МБОУ «Гимназия» г.Обнинск




Формирование навыков тайм-менеджмента при подготовке к экзаменам.

Папакина О.В.

Педагог-психолог

МБОУ «Гимназия» г.Обнинск

В своей практике работы с учениками, я часто сталкиваюсь с тем, что школьники не обладают умением распоряжаться своим временем и это не дает им возможность полностью использовать свои возможности. Я убеждена, что в современном мире время один из самых ценных ресурсов. Обычно взрослые понимая ценность времени обращаются к технологии тайм-менеджмента, которая дает возможность успевать больше и правильно распределять имеющиеся временные возможности.

На первый взгляд кажется, что детям эти знания не нужны, но общаясь с родителями и детьми я часто слышу жалобы на очень длительное выполнение домашнего задания и подготовки к урокам. В ходе разговора выясняется, что ребенок в процессе выполнения задания, очень много отвлекается на разные «нужные» дела: попить, погладить кошку и т.д. и в результате подготовка к школе сильно растягивается. Но бывают и другие ситуации и они тоже характерны для детей, когда ребенок сидит за уроками очень долго, но не потому что отвлекается, а потому что хочет выполнить задание максимально хорошо, довести его до идеала.

С похожей проблемой сталкиваются в нашей школе и ученики, которым предстоит сдавать экзамены. Но только масштабы немного иные. Вроде бы учащиеся понимают, что экзамены будут, но обычно воспринимают это как неопределенное отдаленное будущее. А когда подходит время начинают в ускоренном темпе учить. Либо в процессе подготовки, пытаются выучить всё абсолютно и не достигая желаемого результата вновь и вновь учат. Так возникла идея о необходимости обучения элементам технологии тайм-менеджмента в школе вообще и в процессе подготовки к экзаменам.

В своей работе с учащимися при подготовке к экзаменам, я делаю акцент на двух факторах: это эмоциональный фактор (стойкость, собранность, выдержка) и выбор стратегии при подготовке к экзамену, т.е. продуктивность и результативность.

Сегодня я не буду касаться эмоционального компонента, мне кажется, он достаточно полно освещен в различных источниках. Мне бы хотелось рассмотреть различные существующие стратегии стратегии.

Ресурсно-ориентированная стратегия. Она направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене

Технологически-ориентированная стратегия. Ее цель освоение некоторой технологии последовательности действий обеспечивающих успешность выпускника.

В период подготовки к экзаменам и особенно к ЕГЭ учащимся приходится помимо привычных дел интенсивно заниматься своим обучением – ходить на курсы и к репетиторам, выполнять повышенные учебные нагрузки, ощущать на себе информационную и коммуникативную перегруженность.

Возникает необходимость рационально распоряжаться временем как ограниченным ресурсом, выбирать задачи, требующие неотложного, обязательного решения, отличать от них задачи желательные, но не необходимые.

Умеет ли выпускник управлять временем? «Этому надо учить, передавая необходимую информацию, тренируя отдельные приемы, создавая модельные ситуации для освоения ТМ, помогая в формировании индивидуального стиля. Подобное обучение весьма непросто, так как требует определенной интеллектуальной и личностной зрелости ребенка», – отмечает Т. Меркулова, – «Умение планировать время неразрывно связано с развитием человека – его интеллектуальной и волевой сферами, а также с развитием таких качеств, как самостоятельность, ответственность, целеполагание и рефлексия». Поэтому нужна повседневная практика и объединение помощи всех взрослых: родителей, педагогов, психологов и классного руководителя.

 

Задача тайм-менеджмента– избавить себя от перегрузок и лишних волнений, научиться рационально управлять своим временем, распределить его так, чтобы хватило и на подготовку к ЕГЭ, и на отдых.

Организация тайм-менеджмента (ТМ) при подготовке к экзаменам необходима и учащимся, и учителям:

- для учета и систематизации получаемого объема новой информации;

- для рационального планирования своих дел;

- для управления временем подготовки к ЕГЭ в течение года; в течение дня; во время экзамена.

Когда мы чувствуем, что все идет по плану, что мы управляем временем и ситуацией, что мы шаг за шагом приближаемся к намеченной цели – это вселяет в нас уверенность.

Если мы постоянно находимся в режиме цейтнота и аврала, решаем одновременно несколько задач, если ко всему прочему, не находим времени для личных дел, своих увлечений, занятий собой и своим здоровьем, не успеваем отдохнуть и выспаться – это вгоняет нас в стресс.

В нашей школе дети сдают экзамены начиная с 7-го класса. И встречаясь с учащимися мы начинаем изучать элементы тайм-менеджмента. И одним из таких элементов является «календарик-пинарик».

Календарик–пинарик ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик показывает ученикам то, сколько времени тратится впустую, а также может мотивировать на более полезное использование времени. Использование календарика–пинарика в работе со школьниками показало, что количество времени потраченного непонятно на что сокращается. При регулярном заполнении ученики видят, как много времени уходит в пустоту, а также такой календарик работает напоминанием и в некотором роде внешним контролем.

