измерение нетарифных методов. Для этого, как правило, используют один из следующих индексов:
– индекс частотности – индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями.
– индекс покрытия торговли – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями.
индекс воздействия на цены – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям.
Различают следующие группы нетарифных барьеров:
Количественные нетарифные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Наиболее распространенными формами количественных ограничений являются:
1.Квотирование (контенгирование) – квота или контингент - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенной суммой или количеством на определенный промежуток времени. Различают:
– Экспортные квоты – вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, которые устанавливают долю каждой страны в общем экспорте определенного товара
– Импортные квоты – вводятся национальным государством для
защиты местных производителей, достижения сбалансированного торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке. Импортная квота определяет строго ограниченное количество товара, разрешенное к импорту в данную страну.
2.Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения (лицензии), выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Различают:
|
– разовые лицензии – письменное разрешение сроком до 1 года
– генеральные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара без ограничения количества;
– глобальные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз товара в любую страну мира за определенной промежуток времени, без ограничения количества или стоимости;
– автоматические лицензии – разрешение, выдаваемое немедленно
после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственными органами.
3. Добровольные экспортные ограничения – вводятся обычно под политическим давлением для того, чтобы не столкнуться с более жестким барьером. Наибольшее распространение добровольные экспортные ограничения получили во взаимной торговле США, Японии и стран Евросоюза.
Скрытые нетарифные барьеры. К скрытым методам торговой политики относят барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются на пути торговли органами государственной власти. Их очень много, около нескольких сотен. Самые популярные из них скрытые нетарифные барьеры, к числу которых относят:
– скрытые технические барьеры – национальные нормативы, нормы и стандарты построены так, что препятствуют ввозу товаров из-за рубежа
– внутренние налоги сборы – налоги, накладываемые на импортные товары – налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу, сборы на таможенное оформление и т. д.;
– политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, исходящий от государственных органов и предлагающий предпринимателям покупать определенные товары только у национальных фирм.
|
Финансовые барьеры
Финансовые методы торговой политики используются для снижения стоимости экспортируемого товара и повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Различают:
– субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
– прямые субсидии – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода;
– косвенные субсидии – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготных условий страхования, займов и т. д.;
– внутренние субсидии - предусматривают бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными товарами;
– экспортные субсидии – это бюджетные выплаты национальным экспортерам, позволяющие продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.
– демпинг – это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен, по сравнению с существующими ценами в этих странах. Различают:
– спорадический демпинг – это эпизодическая продажа по заниженным ценам;
– преднамеренный демпинг – это временное умышленное снижение цен;
– обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех или иных товаров на внутреннем рынке (по цене ниже справедливой);
– взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.