ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА




ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВА И А.А.ФЕТА

 

 

 

Мгновение (Фет), трагизм (Тютчев), интуиция (Фет ),

хаос (Тютчев), импрессионизм ( Фет),

космогония ( Тютчев), пантеизм ( Тютчев и Фет).

(Космогония — учение о происхождении или о сотворении Вселенной. Пантеи́зм

учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу)

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА

 

1). Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский.

2). У Тютчева нет стихов о конкретных исторических событиях - есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя, событий.

3). Тютчев – православный христианин, он не был сторонником революций, не сочувствовал декабристам, в основе его мировоззрения – философия ШеллингаМир души соизмерим с миром космоса»)

4). Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирики.

5). Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

6). Лирический герой поэзии Тютчева ощущает себя частью мирозданья, его свобода - иллюзия, призрак. Он постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его.

(«И человек, как сирота бездомный,/ Стоит теперь и немощен и гол, /Лицом к лицу пред пропастию тёмной.»)

7). Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

8). Тютчев часто обращается к античным образам: «беспамятство, как Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла»

Примерно 5/6 творческого наследия Тютчева

составляют стихи, посвященные природе.

9). Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризу-ется”. Не случайно излюбленный прием поэта — антитеза.

10). Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в глазах читателя “ пластически верное” изображение внешнего мира. Для лирики Тютчева характерны точные, зримые и верные действительности образы, жизнь природы и человека в ее вечной смене явлений.

11). Тютчевским картинам природы свойствен динамизм

12). Тютчевская природа - не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица (лирический герой, возлюбленная), но сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления.

Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил: Муза, правду соблюдая,/Глядит, и на весах у ней/Вот эта книга небольшая,/ Томов премногих тяжелей.

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА

 

1). Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский.

2). У Тютчева нет стихов о конкретных исторических событиях - есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя, событий.

3). Тютчев – православный христианин, он не был сторонником революций, не сочувствовал декабристам, в основе его мировоззрения – философия ШеллингаМир души соизмерим с миром космоса»)

4). Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирики.

5). Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

6). Лирический герой поэзии Тютчева ощущает себя частью мирозданья, его свобода - иллюзия, призрак. Он постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его.

(«И человек, как сирота бездомный,/ Стоит теперь и немощен и гол, /Лицом к лицу пред пропастию тёмной.»)

7). Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

8). Тютчев часто обращается к античным образам: «беспамятство, как Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла»

Примерно 5/6 творческого наследия Тютчева

составляют стихи, посвященные природе.

9). Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризу-ется”. Не случайно излюбленный прием поэта — антитеза.

10). Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в глазах читателя “ пластически верное” изображение внешнего мира. Для лирики Тютчева характерны точные, зримые и верные действительности образы, жизнь природы и человека в ее вечной смене явлений.

11). Тютчевским картинам природы свойствен динамизм

12). Тютчевская природа - не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица (лирический герой, возлюбленная), но сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления.

Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил: Муза, правду соблюдая,/Глядит, и на весах у ней/Вот эта книга небольшая,/ Томов премногих тяжелей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: