что я..."

"Верю, что я..."

"Мне бывает стыдно, когда я..."

"Особенно меня раздражает, что я..." и т.п."

Да.

Цель упражнения: - совершенствование навыков рефлексии. Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

Карусель.

Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций:

_ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

_ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним... _ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Качества.

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.

На какой я ступеньке?

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.

Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

- 1-4 ступенька - самооценка занижена

- 5-7ступенька - самооценка адекватна

- 8-10 ступенька - самооценка завышена

Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".

Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Три имени.

Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Процедура 3. Рефлексия «Здесь и теперь».

Назначение:

- отработка навыка рефлексии;

- оценка своей работы.

1. Ведущий предлагает каждому участнику выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме – вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и другое.

2. Каждый из участников группы по семибальной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.

3. Каждый из участников группы высказывает свои замечания и пожелания.


Контрольный этап

Определение индивидуальной меры рефлексивности

 

 


Контрольный этап

 


Респонденты   Развитие рефлексии Виды рефлексии Развитие коммуникативных способностей
Ретроспективная рефлексия деятельности Рефлексия настоящей деятельности Рефлексия будущей деятельности Рефлексия общения и взаимодействия
            0,75
            0,65
            0,60
            0,65
            0,60
            0,65
            0,65
            0,60
            0,60
            0,45
Рефлексия на коммуникативные склонности 0,983 0,822 0,781 0,879 0,758  

Контрольный этап

 

 

Соотношение уровня рефлексии с уровнем коммуникативных способностей подростка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: