ЛЕКЦИЯ 6
Средства гармонизации формы
ПРОПОРЦИИ
Понятие о пропорции в архитектуре
Одним из важнейших методов построения выразительной и целостной архитектурной формы является пропорционирование.
Пропорция (лат. proportio) - соразмерность, определенное соотношение частей между собой. В современной литературе понятие пропорции употребляется в трехосновных значениях:
1. Наиболее близкое к понятию соразмерности. Означает соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота). Именно это значение имеют в виду, когда говорят о пропорциях какого-либо здания, сооружения. Пропорция здесь характеризует объект как целое, составляет основу его образа.
2. Под пропорцией в архитектуре (так же как и математике) понимают равенство отношений количественной меры одних и тех же объективных свойств в сопоставляемых формах или их частях. В математической форме записывают как а/в = c/d. Это значение понятия «пропорция» используется в большинстве работ, посвященных пропорционированию в архитектуре. Из математической записи такого понимания следует, что здесь в основе образования целостной формы лежит принцип геометрического подобия. Наиболее распространенным в архитектуре примером применения пропорции как равенства математических отношений является образование формы на основе подобных прямоугольников, диагонали которых либо параллельны (прямая пропорция), либо перпендикулярны (обратная пропорция) (рис. 33).
Рис. 33
Виды пропорций на основе подобных прямоугольников
Пропорцию, средние члены которой равны между собой, называют непрерывной. Примером непрерывной пропорции может служить ряд подобных прямоугольников, в котором длина предыдущего прямоугольника равна ширине последующего.
|
3. Под пропорцией в архитектуре понимают любую закономерность в соотношениях величин, которая связывает отдельные части и параметры формы в единое целое (наиболее правильное определение). Таким образом, пропорция в архитектуре есть понятие, отражающее однородность (закономерность) изменений количественной меры при переходах от одной части формы к другой и к форме в целом.
Первое и второе определения пропорции являются частными случаями последнего определения.
Виды пропорциональных отношений
В теории и практике архитектуры хорошо известны такие виды закономерных (однородных) изменений величин, как арифметическая гармоническая и геометрическая прогрессии.
Арифметическая прогрессия выражается рядом чисел, в котором каждое
последующее число больше предыдущего на одну и ту же величину. Простейшим примером арифметической прогрессии является ряд натуральных чисел 0, 1,2, 3, 4, 5 и т.д.
Гармоническая прогрессия - это ряд чисел обратных ряду чисел арифметической прогрессии, например: 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7. Отношения между соседними членами гармонического ряда по мере его возрастания так же, как и в арифметической прогрессии, изменяются от контрастных к нюансным.
Геометрическая прогрессия представляет собой ряд чисел, в котором каждое последующее число больше (или меньше) предыдущего в одно и то же число
раз. Например: 1,2,4,8,16,...: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16.
Широко используются в архитектуре аддитивные ряды, построенные на суммировании чисел. Например, в ряде чисел 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,...(ряд Фибоначчи) каждый последующий член, начиная с 3-го равен сумме двух предыдущих. Отношение между смежными членами такого ряда, начиная с 5-го члена, практически постоянно и равно 1,62.
|
Рис. 34 Линейная и двухмерная интерпретация ряда Фибоначчи: а – двухмерная – прямоугольники, начиная с 8:13, 13:21, приобретают пропорции «золотого сечения» и взаимное подобие – их диагонали параллельны и взаимоперпендикулярны; б – линейная - стабилизация пропорций «золотого сечения», начиная от 3:5:8; 5:8:13…