Великие зарубежные композиторы




1. Никому из венских учителей не хотелось давать бесплатные уроки маленькому хористу, не имевшему покровителей. Быть может, этому злополучному обстоятельству композитор и обязан своей самобытностью. Музыкант купил у букиниста несколько книг по теории музыки. Работая один, без посторонней помощи, он сделал множество небольших открытий, пригодившихся ему впоследствии. Нищий, дрожа от холода в нетопленном чулане, занимаясь далеко за полночь, борясь с дремотой у разбитого, полуразвалившегося клавесина, он посчитал себя счастливцем. И вот музыкант находит выход: он поступает в аккомпаниаторы, а, в сущности, в лакеи к итальянскому композитору, знаменитому певцу и педагогу Николо Порпора, чтобы хоть изредка пользоваться указаниями своего ворчливого хозяина. В автобиографической заметке 1776 года композитор сообщает, что он «удостоился милости изучить истинные основы искусства сочинения у знаменитого господина Порпоры… При этом не было недостатка в обзывании меня ослом, олухом, плутом, в тычках в бок; но я всё сносил терпеливо, так как извлекал большую выгоду из указаний Порпоры в области пения, композиции и итальянского языка». (Й. Гайдн)

2. Во всем его облике есть что-то крепкое, надежное. Ни тени артистической утонченности, аристократизма. Он – плебей. Да он этого и не скрывает. Наоборот, он этим гордится, даже бравирует. Он знает: все, чего он достиг или достигнет в жизни, сделано его руками, его настойчивостью и волей, его талантом. Недаром одному из своих великосветских покровителей, князю Лихновскому, композитор скажет: "Князь, тем, чем Вы являетесь. Вы обязаны случайности рождения, тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей было и будет много,... – один". И это не пустое тщеславие. Так говорить может лишь человек из низов, осознавший свое достоинство, свою силу, свои права. На это мог отважиться только представитель нового времени. Во Франции гремела революция. Там, за Рейном, были провозглашены высокие идеалы человечества: свобода, равенство, братство всех людей. Ветры, летевшие из Франции, несли эти идеи в Европу. Когда пала Бастилия, композитору было восемнадцать лет. (Л.В. Бетховен)

3. Высокопоставленные господа были падкими на сенсацию. Уже на первом выступлении при дворе детям пришлось задержаться с 3 до 6 часов. Император обращался с юным музыкантом как «с маленьким чародеем»: кроме правильной игры на клавире он потребовал «кунштюков», вроде игры одним пальцем, игры на покрытой клавиатуре. Но маленький человечек уже тогда гордился своими правами художника. Его неподдельная детская искренность располагала окружающих. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, позднее королева Франции, пришлась музыканту особенно по сердцу, потому что она по-дружески помогла ему подняться, когда он поскользнулся на гладком полу и упал. «Вы славная, – сказал он, – я хочу на Вас жениться». Для пояснения он добавил: «Из благодарности, ведь Вы были добры ко мне, тогда как Ваша сестра даже не огорчилась». Он вспрыгнул на колени к Императрице и отважно расцеловал её. (В.А. Моцарт)

4. После долгих лет оседлой жизни композитору страстно хотелось отряхнуть прах привычных мест, увидеть новых людей, набраться свежих впечатлений и полностью ощутить блага той драгоценной свободы, которая пришла к нему только на самом пороге старости. Путешествие в Англию улыбалось музыканту возможностью встретиться с лично не знакомыми, но, как он знал, многочисленными почитателями его искусства. Летом 1791.года композитор посетил Оксфорд, где был 8 июля торжественно возведен в сан доктора музыки. Вечером на концерте он появился в черной шелковой мантии четырехугольной шапочке с кистями. Композитор был горд полученным званием и трезво оценивал преимущества положения в свете, которые это звание ему дало впоследствии. Но с присущим ему юмором он смеялся над забавным и стеснительным обычаем, следуя которому ему пришлось целых три дня ходить по улицам в докторской мантии. (Й. Гайдн)

5. 9 июня 1763 года семья юного музыканта выехала в путешествие. Слава опережала их; молва о чудесных детях распространялась быстро, тем более что открытые концерты сопровождались рекламой. Вот образец одного из таких оповещений о концерте во Франкфурте. "Сегодня, в среду, 30 августа, точно в 6 часов состоится последний концерт: девочка по двенадцатому году и мальчик по седьмому году сыграют концерты на клавесине или клавире, причем первая исполнит труднейшие произведения великих мастеров; кроме того, мальчик исполнит концерт на скрипке, проаккомпанирует на клавире во время исполнения симфонии, сыграет на закрытой платком клавиатуре так же хорошо, как – если бы она была у него перед глазами; потом из отдаления точно назовет все звуки, которые поодиночке или в аккордах будут взяты на инструменте или изданы предметами – стаканами, часами. Под конец он будет импровизировать не только на клавесине, но и на органе так долго, как того захотят слушатели". (В.А. Моцарт)

6. Композитор видит и слышит мир через песню. В теплоте песенных интонаций раскрывает он всё богатство душевного мира человека. Как бы импровизируя, с божественной щедростью он расточает свой мелодический дар. Песенные образы проникают не только в музыку вокальную, но и в инструментальную. Композитор является родоначальником новой струи в широком и многообразном потоке европейского музыкального искусства 19века – песенного симфонизма. Во все жанры, к которым прикоснулся музыкант, он привнёс черты нового и самобытного. Велики его достижения в области песни. Глубоко своеобразны его симфонии и другие инструментальные сочинения. Композитор является также изумительным мастером миниатюры – тех лаконичных и выразительных портретов, которые позже так полно будут представлены в творчестве композиторов-романтиков. Он открывает богатейшие лирические возможности, заложенные в камерно-инструментальной музыке. (Ф. Шуберт)

7. Среди композиторов-романтиков никто, пожалуй, не добился столь безоговорочного признания у широчайших масс слушателей, как этот музыкант. Его произведения в одинаковой мере волнуют и профессионалов-музыкантов, и простых любителей. Примечательно, что почти всё написанное этим композитором звучит и поныне на концертной эстраде. Объясняется это редкой искренностью тона его музыки, словно идущий от сердца к сердцу. Глубоко национальный художник, во всех своих сочинениях композитор воспевает Родину. Его музыка пронизана народными ритмами и интонациями, героическими преданиями старины, ароматом полей и лугов. Живописуя эти образы, он привносит в них личный, субъективный оттенок. Это объясняется и складом дарования композитора, и некоторыми биографическими моментами. Жизнь его будто раскололась надвое: двадцати лет он покинул родину и более не видел её. Далеко, в Париже, где композитор обосновался, воскрешал он в своей памяти образ любимой родины в творениях героико-эпических и драматических, пылко-восторженных и элегических. (Ф. Шопен)

8. Этот музыкант – исключительно своеобразный пианист. Однако слабость здоровья в результате усилившегося туберкулеза, частые недомогания не способствовали общению композитора с массовой аудиторией. Были и другие причины. Глубокий психологизм произведений музыканта требовал иной манеры исполнения, чем виртуозные пьесы его современников. В музыке композитора нет ни одного пассажа, рассчитанного на внешний эффект. Его пьесы требуют филигранной игры: каждая фраза, мотив, пассаж должны быть спеты выразительно, дабы почувствовалась живая непосредственность музыкальной фразировки. Композитор говорил ученикам: "Чтобы хорошо играть на рояле, полезно послушать итальянских певцов, учитесь у них искусству пения". И наряду с этим – удивительная свобода исполнения. Лист сравнивал ее с пламенем, колышимым ветром. (Ф. Шопен)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: