ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
Тема: «Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов»
студентки 5 курса группы И5И
направление подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
профили «Изобразительное искусство»
и «Дополнительное образование»
Кияницкой Юлии Сергеевны
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры
педагогических арт-технологий
Зеленская Валентина Алексеевна,
Работа допущена к защите Дата защиты
«___» ______________ 2020 г. «___» _________ 2020г.
Зав. кафедрой ____________ Оценка «_____________________»
Ставрополь, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4-8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
1.1 Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема ……………...........9-16
1.2 Роль графики в формировании интеллектуально-графической культуры младших школьников…………………….…………..………...…17-20
1.3 Педагогические условия формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов……………………………………..…………....21-29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента….....30-35
2.2 Содержание и методика формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов………………………………..…………………..36-41
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента……………..….41-48
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫНА ТЕМУ «СТАДО В ГОРАХ»
3.1 Технология выполнения творческой работы графическими материалами………………………………………………………………….49-55
3.2 Содержание творческой работы «Стадо в горах»………….…56-59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………60-62
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..63-68
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений модернизации современной системы образования является внедрение национально-регионального компонента в учебные занятия, который отражает специфику российского общества- разнообразие регионов, различие их природных, культурных и исторических особенностей. Преподавание изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента направленно на становление интереса и приобщения ученика к культуре, способствует формированию общечеловеческих ценностей. Для того, чтобы увидеть мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать у учащихся нравственные качества, умения анализировать состояние души и природы, осознано выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ. Важная задача нравственного воспитания школьников заключается в том, чтобы научить различать прекрасное и возвышенное, безобразное и низменное, развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в обществе, искусстве.
Данная проблема актуальна, так как от ее решения зависит формирование нравственно воспитанной, творческой личности школьника. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в личности учащегося нравственные качества, связанные со своим народом, родным домом, краем, Отечеством. А также наглядно продемонстрировать моральные и эстетические ценности, художественный вкус.
Изучение темы обусловлено рядом противоречий:
- между потребностью современного общества в сохранении и приумножении национально-региональной культуры, самобытного искусства и недостаточной реализацией методик совершенствования преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента;
-между потребностью учащихся в нравственном воспитании и недостаточным владением обучения по средствам национально-регионального компонента;
-между современными требованиями к подготовке художников-педагогов и уровнем овладения учителем инновационными педагогическими технологиями;
-между потребностью школьников в создание пейзажа и недостаточным умением нравственной оценки прекрасного в окружающей среде.
Данные противоречия определили проблему исследования.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях использование национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства, способствует нравственному воспитанию учащихся среднего школьного возраста.
Цель исследования: сформулировать и реализовать педагогические условия использования национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства, способствующих нравственному воспитанию учащихся среднего школьного возраста
Объект исследования: процесс нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в ходе реализации национально-регионального компонента
Предмет исследования: возможности изобразительного искусства при формировании нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста в процессе реализации национально-регионального компонента
Гипотеза: нравственное воспитание учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента будет проходить более продуктивно, если:
- ознакомление учащихся с теоретическими и практическими аспектами создания живописного пейзажа будет осуществляться через знакомство и анализ работ художников, занимающихся созданием живописных произведений на тему родного края;
- на уроке изобразительного искусства будет воспитываться любовь к природе, Родине, уважение к ней, а также заинтересованность в приумножении и сохранении культурных, нравственных ценностей.
-в содержание уроков включены разнообразные по степени сложности задания;
-методика обучения школьников направлена на формирование нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента при работе над пейзажем;
-разработана диагностика изучающая формирования нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента при работе над пейзажем.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по заданной проблеме;
2) выявить специфику и педагогические потенциал влияния национально-регионального компонента на нравственное воспитание учащихся среднего школьного возраста;
3) обосновать выбор методик, приемов привлечения национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства для нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста;
4) разобрать и апробировать методику нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе применения национально-регионального компонента, при создании живописного пейзажа;
5) провести эксперимент с учащимися среднего школьного возраста по теме исследования и выявить эффективность методики нравственного воспитания учеников в процессе работы над живописным пейзажем;
6) выполнить творческую работу по теме исследования;
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический, анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (наблюдение за творческой деятельностью учащихся, опрос, беседа, анализ художественных произведений, метод тестирования), педагогический эксперимент.