Теоретическая основа исследования




Проблемой исследования сущности и структуры региональных систем образования занимались Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов; теоретические аспекты регионального компонента изучаются: В.Ю. Кричесвким, Т.И. Шаталовой, Т.Я. Шпикаловой и др. Проблемой приобщения подрастающего поколения к культурному наследию через искусство посвящены исследования Н.С. Боголюбова, В.П.Зинченко, В.С.Кузина, Б.М.Неменский, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой и др.

Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей рассматривали Л. П. Блонский, А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Л. И. Выготский, В. А. Сухомлинский.

База исследования: МБУ ДО «Детская школа искусств №4» города Ставрополя. В эксперименте приняли участие учащиеся 10-11 лет (1 класс) в количестве 21 человек.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, чтобы раскрыть методику нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента, на примере создания живописного пейзажа. Определены методы диагностики уровня нравственного воспитания учащихся, в процессе создания живописного пейзажа. Обоснован выбор средств художественной выразительности, применяемых в авторских художественных произведениях. Выполнена творческая работа по теме исследования.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

1.1. Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 

В связи с научно-техническим прогрессом, изменившим среду жизнедеятельности человека, активно развивается особый вид культуры – графическая.

Графическая культура – представляет «совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и передачи информации, способность чтения, сохранения, преобразования и использования визуальной информации в науке, производстве, архитектуре, дизайне, экономике и общественных сферах жизни общества; совокупность графических умений, позволяющих фиксировать, передавать результаты репродуктивной творческой деятельности [3, c. 68]

Начальным этапом включения в учебную деятельность является младший школьный возраст, т.к. именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Такого школьника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.

Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности. [3]

Проблема развития графической культуры учащихся всегда была в центре внимания ученых, психологов и педагогов.

Психологические аспекты формирования графической культуры изучались отечественными учеными А.В. Запорожцем, Л.С. Выготским, и зарубежными учеными Д. Флейвеллом, Д. Миллером и другими. Исследования показали, что использование действий, образов или слов для представления событий или собственных переживаний, проявляется у детей в возрасте 2-х лет. Именно в этом возрасте дети приобретают навык изобразительной деятельности. В 4 года ребенок уже гораздо лучше оперирует символами. Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются.

Графическое обучение формирует у учащихся сознательное отношение к способам профессионального создания художественного образа через понимание выразительных средств искусства и влияет на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу. [133]

В процессе формирования графических действий на уроках изо у учеников формируются первоначальные графические пространственные представления.

Влияние изобразительной деятельности на мыслительную использовалось в педагогической практике И.Г. Песталоцци. [126] Он считал, что письмо как «рисование произвольно выбранных линейных форм» должно, в основном, следовать общим правилам линейного рисунка, и учил детей рисовать раньше, чем заходила речь о письме.

П.Д. Юркевич рассуждал о наглядном методе обучения, как о «специальном», восполняющем искусством недостаток непосредственных наблюдений и отмечал связь между образом и логической формой, воображением и соображением. [188]

В. П. Острогорский обращал особое внимание не только на развитие ума и на обогащение его знаниями в школе, но и на воспитание чувства и воображения, которые, в основном, складывают характер человека. [120]

пррррррррррр

Успех интеллектуального развития школьника достигается на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Формирование графической культуры – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого процесса вырисовывания, и по структуре формирования графических умений и навыков, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Замедленность процесса переработки информации, несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям. [15, c. 15]

Ознакомление школьников с элементами графической культуры – процесс, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание обучающимися коренным образом сказывается на успешности формирования графической культуры.

 

Замечено, что выполнение творческих заданий по изобразительному искусству положительно связано с развитием интеллектуально-творческих способностей учеников. [19, 49, 97, 121, 135, 141]

Формирование личности, а также интеллектуально-графической культуры, включает в себя знания и умения в эстетической и художественно-изобразительной деятельности, т.е. связано с рисованием. Согласно мнениям Л.С. Выготского, С.П. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других психологов, рисование наиболее активно изменяет и перестраивает психику человека, активизирует многие компоненты психических процессов. [45, 89, 139]

Немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике. [12, 13, 14, 16]

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие психолого-педагогические условия формирования графической культуры младших школьников:

- обязательное включение в обучение школьников графической подготовки, основанной на четкой систематизации и алгоритмизации учебного материала, применение творческих заданий и учебных проектов;

- учет особенностей содержания данного вида культуры в младшем школьном возрасте;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников и их доучебного опыта субъектной графической культуры;

- внедрение технологии поэтапного формирования графических понятий и действий, обеспечивающей наиболее эффективный способ приобретения учащимися основ графической культуры в учебной деятельности;

Владение учителем методикой формирования основ графической культуры на уроках изобразительного искусства в условиях учебного сотрудничества.

Именно уроки изо являются одним из наиболее эффективных средств формирования основ графической культуры. Графические знания и умения, как компоненты графической культуры здесь являются не только средством интеллектуального развития учащихся, но и условием успешного создания ими материальных продуктов в процессе творческой деятельности. Ведущим способом организации усвоения графической культуры является теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, обеспечивающая интериоризацию содержания графических умений и знаний младшими школьниками и формирование на этой основе у них субъектной графической культуры, реализующей подготовку подрастающего поколения к успешному функционированию в современном мире.

Эффективность решения проблемы формирования данной культуры зависит от теоретико-методологического подхода, положенного в ее основу. В качестве теоретико-методологической основы формирования графической культуры выделяют личностно-деятельностный подход, включающий:

- наиболее эффективный путь формирования компонентов основ графической культуры у младших школьников и их развитие на уроках изо, заключающееся в разработке и использовании учителем соответствующих видов и форм деятельности, а также средств и методов обучения, обеспечивающих переход учащихся к опосредованному и теоретическому мышлению;

- учебная деятельность на уроках изо является действенным способом формирования у обучаемых основ графической культуры. В ходе нее происходят процессы культуроосвоения, как интериоризации ценностей созданной человечеством графической культуры и культуротворчества как активного порождения компонентов основ графической культуры личности обучаемых;

- формирование и обогащение такой культуры происходит в процессе учебно-педагогического сотрудничества с учителем и обеспечивается необходимыми педагогическими условиями;

Формирование основ графической культуры учащихся начальной школы должно осуществляться на основе такого содержания, средств и методов обучения и таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

- содержание обучения должно быть актуально для школьников – для их личностного развития и успешной жизнедеятельности на современном этапе и в перспективе, представлять собой обобщенные способы графических действий;

- ведущей единицей анализа уровня сформированности основ графической культуры являются графические действия, обладающие заданными качествами первичных и вторичных свойств (форма действия, обобщенность, развернутость, освоенность, разумность, сознательность и др.). Необходимо учитывать не только уровень сформированности умений и навыков, но и уровень их развития и творчества, а также степень становления их духовных и интеллектуальных качеств, проявляющихся в индивидуальности восприятия мира, потребности и возможности его познания и преобразования, в том числе и графическими средствами.

Для эффективного развития графической культуры, умений необходимо включать в содержание уроков следующие компоненты:

1. Ознакомление с различными графическими материалами;

2. Использование и комбинирование выразительных средств графики;

3. Выбор наиболее выразительных графических техник;

4. Работа в различных жанрах и на разнообразные темы;

5. Применение разнообразных графических приемов.

Таким образом, возможности детской психики позволяют осуществлять пропедевтику графической грамотности в раннем возрасте. При условии нормального развития, достигнув младшего школьного возраста, ребенок способен усвоить необходимый уровень графической культуры.

 

1.2 Роль графики в формировании интеллектуально-графической культуры младших школьников

 

1.3 Педагогические условия формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов

Педагогические условия включают в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства [6,36]. Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [9,476].

Графическое обучение формирует у учащихся сознательное отношение к способам профессионального создания художественного образа через понимание выразительных средств искусства, влияет на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу.

Художественная составляющая, играющая большую роль в формировании личности, а также интеллектуально-графической культуры, включает знания и умения в эстетической и художественно-изобразительной деятельности, т.е. связана с рисованием. Согласно мнениям Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других психологов рисование наиболее активно изменяет и перестраивает психику человека, активизирует многие компоненты психических процессов.

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. Уроки рисования для него- обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Структура творческой активности детей младшего школьного возраста представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности школьников выступают: понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе, желание активно включаться в творческий процесс, усвоение способов выполнения работ творческого характера, способность к фантазированию и воображению, умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей младших школьников является организация целенаправленной досуговой деятельности в изобразительном искусстве: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов, понимание перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть изобразительного искусства.

Следующим важным условием развития детского творчества является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент и характер, и особенности некоторых психических функций.

Также условием является и обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовывать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применяемыми в разных условиях. В противном случае у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков, теряет интерес к изобразительной деятельности.

Можно сказать, что важнейшим условием развития творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов.

Уроки изобразительного искусства играют важную роль в жизни каждого человека, помогают развить творческое воображение, фантазию, оказывают большую помощь в изучении тем других школьных дисциплин, и на уроках изо отрабатывается навык графической деятельности.

Для развития графических умений наиболее подходящий материал для младших школьников – цветные карандаши.

Цветные карандаши – материал, с которого лучше всего начинать учиться рисовать. Самые первые детские рисунки обычно создаются этим материалом. Работая с цветными графическими материалами, развиваются не только графические умения, но и умения работать с цветом.

Изучению проблемы формирования графических умений обучающихся посвящены труды российских и зарубежных ученых Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева и других.

Учащиеся младшего школьного возраста всегда готовы к усвоению новых знаний, развитию познавательного интереса к знаниям, их восприятию, но все еще строится на житейском опыте, поэтому всю информацию нужно переносить на жизненные примеры.

Для наглядного представления учитель должен показывать детям произведения художников-графиков, рассматривать с учениками технику и манеру, которые используют мастера в своих работах. Можно предлагать учащимся делать копии не сложных изображений. Также немаловажно учитывать, что учащиеся любят наблюдать работу взрослых рисовальщиков, охотно подражают им, поэтому учебный рисунок на уроке в младших классах будет очень полезен.

Прочность усвоения умений достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому не следует спешить показывать детям все новые и новые приемы работы с цветными материалами, при необходимости лучше задержаться подольше на одной теме, попрактиковаться, и тогда будет виден результат. Давать всю информацию постепенно, обучать от простого к сложному. Технические навыки прочны, когда ребенок владеет ими свободно, они не занимают его внимания. Тогда он может думать о содержании своей работы и решении изобразительной задачи.

Кроме технических действий учащиеся должны научиться мыслить, думать о каждом своем действии, должен понимать, как и почему в определенном месте необходимо использовать определенную технику. Каждое рабочее движение в процессе изображения должно быть максимально осознанно. П.П. Чистяков всегда требовал от своих учеников, чтобы каждый штрих, каждая линия, мазок, пятно в рисунке были осознаны.

 

ВЫВОДЫПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: