Зеленская Валентина Алексеевна,




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

Тема: «Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов»

студентки 5 курса группы И5И

направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

профили «Изобразительное искусство»

и «Дополнительное образование»

Кияницкой Юлии Сергеевны

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры

педагогических арт-технологий

Зеленская Валентина Алексеевна,

 

Работа допущена к защите Дата защиты

«___» ______________ 2020 г. «___» _________ 2020г.

Зав. кафедрой ____________ Оценка «_____________________»

 

Ставрополь, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4-8

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

1.1 Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема ……………...........9-16

1.2 Роль графики в формировании интеллектуально-графической культуры младших школьников…………………….…………..………...…17-20

1.3 Педагогические условия формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов……………………………………..…………....21-29

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента….....30-35

2.2 Содержание и методика формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов………………………………..…………………..36-41

2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента……………..….41-48

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫНА ТЕМУ «СТАДО В ГОРАХ»

3.1 Технология выполнения творческой работы графическими материалами………………………………………………………………….49-55

3.2 Содержание творческой работы «Стадо в горах»………….…56-59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………60-62

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..63-68

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений модернизации современной системы образования является внедрение национально-регионального компонента в учебные занятия, который отражает специфику российского общества- разнообразие регионов, различие их природных, культурных и исторических особенностей. Преподавание изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента направленно на становление интереса и приобщения ученика к культуре, способствует формированию общечеловеческих ценностей. Для того, чтобы увидеть мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать у учащихся нравственные качества, умения анализировать состояние души и природы, осознано выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ. Важная задача нравственного воспитания школьников заключается в том, чтобы научить различать прекрасное и возвышенное, безобразное и низменное, развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в обществе, искусстве.

Данная проблема актуальна, так как от ее решения зависит формирование нравственно воспитанной, творческой личности школьника. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в личности учащегося нравственные качества, связанные со своим народом, родным домом, краем, Отечеством. А также наглядно продемонстрировать моральные и эстетические ценности, художественный вкус.

Изучение темы обусловлено рядом противоречий:

- между потребностью современного общества в сохранении и приумножении национально-региональной культуры, самобытного искусства и недостаточной реализацией методик совершенствования преподавания изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента;

-между потребностью учащихся в нравственном воспитании и недостаточным владением обучения по средствам национально-регионального компонента;

-между современными требованиями к подготовке художников-педагогов и уровнем овладения учителем инновационными педагогическими технологиями;

-между потребностью школьников в создание пейзажа и недостаточным умением нравственной оценки прекрасного в окружающей среде.

Данные противоречия определили проблему исследования.

Проблема исследования: при каких педагогических условиях использование национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства, способствует нравственному воспитанию учащихся среднего школьного возраста.

Цель исследования: сформулировать и реализовать педагогические условия использования национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства, способствующих нравственному воспитанию учащихся среднего школьного возраста

Объект исследования: процесс нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в ходе реализации национально-регионального компонента

Предмет исследования: возможности изобразительного искусства при формировании нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста в процессе реализации национально-регионального компонента

Гипотеза: нравственное воспитание учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента будет проходить более продуктивно, если:

- ознакомление учащихся с теоретическими и практическими аспектами создания живописного пейзажа будет осуществляться через знакомство и анализ работ художников, занимающихся созданием живописных произведений на тему родного края;

- на уроке изобразительного искусства будет воспитываться любовь к природе, Родине, уважение к ней, а также заинтересованность в приумножении и сохранении культурных, нравственных ценностей.

-в содержание уроков включены разнообразные по степени сложности задания;

-методика обучения школьников направлена на формирование нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента при работе над пейзажем;

-разработана диагностика изучающая формирования нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе реализации национально-регионального компонента при работе над пейзажем.

Задачи исследования:

1) осуществить теоретический анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по заданной проблеме;

2) выявить специфику и педагогические потенциал влияния национально-регионального компонента на нравственное воспитание учащихся среднего школьного возраста;

3) обосновать выбор методик, приемов привлечения национально-регионального компонента на уроках изобразительного искусства для нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста;

4) разобрать и апробировать методику нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе применения национально-регионального компонента, при создании живописного пейзажа;

5) провести эксперимент с учащимися среднего школьного возраста по теме исследования и выявить эффективность методики нравственного воспитания учеников в процессе работы над живописным пейзажем;

6) выполнить творческую работу по теме исследования;

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический, анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (наблюдение за творческой деятельностью учащихся, опрос, беседа, анализ художественных произведений, метод тестирования), педагогический эксперимент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: