ЛИРИКА А.А.ФЕТА.
1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ТВОРЧЕСТВА:
1). А. А. Фет занимает совершенно особое положение в русской поэзии второй половины XIX века. А.Фет был одним из теоретиков направления “чистое искусство”. Развивая основные принципы этого направления, он ограждает свой художественный мир от социально-политических проблем и навязывания читателю гражданской позиции.
2). В основе мировоззрения А.Фета - учение немецкого философа Шопенгауэра, книгу которого «Мир как воля и представление» он перевел на русский язык.
3). Опираясь на учение Шопенгауэра, Фет утверждал, что жизнь низменна, бессмысленна, скучна, основное ее содержание — страдание и есть только одна таинственная, непонятная в этом мире скорби и скуки сфера подлинной, чистой радости —
сфера красоты.
4). Фет считал, что поэтическая действительность слагается из двух элементов: объективного — мира внешнего; субъективного — некоего “шестого” чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. 5). А.Фета считается родоначальником русского импрессионизма в поэзии.
Импрессионизм — особое направление в искусстве XIX века, сложившееся во французской живописи в 70-е годы. Импрессионизм означает впечатление, то есть изображение не предмета как такового, а того впечатления, которое этот предмет производит, фиксация художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний. Особым признаком этого стиля было «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах ».
6). Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля:
А) поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом;
Б) изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению;
В) считает главным в поэзии - "ловить неуловимое", фиксировать "эфирные
оттенки чувства";
Г) лирический сюжет в поэзии Фета разворачивается во время наибольшего напряжения духовных сил человека;
Д) применяет множество приёмов звукописи (аллитерация, ассонанс), Чайковский даже сказал: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область»
Е). Он любит переходное время между днём и ночью, когда сумерки делают все предметы расплывчатыми, неявными: “Так робко набегает тень, // Так тайно свет уходит прочь, // Что ты не скажешь: минул день, // Не говоришь: настала ночь” (“Жди ясного на завтра дня...”, 1854)
7). Преобладающее настроение в его стихах – восторг, упоение
созерцаемой красотой, природой, любовью, искусством, воспоминаниями.
А.Фет считал, что красота, что вокруг нас, — главный объект искусства.
8). Главная тема лирики Фета - трагедия неразделенной любви.
Стихотворения, относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование «монологи к умершей» (памяти Марии Лазич).
9). Фета защищал право искусства на творческое преображение действительности, вел борьбу против требования иллюстративности, предъявляемого искусству.
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА:
1 ПЕРИОД - ранний ( творчество 1840—1878 гг)
2 ПЕРИОД – зрелый (творчество 1879 – 1892 гг)
РАЗГАДКА ПАРАДОКСА ЛИЧНОСТИ А.А.ФЕТА.
"Поэт - тот, кто в предмете видит то,
Чего без его помощи другой не увидит»
Фет
Почему же мрачный пессимист писал стихи, в которых преобладает настроение восторга, упоения созерцаемой красотой?
Фет сам дал объяснение этому. В предисловии к третьему выпуску сборника стихов "Вечерние огни" он писал: "...скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, (...) жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии".
Для угрюмого, озлобленного человека, не верящего в людей и жизнь,
акт поэтического творчества был актом освобождения,
Актом преодоления трагизма жизни,
воспринимался как выход из мира скорбей и страданий
в мир светлой радости.
ЛИРИКА А.А.ФЕТА.
1. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ТВОРЧЕСТВА:
1). А. А. Фет занимает совершенно особое положение в русской поэзии второй половины XIX века. А.Фет был одним из теоретиков направления “чистое искусство”. Развивая основные принципы этого направления, он ограждает свой художественный мир от социально-политических проблем и навязывания читателю гражданской позиции.
2). В основе мировоззрения А.Фета - учение немецкого философа Шопенгауэра, книгу которого «Мир как воля и представление» он перевел на русский язык.
3). Опираясь на учение Шопенгауэра, Фет утверждал, что жизнь низменна, бессмысленна, скучна, основное ее содержание — страдание и есть только одна таинственная, непонятная в этом мире скорби и скуки сфера подлинной, чистой радости —
сфера красоты.
4). Фет считал, что поэтическая действительность слагается из двух элементов: объективного — мира внешнего; субъективного — некоего “шестого” чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. 5). А.Фета считается родоначальником русского импрессионизма в поэзии.
Импрессионизм — особое направление в искусстве XIX века, сложившееся во французской живописи в 70-е годы. Импрессионизм означает впечатление, то есть изображение не предмета как такового, а того впечатления, которое этот предмет производит, фиксация художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний. Особым признаком этого стиля было «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах ».
6). Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистического стиля:
А) поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом;
Б) изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению;
В) считает главным в поэзии - "ловить неуловимое", фиксировать "эфирные
оттенки чувства";
Г) лирический сюжет в поэзии Фета разворачивается во время наибольшего напряжения духовных сил человека;
Д) применяет множество приёмов звукописи (аллитерация, ассонанс), Чайковский даже сказал: «Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область»
Е). Он любит переходное время между днём и ночью, когда сумерки делают все предметы расплывчатыми, неявными: “Так робко набегает тень, // Так тайно свет уходит прочь, // Что ты не скажешь: минул день, // Не говоришь: настала ночь” (“Жди ясного на завтра дня...”, 1854)
7). Преобладающее настроение в его стихах – восторг, упоение
созерцаемой красотой, природой, любовью, искусством, воспоминаниями.
А.Фет считал, что красота, что вокруг нас, — главный объект искусства.
8). Главная тема лирики Фета - трагедия неразделенной любви.
Стихотворения, относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование «монологи к умершей» (памяти Марии Лазич).
9). Фета защищал право искусства на творческое преображение действительности, вел борьбу против требования иллюстративности, предъявляемого искусству.
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА:
1 ПЕРИОД - ранний ( творчество 1840—1878 гг)
2 ПЕРИОД – зрелый (творчество 1879 – 1892 гг)
РАЗГАДКА ПАРАДОКСА ЛИЧНОСТИ А.А.ФЕТА.
"Поэт - тот, кто в предмете видит то,