В первую неделю учащиеся закрашивают время проведенное без очевидной пользы цветными карандашами. И по прошествии недели становится очевидно сколько времени использовано, а сколько потрачено впустую. На следующей встрече результаты обсуждаются и делаются выводы. И следующее задание это не только раскрасить в календарике потраченное время, но и записать, куда именно оно потрачено. Оговариваем, что записать необходимо два дня: один будний и один выходной. Полученные результаты обсуждаем, если ребенку необходима отдельная консультация, то встречаемся и обсуждаем индивидуально полученные результаты. По итогам этих заданий обсуждаем на занятиях и составляется план дня.

Когда начинаем работать по составлению плана дня, первый и самый важный этап это осмысления того, что необходимо сделать завтра-послезавтра: какие мероприятия предвидятся, какие планы в отношении него у родителей. При этом ребенок должен наметить мероприятия из серии «Учебные дела», «Полезные дела», «Дела из области свободного времени».

Для того, чтобы ученики обратили внимание на полезные дела, необходимо, чтобы их включали в план в обязательном порядке. Желательно сразу ввести для ребенка правило «Съесть лягушку » -делать каждый день дела полезные, но не очень интересные. Таким образом, в плане на день у ребенка должны быть отражены учебные дела, полезные дела и дела из области свободного времени.

Результаты составления плана дня и его корректировки обсуждаем на занятиях и кому необходимо в индивидуальном порядке.

Следующим этапом уже в старших классах я предлагаю воспользоваться матрицей Эйзенхауэра.

Я прошу записать все дела, которые необходимо сделать и которыми будет заниматься обучающийся.

Разделите все задачи на четыре категории по шкалам срочности и важности. Вот какой может получиться таблица:

Важное и срочное — дела, которые не терпят отлагательств. Начните заниматься ими в первую очередь, чтобы избежать неприятных последствий.

Важное и несрочное — задачи, которые стоит выполнять заранее, чтобы не устраивать себе бессонных ночей перед дедлайном. Кроме того, отсутствие срочности поможет вам качественно выполнить эту работу. Займитесь этим сразу после выполнения текущих срочных дел.

Неважное и срочное постарайтесь перепоручить кому-то другому. Эти дела никак не приблизят вас к вашей цели, а время отнимут.

Неважное и несрочное — то бесполезное, на что обычно и хочется тратить время. Если не получается отказаться от этого, отложите эти дела до того момента, как сделаете всё остальное.

Пример 1

Девушка 9 класс, учится на 4 и 3. Понимает, что успевает сделать не все что хочется и необходимо. Эмоциональна, общительна. Сама говорит, что много отвлекается и не собрана. Меланхолик.

Первая матрица составлена и разобрана в январе. Записав дела, которые необходимо сделать, долго заполняет квадраты, некоторые дела, сложно отграничить по важности, со срочностью распределить ей проще. По словам девушки «все понятно», «должно работать» и «она попробует». В феврале на продолжении встреч говорит что «как то не получается в системе делать», но решает продолжить попытки. Так же во время беседы выясняется, что очень много времени уходит на различные мессенджеры и соц.сети. Время на них уходит незаметно. Пришли к решению установить на телефон программу которая отслеживает время проведенное в той или иной программе в телефоне. В марте выясняется, что попытки использования матрицы были неудачны и в систему это не вошло, матрица даже заполненная не выполняется. Но установленная программа на телефон дала свои плоды и девушка увидев количество времени проведенное в соц.сетях и мессенджерах, решила контролировать время используемое во время подготовки к урокам и экзаменам не по назначению. Работа продолжается, и сейчас девушка использует некоторые приемы, один из которых «золотой час», к которому я вернусь позднее.

Пример 2

Девушка 9 класс, учиться на 4 и 5. Есть желание сделать больше и она хочет получить знания, как это реализовать. Спокойна, уравновешена. Флегматик. Занимается на курсах и посещает занятия в спортивной секции.

Матрица была составлена в январе, девушка достаточно быстро ее заполнила, сразу объясняя, почему то или иное дело помещено в тот или иной квадрат. В феврале в разговоре выяснилось, что она использовала матрицу и ей стало понятнее алгоритм последовательности выполнения дел. В марте выяснилось что девушка продолжает использовать матрицу, но теперь чаще делает не на бумаге, а представляя мысленно какое дело в какой квадрат необходимо поместить, но иногда составляет на бумаге, когда дел бывает больше чем обычно.

«Правило Шкафа». Для детей начальной школы и дошкольников можно использовать такой прием как разделение дел, на три категории, т.е. дела которые есть, предлагается поместить в три шкафа. 1-й дела важные и необходимые, 2-й не очень важные, но сделать их желательно и 3-й дела не важные, но возможно это «задел на будущее»

Золотой час — это время, которое вы выделяете на выполнение важных дел. Жаворонкам логичнее организовать такой час с утра, совам, соответственно, — вечером. Так получится использовать прилив сил для решения задач.

Выключите все гаджеты и оградите себя от других раздражающих факторов. Один час концентрации в течение дня приблизит вас к победе на ЕГЭ больше, чем несколько часов, когда вы пытаетесь совместить подготовку с просмотром видосиков на YouTube.

Эти правила просты. Если их освоить, то с их помощью можно легко научиться планировать дела на день, неделю, месяц, не только в школе, но и после ее окончания, и тогда с легкостью можно рационально распределить свое время в период подготовки к экзаменам. Ведь тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, а тот, кто держит его в руках, держит в руках и жизнь (Дэвид Аллен Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: