Возникновение утопических идей. Основные постулаты эконом программы утопического социализма




Утопический социализм - это совокупность теоретических учений, содержанием которых является критика существующего общественно-экономического устройства и обоснование существенных изменений с целью построения социалистического общества на началах коллективной собственности, социальной справедливости и равенства, отсутствия эксплуатации, безденежного хозяйства. Утопический социализм формировался и развивался как гетеродоксия господствующим ортодоксальным течениям, в XV-XVII вв. - меркантилістичним взглядам, ХVII-XIX вв., - классической политической экономии.

В истории экономической мысли выделяют два основных этапа развития социалистических утопических экономических идей:

· ранний утопический социализм выдающихся мыслителей XV - XVII вв. Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Мелье, Т. Мюнцера, Дж. Вінстенлі и др. Он возник в условиях разложения феодального и генезиса рыночного хозяйства, первоначального накопления капитала. В произведениях ранних социалистов-утопистов отражена идеология антифеодального протеста, стремление к ликвидации феодальных привилегий и зависимостей, утверждения справедливого и счастливого общества. Идеи раннего утопического социализма были прагматичными, преимущественно исследовали хозяйственные реалии и материальные условия экономической деятельности, критиковали существующий строй с позиции морали, идеализировали примитивный общественный строй на принципах равенства потребностей и способностей;

· поздний утопический социализм (XVII-XIX вв.) характеризуют взгляды К.А.Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Их программы базировались на идеях совершенствования и перестройки капиталистического общества в условиях промышленного переворота и утверждения рыночных предпринимательских отношений. Это фантастические проекты быстрого построения справедливого общества ненасильственными, нереволюційними методами путем воспитания населения, пропаганды, науки, морали и государственной политики.

Для большинства социалистических утопических учений характерны следующие общие черты:

· критика феодальных и капиталистических отношений за их неспособность обеспечить справедливое распределение богатства и неэффективное использование материальных и человеческих ресурсов. Понимание развития человеческого общества как исторического процесса замены существующего строя более прогрессивным и справедливым;

· описание идеального общества, попытки навязать людям обязательный образ действий и поведения, регламентацию их жизни;

· призыв к уничтожению приватной собственности как основы стихийного развития, эксплуатации и социального неравенства;

· отрицание индивидуализма, выдвижение идеи коллективизма, согласование личных интересов с коллективными и общественными. Критика государства как общественной институции, и одновременное признание государства верховным распорядителем средств производства и распределителем общественного продукта.

Томас Мор (1478-1535) - один из самых крупнейших представителей раннего утопического социализма, английский писатель-гуманист, государственный деятель. В 1516 г. опубликовал свой знаменитый роман "Утопия. В ней впервые осуществлена критика капитализма, а именно процесса первоначального накопления капитала как первоосновы всех общественных противоречий и имущественного неравенства.В "Утопии" выложена утопическая модель идеального общества:

государство является федерацией лишь мост.

• частная собственность отсутствует.

• хозяйственная единица - семья, которая занимается определенным ремеслом, сдает продукцию государству.

• сельскохозяйственные работы организуются по принципу трудовой повинности: каждый должен отработать два года.

• происходит прямой продуктообмен между городом и деревней.

• произведенное распределяется из общественных складов по необходимости.

• отсутствует социальное неравенство.

• государство в лице сената как верховного органа выполняет организационно-контролирующие функции, обеспечивает строгую регламентацию и обязательность труда для всех, сочетание занятий физическим и умственным трудом, всеобщие выборы должностных лиц, равенство женщин с мужчинами во всех правах, свободу совести и тому подобное.

 

Томазо Кампанелла ( 1568-1639) - монах-доминиканец, один из лидеров борьбы за освобождение Италии от гнета испанской монархии. В произведении "Город солнца" (1623) он предложил проект идеального утопического государства, основными чертами которой являются:

• общественный образ жизни, отсутствие частной собственности, имущественного неравенства, нищеты и эксплуатации, господства общей любви и общей заботы;

• отсутствие денег, натуральный продуктообмен;

• принудительная обязательная ежедневная четырехчасовая работа: овладение науками, занятия ремеслом и загородными сельскохозяйственными работами, что обеспечивает достаточный объем всего необходимого для жизни, уравнительное распределение благ;

• все подчинено государству, в частности воспроизведения потомства. Государственный строй основан на сочетании духовной и светской власти.

Томас Мюнцер (1490-1525) - немецкий мыслитель-мятежник времен Реформации и Крестьянской войны. Т. Мюнцер выступал за насильственное уничтожение феодального строя и построение "царства Божьего" на земле. Будут уничтожены государственная власть, классовые различия, частная собственность и неравенство. Общее благосостояние населения будет неуклонно расти на основе совместного имущества. Земля должна быть передана крестьянам. Именно простой народ, как утверждал Т. Мюнцер, является носителем Божественной справедливости, способным построить бесклассовое общество, основанное на началах равенства и справедливости. Суды и власть должны перейти к братства бедняков.

ДжерардВинстенли (1609-1652) в работах "Новый закон справедливости" (1649), "Закон свободы" (1652) выступал против монархии за республику, ликвидацию частной собственности, достаток заменьших усилий труда, уничтожения нищеты.

 

Анри Рубруа де Сен-Симон (1760-1825) считал основой общественного устройства – собственность. Общество делил на промышленников и феодалов. К первым он относил земледельцев, фабрикантов, коммерсантов, банкиров, служащих и рабочих. К ним же относил ученых, художников, ремесленников. Феодалы, по мнению Сен-Симона, – паразитическая часть общества (включая дворянство во главе с королем, чиновничество, духовенство). Главными недостатками буржуазного общества Сен-Симон считал анархию производства, продажность чиновников, подкупы на выборах, антидемократический характер парламентской системы. Будущее общество (его Сен-Симон называл «промышленной системой») должно обеспечить физическое и моральное благополучие народа. В таком обществе производство будет вестись по плану, и его целью станет удовлетворение потребностей народа. В будущем обществе все будут трудиться, а управление людьми будет заменено управлением вещами.

Шарль Фурье (1772-1832) открыл законы развития общества, он выводил из природы человека. Общество, непрерывно развивается, и на каждой ступени развития создаются предпосылки для перехода к следующей ступени. Капиталистическое общество Фурье подверг исключительно резкой критике. Его возмущали анархия производства, то, что все руководствуются только личными интересами, а каждый человек находится в состоянии вражды со всеми остальными и т.д. и т.п.

Роберт Оуэн (1771-1858) родился в малообеспеченной мелкобуржуазной семье и много занимался самообразованием и в 20 лет уже руководил крупным предприятием. В 1800 г., став руководителем и совладельцем фабрики, предпринял попытку добиться улучшения жизни и условий труда работников. Он сократил рабочий день, улучшил жилищные условия работников, заботился об организации их разумного отдыха, боролся с алкоголизмом, занимался воспитанием детей своих работников






Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: