Термин «золотое сечение» был введен Леонардо да Винчи, для известного деления отрезка в так называемом «крайнем и среднем отношении», при котором большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей частью (рис. 93).
Золотое сечение использовал в своем творчестве И.В. Жолтовский, а Ле Корбюзье положил его в основу своего «Модулора».
Золотое выражают обычно числом 1, 618 или обратным ему числом 0, 618. По предложению Т. Куба и М. Бара для них приняты символы Ф и 1/Ф. Золотое сечение – это единственная геометрическая прогрессия, обладающая признаком аддитивного ряда (Ф3 = Ф1 + Ф2).
Рис. 35 Модулор Ле Корбюзье
Рис. 36 1 – Деление отрезка АВ в крайнем и среднем отношениях; 2 – «священный» египетский треугольник и пропорционирование на его основе
Пропорционирование
Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого имеет в своей основе геометрическую или числовую закономерность, которая способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему.
Особенности пропорциональных систем тесно связаны со способами строительства и измерения, которые применялись архитекторами той или иной эпохи. В древности пропорциональные системы получали путем относительно простых геометрических построений на основе треугольника, квадрата, прямоугольника или круга (рис.36).
В Древнем Египте широко использовалась система пропорционирования на основе «священного египетского треугольника» с соотношением сторон 3:4:5, позволяющего получать прямой угол со сторонами, выраженными в простых целых числах.
|
Система пропорционирования на основе вписанных квадратов давала геометрический ряд с отношением 1: √2, в котором чередовались иррациональные и целые числа (рис.36 (1)). Эта система использовалась как в Египте, так и в более поздние времена, например, в средневековье для построения готических башен. Также в период средневековья широко применялась система вписанных равносторонних треугольников.
Рис. 37 Системы пропорционирования на основе гномонических построений по принципу геометрического подобия: 1,2 – взаимовписанные квадраты и разносторонние треугольники; 3 – «свернутый» ряд прямоугольников «золотого сечения» (АБВГ, ГДЕВ, ЕЖЗИ. …); 4 – равнобедренный треугольник АБВ, в котором основание и сторона находятся в отношении «золотого сечения», на его основе строится пентаграмма; 5 – пропорции на основе соотношения стороны и диагонали квадрата 1: √2; 6 – принцип подобия прямоугольников на основе параллельности и перпендикулярности диагоналей.
Рис. 38
Система пропорционирования на основе пентаграммы
Рис. 39
Система пропорционирования на основе звездчатого десятиугольника
Перечисленные системы пропорционирования являются геометрическими, в числовом выражении они менее удобны в использовании, так как включают иррациональные числа. Однако существуют пропорциональные системы, основанные на числовых (арифметических) приемах согласования частей и целого; это так называемые модульные системы. Простейшим примером модульной системы является масштабная сетка, в которую вписываются как общий абрис, так и детали сооружения. Модульная система пропорционирования предполагает существование модуля - условной единицы измерения. Применяемая нашей стране модульная система (ЕМС) так же использует единый модуль (М = 100 см) на основе которого путем его членения или умножения получают все принятые в строительстве размеры.
|
Пропорционирование может быть использовано в двух основных направлениях: как метод создания целостной формы и как метод выявления закономерностей построения уже созданных архитектурных форм. При этом следует понимать, что закономерности, выявленные в уже созданных архитектурных формах, далеко не всегда осознанно применялись их создателями.
Пропорционирование - достаточно сильное, но далеко не единственное средство гармонизации архитектурной формы и поэтому одно только совершенство пропорции еще не является гарантом получения совершенного архитектурного произведения.
Задание 6
Выполнить объемную композицию, используя пропорционирование элементов, виды пропорциональных соотношений, золотое сечение.
Дополнительные средства гармонизации формы: ритм.
Рис. 40 Примеры студенческих работ
1 – пропорционирование (ряд Фибоначчи); 2 – пропорционирование на основе пентаграммы