Обобщая изложенное выше по анализу НС за сезон 1989 года можно
прийти к следующим заключениям.
4.1. Из рассмотрения данных по НС в горном туризме следует,
что абсолютное число аварий и пострадавших в горных походах 1989
года по сравнению с предыдущими годами заметно выросло. Одновре-
менно увеличились относительные потери в категорированных походах,
которые достигли наибольших значений в походах 5 и 3 к.сл. Статис-
тические данные неумолимо свидетельствуют, что горный туризм про-
должает оставаться главным поставщиком потерь в туризме. В катего-
рированных походах 1989 года они составили 75,5% от общего числа
прострадавших в туризме.
4.2. Анализ имевших место НС показал, что в рассматриваемом
году наибольший урон горные туристы понесли из-за срывов на скло-
нах, от лавин и камнепадов. Причинами, породившими аварии и НС,
в подавляющем числе случаев, как и в прежние годы, явились техни-
ческие и тактические ошибки, допущенные туристами во время прео-
доления препятствий. При этом наибольшее число ошибок названных
типов как решающих, так и сопутствующих (косвенных) пришлось на
походы 5 и 3 к.сл. Одновременно четко установлено, что основное
количество ошибок по всем типам приходится на походы 1 - 3 к.сл.
Обращает на себя внимание большое число аварий, связанных с неу-
меньем выбрать линию и время движения. Так, много аварий от лавин
и камнепадов при движении по кулуарам, т.е. по заведомо опасному
пути, т.к. кулуары являются естественным путепроводом для сброса
со склонов различных пород. Частым для походов всех категорий
сложности стало движение групп сразу после непогоды, не дожидаясь
ее стабилизации, либо в непогоду.
|
4.3. Среди отмеченных в анализе ошибок значительное место за-
нимает группа ошибок, связанных с недостаточной подготовленностью
туристов к походам. Среди показателей по этому типу ошибок часты
неуменье самозадержаться на сравнительно простом снежном склоне и
неуменье вести спасработы силами группы. С недостаточной подготов-
ленностью, очевидно, связаны и ошибки по слабому руководству, не-
дисциплинированности, а также с неуменьем прогнозировать возможные
опасности, что имеет исключительно важное значение для обеспечения
безопасности в походах.
4.4. Сравнение и сопоставление количества НС по годам, по
числу и типам выявленных ошибок, а также по распределению ошибок
по категориям сложности походов позволяет сделать вывод о наме-
тившейся тенденции снижения уровня подготовленности туристов кн
походам и прежде всего в походах 1 - 3 к.сл. Этот факт дает по-
вод считать, что применяемые в настоящее время методы обучения
туристов, их теоретическое и практическое содержание перестали
удовлетворять возросшему по сложности уровню горных походов.
4.5. Необычно большое количество имевших место нарушений "Пра-
вил" говорит о серьезном снижении уровня дисциплины в среде горных
туристов. Здесь наибольшую тревогу вызывают нарушения со стороны
МКК, выразившиеся в безотвественном и формальном подходе к делу
утверждения маршрутов, а также в прямом несоблюдении требований
"Правил". Эта тенденция, если она будет продолжаться, угрожает
уничтожить важнейшую профилактическую функцию МКК.
|
5. АНАЛИЗ НС ЗА СЕЗОН 1990 ГОДА.
Анализ проводился по той же методике, что и за предыдущие
сезоны. Обобщенные статистические данные по НС в рассматриваемом
году представлены в таблицах 8 - 14.
Ниже приводится обсуждение этих данных, даются описания ряда
НС, а также делаются выводы по итогам сезона. В отличие от ана-
лиза за 1989 г. описание НС приводится в соответствующем месте
изложения.
5.1. В сезоне 1990 года в горном туризме произошло 30 НС
(см. табл.8), в которых пострадало 55 человек: 37 погибло, 18
травмировано. В эти цифры вошли также потери в неоформленных по-
ходах: 10 НС, 10 погибло, 4 травмировано, что составило четверть
от общих потерь.
НС произошли в известных горных районах, где традиционно
проводятся горные походы. При этом на долю Кавказа, как и в пре-
дыдущие годы, пришлась наибольшая часть потерь, составившая 69%.
Из табл.8 также видно, что в походах 1 - 3 к.с. произошло 11 НС,
где пострадало 25 человек, из которых погибло 15, а в походах
4 - 6 к.с. в 9 НС пострадало 16 человек и погибло 12. То есть,
наибольшее число потерь пришлось в 1990 г. на походы 1 - 3 к.с.,
что случилось впервые после 1986 г.,когда имел место паритет.
Сравнение абсолютного числа потерь с аналогичными данными за
предыдущие годы (1985-1989) показывает, что потери в горном ту-
ризме в 1990 году лишь немного уступают рекордному 1989 году
(35.44.20 - пострадало 64 человека) и 1987 году (30.47.11 -
пострадало 58 человек).
Обобщенные цифры НС за 1990 год по всем видам туризма выгля-
дят следующим образом:
Горный туризм 30.37.18
Пешеходный туризм 10.11. 4
Водный туризм 22.24. 0
|
Велотуризм 1. 1. 0
Спелеотуризм 2. 1. 1
Лыжный туризм 9. 6. 8
-----------------------------
ВСЕГО: 74.80.31
Из этих данных видно. что НС в горном туризме в 1990 году
поставили половину от всех пострадавших по всем видам туризма,
т.е. горный туризм по этому показателю сохранил лидирующее поло-
жение.
5.2. Более полное представление о количестве потерь в 1990
году и их весовых значениях дают данные, приведенные в табл. 9,
где потери соотнесены к количеству участников походов. Эти дан-
ные относятся лишь к оформленным в МКК походам, по которым из-
вестно число участников. По неоформленным походам и числу их
участников данных нет.
В 1990 году категорийные горные походы совершили 3677 групп,
в которых участвовало 32779 человек, что заметно меньше, чем в
1989 году (4787 групп, 42394 участника). Тем самым системати-
ческое нарастание количественных показателей (числа групп и
участников) в горном туризме, наблюдавшееся все последние годы,
прекратилось и пошло на убыль. Суммарные аналогичные показатели
по всем видам туризма также снизились (1989 г. 23506 групп,
227890 участников; 1990 г. 18965 групп, 184149 участников). Это
можно объяснить как усложнением межнациональных отношений в по-
пулярных горных и других районах страны, так и снижением общего
уровня жизни в последние годы.
Сравнивая весовые значения потерь в 1990 году с потерями в
рекордном 1989 году, мы видим, что общие относительные потери
стали выше, чем в любой предыдущий год. Потери достигли значения
0,125% от числа участников, или 1 пострадавший на 800 участни-
ков(в 1989 г. - 0,116%, 1:865 чел.). Наибольшее увеличение отно-
сительных потерь произошло в походах 1 к.с. - 0,125%, 1:800 чел.
(в 1989 году - 0,02%, 1:4820 чел.).Почти вдвое возросли потери в
походах 1-3 к.с. и составили 0,091%, 1:1100 чел. против 1989 г.
- 0,052%, 1:1930 чел. В то же время снизились относительные по-
тери в походах 4 - 6 к.с. - 0,308%, 1:325 чел. против 1989 г. -
0,5%, 1:200 чел.
Увеличение относительных потерь в походах низких категорий
сложности является тревожным фактом, поскольку именно в таких
походах молодежь приобщается к горным путешествиям, начинает по-
нимать природу гор, приобретает практические навыки действий,
обеспечивающих безопасность. Поэтому возрастание опасности та-
ких, по существу обучающих походов способно снизить привлекатель-
ность горного туризма вообще и породить эффект отталкивания, что
нельзя считать приемлемым. С другой стороны, это объективно сви-
детельствует о снижении уровня подготовленности туристов к горным
походам и необходимости резкого улучшения качества их обучения.
5.3. Потери горных туристов в период межсезонья в 1990 году
(см. табл. 10) явились рекордными за все предыдущие годы. В 12-ти
НС пострадало 32 человека, из которых погибло 22, что составило
58,2% от общих потерь за весь год. Напомним, что потери в межсе-
зонье 1989 года составляли 12,5%, а наибольшие потери до этого
имели место в 1986 году - 28,8%.
В отличие от предыдущих лет, когда аварии в межсезонье отме-
чались лишь в походах 1-3 к.с., в 1990 году впервые произошел НС
в походе 4 к.с. белорусских туристов, когда в майские праздники
погибло 5 чел. и 2 обморозились. Крупная авария также произошла
в походе 1 к.с. московских туристов из МГУ в феврале, принесшая
5 смертей и 3 обмороженния. При проведении туриады на склонах
Эльбруса в дни майских праздников в походе 3 к.с. замерзли 5 ле-
нинградских туристов.
Столь высокие потери явились следствием исключительно слабой
подготовленности туристов в физическоом, техническом и такти-
ческом, а также психологическом планах. Закономерно, что в спе-
цифических условиях межсезонья, характеризующихся частой сменой
погоды, выпадением осадков, сходом лавин и др., т.е. в наиболее
активный период "жизни" гор, эти недостатки проявляются столь
наглядно.
5.4. Изучение обстоятельств возникновения НС позволяет уста-
новить, что они порождены типичными для горного туризма видами
аварий, которые в 1990 году весьма незначительно отличаются от
видов аварий предыдущих лет (см. табл. 11). Однако в этом году
имел место и редкий вид аварии - "удушение обвязкой", когда нека-
чественно выполненная обвязка или подвесная система при срывах и
зависании на веревке удушают туриста. Подобный вид аварии в горном
туризме до этого был зафиксирован однажды, примерно 10 лет назад
на Памире на перевале Сасык Вост. 2Б, когда погиб студент МГУ
Г.Зверев. В 1990 году случился и относительно редкий вид аварии
- обвал карниза, когда спортсмен выходит на карниз, обваливает
его и падает вместе с ним.
В табл. 11 приведены данные о распределении НС по вызвавших
их видам аварий. Сведения о количестве аварий, числе погибших и
травмированных разнесены по категориям сложности походов. В таб-
лицу включены также данные по неоформленным походам, опирающиеся
только на сведения из актов КСС. Данные по виду аварий "срывы на
склоне" представлены в дифференцированном и итоговом видах с
целью более полного понимания обстоятельств аварий в деталях.
Здесь показан 31 вид имевших место аварий, тогда как всего НС
произошли 30 раз в 30 группах (см. табл. 8). Это объясняется
тем, что в московской группе из МГУ (поход 1 к.с. в межсезонье
по Дагестану) в течение одного дня с разрывом в несколько часов
вначале произошел срыв на снежном склоне 4-х человек, а затем
остальные участники группы были снесены лавиной.
Из табл. 11 видно, что по количеству пострадавших первое мес-
то, как и в предыдущие годы, занимают срывы на склонах, имевшие
место 12 раз, в которых пострадало 19 человек (12 погибших) -
34,5% от общего числа пострадавших. На втором месте (29,2%) - ла-
винные аварии, случившиеся 5 раз, в которых пострадало 16 человек
(11 погибших). На третьем месте замерзание - 9% (погибли 5 чело-
век в одной аварии). Этот вид аварий от переохлаждения организма
прежде отмечался редко и не приносил столь ощутимых потерь. Нео-
бычно высокими оказались потери от заболеваний - 7,3%, причем от-
мечена только пневмония. Падения в трещины и утопления дали по
5,5%, что в пределах ежегодных величин.
5.5. В свете имевших место значительных потерь в межсезонье
представляет интерес то, как в этот период распределились они по
видам аварий (см. табл. 12).
Отмечено 4 вида аварий, в которых пострадало 32 человека (22
погибло). Срывы на склоне дали наибольшие потери - 34,4% и, кро-
ме того, образовали 58% потерь от общегодовых по этому виду ава-
рий. Лавины дали 44% потерь, а в общегодовом плане - 87,5%. За-
мерзания и обморожения полностью пришлись на межсезонье. Значи-
тельный вклад в потери внесли неоформленные группы - 28%, причем
обморожение зафиксировано только у этой категории туристов. В
актах КСС по НС в межсезонье фигурируют факты отсутствия необхо-
димого снаряжения (веревки, ледорубы), теплой обуви и одежды.
Эти данные по межсезонью, когда опасности гор, как всем извест-
но, проявляются наиболее активно, наряду с отмеченной в актах по
НС общей туристской неподготовленностью, наглядно свидетельству-
ют о пренебрежительном отношении к опасностям в горах со стороны
самих туристов, а также о чисто формальном, можно сказать безот-
ветственном, отношении МКК к проверке подготовленности групп к
походам в межсезонье.
5.6. Конкретными причинами НС явились допущенные туристами
ошибки, которые представлены в табл. 13, где они распределены по
категориям сложности походов. При этом учтено известное обстоя-
тельство, что в каждой аварии, помимо решающей, присутствуют
также сопутствующие ошибки, способствовавшие возникновению ава-
рийной ситуации. В таблице выделено 7 типов ошибок, часть из ко-
торых представлена дифференцированно.
В колонках таблицы приведены цифры, указывающие зафиксиро-
ванное число ошибок, в скобках указано число решающих ошибок.
Всего выявлено 104 ошибки, из которых 20 оказались решающими,
приведшими к НС. Данные по неоформленным группам не приведены,
т.к. о них нет необходимых сведений. Рассмотрим подробнее выде-
ленные в табл. 13 группы ошибок.
5.6.1. Тип "плохая подготовленность" объединяет в себе самую
большую группу ошибок и отражает факты проявления разных сторон
исходной неподготовленности туристов. Этот тип ошибок, как и в
прошлые годы, является самым многочисленным - 51 случай проявле-
ния, что составило 50% от всех выявленных ошибок. Здесь прежде
всего сгруппированы ошибки, которые в анализах НС отмечены как
косвенные, способствовавшие созданию аварийной ситуации. Однако
в четырех случаях исходная неподготовленность (физическая - на-
чальное состояние здоровья) оказалась главной. Все эти случаи
сопряжены с заболеваниями во время похода. Причем в трех случаях
имела место успешная эвакуация с последующим лечением в больни-
це, а в одном заболевание закончилось смертью. Это произошло в
группе туристов из Львова, руководитель Лоевский И.Ю., совершав-
шей поход 4 к.с. в Фанских горах. 28 июля примерно в 14 часов
группа поднялась на пер.Кальгаспорный (2Б, 4650 м.). Готовили
обед и спуск с перевала, обрабатывали склон. Участник группы Ба-
ранич М.А. почувствовал недомогание. Решено было заночевать на
перевале. Вечером он обратился к врачу, который предположил вос-
паление легких и начал лечение медикаментами. Ночью больному ста-
ло хуже, врач за ним следил, но к утру он был уже без сознания.
Рано утром группа начала спуск в долину реки Сурхоб. Больного
спускали в "коконе". Спуск с перевала до морены ледника закончил-
ся в 2 часа ночи. В это время обнаружили, что больной уже умер. В
условиях значительной высоты и сложного рельефа группа действовала
достаточно оперативно. Понять из имеющихся сведений, насколько
квалифицированно действовал врач и были ли у него необходимые
медикаменты, а также производился ли контроль за состоянием
больного во время спуска, трудно. Этот случай служит серьезным
напоминанием о чрезвычайно опасном характере заболевания пневмо-
нией на больших высотах и о необходимости очень оперативных
действий для избежания трагедии.
Из общего числа ошибок по типу "плохая подготовленность" на
походы 1-3 к.с. приходятся 34 ошибки - 68%, в том числе 3 решаю-
щие ошибки из 4-х; на походы 4-6 к.с. - 16 ошибок (1 решающая),
32%. Среди частных типов главенствуют техническая, тактическая и
физическая неподготовленность (суммарно 31 ошибка), приходящиеся
в основном на походы 1-3 к.с. Подобные же частные ошибки в похо-
дах 4-6 к.с. отмечены 11 раз, что по сравнению в 1989 годом
(всего 1 ошибка) является многократным увеличением, вызывающим
серьезную озабоченность.
Частные ошибки типа "незнание района похода, местонахождения
и трудности препятствия" отмечены 13 раз - 26% и остаются на
высоком уровне. Эти ошибки пришлись в основном на походы 1 к.с.
5.6.2. Тип "технические ошибки" объединяет три подтипа
частных ошибок, характеризующих конкретные формы их проявления.
Как и в предыдущие годы, такие ошибки относительно общего их чис-
ла заняли одно из ведущих мест (9 случаев - 9%), а по числу реша-
ющих ошибок вышли, как и прежде, на 1 место - 7 ошибок (35% от
всех решающих ошибок). При этом обращает внимание, что в рассмат-
риваемом году имели место лишь отсутствие страховки и некачествен-
ная страховка, чаще всего случавшиеся в походах 5 и 6 к.с., т.е.
в походах, где подобные ошибки в силу достаточной опытности турис-
тов, казалось бы, не должны быть.
5.6.2.1. НС из-за отсутствия страховки произошел, например,
в группе туристов из Риги, руководитель Юцявичус А.И., совершав-
шей поход 6 к.с. на Алтае. В соответствии с планом маршрута
группа побывала на Западной и на Восточной вершинах Белухи и на-
ходилась на плато. Участник Хвойницкий З., желая сделать при хо-
рошей погоде фотоснимки, несмотря на предупреждения об осторож-
ности, отстегнулся от страховочной веревки и отошел в сторону.
При этом он встал на карниз, который обвалился и увлек его за
собой на глубину более 1000 м. в западный цирк ледника Менсу.
Тело пострадавшего, несмотря на поиски, найдено не было.
5.6.2.2. Группа туристов из Челябинска, совершавшая некате-
горийный поход с элементами 5 к.с. в Матче, поднялась на пер.
З.Вадиф, 3А с юга и примерно в 14 часов начала спуск на север.
Погода была пасмурной, редкие осадки в виде изморози, видимость
достаточная - просматривался весь спуск. Первым шел участник Ко-
молов С.Ф., ранее проходивший этот перевал. Группа спускалась
тремя двойками, преодолела снежный склон, бергшрунд и вышла на
ледовый склон крутизной до 40%. После подхода к концу веревки
Комолов закрепил его на ледобуре, организовал лоханку для приема
остальных, куда следом спустился Сметанин, передавший Комолову
новую веревку. Во время ее встегивания в карабин он нечаянно ее
выпустил и веревка ускользнула от него вниз примерно на 15 мет-
ров. Комолов не стал дожидаться подхода следующих участников, у
которых была веревка, отстегнулся от самостраховки и в кошках на
передних зубьях с ледорубом и надетым рюкзаком начал спускаться
вниз за веревкой. Пройдя несколько метров, Комолов посколь-
знулся и упал. Несмотря на попытки зарубиться на твердом льду,
он пролетел по склону около 350 метров. Спустившаяся к нему че-
рез 2-2.5 часа группа обнаружила, что он мертв.
В обоих приведенных случаях помимо решающей ошибки (отсутст-
вия страховки) видно, что туристы проявили легкомысленное пренеб-
режение к опасности, недисциплинированность и тем самым подгото-
вили трагедию.
Примеры некачественной страховки и самостраховки.
5.6.2.3. Группа туристов из Минска, руководитель Тишин Ю.В.,
совершая поход 5 к.с. в Фанских горах, спускалась с пер. Мирали
(3А) в сторону оз. Мутного в благоприятную погоду во второй по-
ловине дня. Спуск осуществлялся по сброшенной вниз через "бара-
ний лоб" дюльферной веревке, имевшей верхнее закрепление в том
месте и тем способом, которые не раз использовали туристы на
этом популярном перевале. Веревка имела несколько перегибов че-
рез скалы и наблюдать спускающегося можно было только в верхней
части.
От шума соседнего водопада голосовая связь была практически
невозможна. Спускавшийся первым руководитель группы, достигнув
нижней полки, должен был подать сигнал подергиванием веревки.
Однако, сигнала от него не последовало. Оставшиеся, посовещав-
шись, направили в обход по леднику двойку, которая обнаружила
Тишина висящим на веревке без признаков жизни в 10-ти метрах вы-
ше полки. Был обрезан конец петли к жумару, на котором он завис,
и тело было спущено на полку. По мнению КСС Тишин допустил ошиб-
ку в определении длины петли от грудной обвязки до жумара. На
пострадавшем была нестандартная и неотрегулированная обвязка.
По всей видимости, при перестежке спусковой системы на жумар
произошел срыв и зависание на жумаре. Система обвязки съе-
хала вверх и произошло сдавливание дыхательных путей, т.е. уду-
шение. Помимо решающей ошибки здесь нетрудно видеть и сопутству-
ющие. Это прежде всего неудачный выбор места и способа спуска,
который исключал визуальную и голосовую связь на самом от-
ветственном месте. Вдобавок стало ясно, что полка, на которую
собиралась спуститься группа, обильно поливается водой, стекаю-
щей с мокрых скал. Двойка, снимавшая тело Тишина, очень быстро
промокла и замерзла. Не было учтено, что этот участок принято
проходить в ранние утренние часы. Очевидно сработал аргумент:
"ведь до нас здесь так уже проходили", который снимал нужду по-
размыслить. В связи с этим можно упрекнуть МКК, которая обязана
была обратить внимание на особенности перевала. Группа также
оказалась недостаточно подготовленной к экстремальной ситуации:
участники долго "раскачивались", обсуждали что делать, искали
пути как добраться и увидеть Тишина. На все это ушло 1,5-2 часа.
5.6.2.4. Другим примером некачественной (ненадежной) стра-
ховки может служить НС в группе туристов из г. Чебоксары, совер-
шавшей поход 1 к.с., руководитель Ефимова Т.А. по Ц.Кавказу.
После подъема на пер.Халега, н/к, участница Ращепкина Н.А. пыта-
лась самостоятельно вдвоем со школьником найти перевал Марухский.
При наборе высоты по С.Марухскому леднику эта двойка по ошибке
вышла на пер.З.Каракайский. Прочитав перевальную записку и поняв
ошибку, Ращепкина предприняла попытку спуститься в верхние раз-
ломы Ю.Марухского ледника. В связи с неопытностью она сорвалась
на спуске по снежному склону. Страховавший ее школьник не сумел
удержать грузную женщину весом 112 кг и сорвался следом за ней.
Оба упали в бергшрунд. Ращепкина сломала ногу. При таком соотно-
шении масс страхуемого и страхующего, с учетом неопытности обо-
их, случившийся срыв страхующего - закономерное следствие. Здесь
же незнание района, препятствия, недисциплинированность, пренеб-
режение опасностью.
5.7. Тактические ошибки выявлены 23 раза, при этом 5 ошибок
оказались решающими. Этот тип ошибок занимает второе место как
и в прежние годы и сохраняет одно из лидирующих положений. Самое
большое число ошибок допущено в походах 1 к.с., затем следуют
походы 5 и 6 к.с. Среди подтипов тактических ошибок на первом
месте "неумение прогнозировать опасность" (7 ошибок против 5-ти в
1989 г.), что свидетельствует об общем низком уровне подготов-
ленности прежде всего руководителей походов и наметившейся тен-
денции в этом направлении. Традиционно высок вклад ошибок типа
"поздний выход" (3 ошибки, из которых 1 решающая), "неверный вы-
бор пути движения" (5 ошибок, 1 решающая), "движение в непогоду"
(3 ошибки, 2 решающие).
Приведем описания некоторых НС, возникших вследствие такти-
ческих ошибок.
5.7.1. НС из-за выхода на маршрут после длительной непогоды
произошел в группе туристов из Минска, руководитель Загорец В.С.,
совершавшей поход 4 к.с. в Чечено-Ингушетии в межсезонье. 29 ап-
реля группа двигалась от Казбегской ГЭС вдоль реки Кистинки в
плохую погоду: попеременно шел дождь, снег, и подошла к леднику
Кибеша. На следующий день в условиях ухудшившейся погоды группа
поднялась на пер.Н.Рушевой (1Б) и спустилась на другую сторону.
Погода продолжала ухудшаться и ночевка на месте спуска с перевала
показалась опасной из-за возможного схода лавин. Поэтому группа
решила подняться на соседнюю седловину, которую посчитала пере-
валом Хрустальный (2Б), ведущим в соседнюю более широкую и пото-
му менее лавиноопасную долину. Потом выяснится, что перевал ока-
зался ложным и вел в цирк очередного притока все той же реки Ша-
дон. На седловине группа заночевала. Погода еще более ухудши-
лась. Группа отсиживалась в палатках, потом в вырытой пещере.
Кончилось горючее, продукты были на исходе. Когда утром 3 мая
погода несколько улучшилась, группа решила спускаться, полагая,
что она выйдет в более широкую долину реки Джута. В начале на
участке небольшой крутизны спускались на три такта прямо вниз.
На склоне лежал глубокий (50-70 см) свежевыпавший снег. После
небольшого плато для дальнейшего спуска выбрали наиболее широкий
кулуар. Шли придерживаясь его середины, двигаясь по склону кру-
тизной 25% по вертикали вниз, некоторые глиссировали, а кое-кто
съезжал на "пятой точке". Передние уже подходили к месту выпола-
живания, когда сошла лавина, раскидавшая всех участников. Из 10
участников группы 5 погибло, а двое получили обморожения. Остав-
шиеся в живых организовали поиск и нашли четверых, оживить которых
не удалось. Тело пятого было найдено лишь 18 мая. В этом происшест-
вии решающая ошибка очевидна. Возникновению аварии содействовало
и то, что участники, забыв об осторожности, глиссированием и ка-
чением на "пятой точке" во многих местах пробороздили глубокий
рыхлый снег на склоне, чем способствовали сходу лавины. Для
спуска ошибочно было выбрано дно ложбины, тогда как (по замеча-
нию КСС) имелись боковые моренные гряды, движение по которым бы-
ло бы более длительным, но безопасным.
5.7.2. НС из-за позднего выхода произошел в группе
московских туристов, руководитель Либерман М.А., совершавшей по-
ход 5 к.с. в Фанских горах. 14 июля после прохождения пер.Амшут
(1Б) группа поднялась на морену ледника Двойной и остановилась
под перевалом Блок (3А). В оставшееся время дня участники на-
весили перила - 3 по 40 метров от бергшрунда до границы льда и
скал. На следующий день два участника почувствовали недомогание
и остались в лагере, а пятеро других решили совершить радиальный
подъем на пер. Блок с возвращением по пути подъЈма. Из лагеря
вышли в 9 часов и на перевале были в 15.30. Через полчаса начали
спуск. Примерно в 17 часов, когда группа работала на склоне,
возник камнепад со скал, обрамляющих перевал. Участник Юдкевич
М.М., находившийся в этот момент на самостраховке, был поражен
камнем в голову. Подошедшие к нему после камнепада товарищи уже
не обнаружили у него признаков жизни. Выйди группа на восхожде-
нием не в 9, а в 6 утра, трагедии могло не быть. Подробных све-
дений по этому НС нет, поэтому нет ясности, была ли на постра-
давшем каска, на каком участке склона (на скалах или на льду)
произошла трагедия, было ли наблюдение за склоном.
5.7.3. НС из-за выбора неправильного пути движения произошел
в ленинградской группе, руководитель Кондаков К.В., совершавшей
поход 5 к.с. по Ц.Тянь-Шаню, хр. Сарыджаз. 25 июля группа по-
дошла к морене ледника Мраморная Стена и остановилась под
С.- В. ребром пика Карлытау. С вечера и до 14 часов следующего
дня был обильный снегопад. После его окончания на предполагаемом
пути подъема по ребру на перевал Карлытау группа навесила 160
метров перил. 27 июля в 6.30 утра группа вышла из лагеря на пе-
ревал. Дополнительно было навешено еще 80 метров перил. Подняв-
шись на седловину в ребре, группа тремя связками продолжила
подъем по ребру. На склоне крутизной 40% был глубокий снег.
Группа подошла под ледовые лбы и участки ледопада. Первая двойка
Васин В.В. и Кондаков К.В. обогнула ледовый лоб слева, прошла
траверсом над ним вправо около 30 метров и затем продолжила
движение прямо вверх. Лидер двойки Васин поднялся на 10 метров
и в этот момент произошел отрыв снежной доски, верхняя граница
которого находилась выше следов траверса двойки, правая граница
отрыва пришлась на вертикальную линию их движения, а левая гра-
ница совпала с вертикальной линией обхода ледового лба. Возник-
шая снежная лавина сбила всю группу. Васин и Кондаков были сбро-
шены в сторону ледника Мраморная Стена по склону крутизной до
60%, имеющему сбросы и трещины, протяженностью до 1,5 км. Вторая
связка была увлечена лавиной по левому склону ребра примерно на
150 метров и сама сумела выбраться из снега. Третья связка
остановилась вблизи второй и также выбралась сама. Поиски тел
погибших не дали результатов. Группа подрезала склон и своими
следами наметила контуры доски, которая незамедлила оторваться
от склона. Серьезной причиной аварии стало и то, что группа на-
чала подъем на сложный перевал сразу же после длительной непого-
ды, что она преодолевала лавиноопасный участок в 13.30 дня, ког-
да склон давно был освещен солнцем. В действиях группы просмат-
ривается пренебрежение опасностью, торопливость, а также явный
изъян в тактическом плане прохождения этого перевала.
5.7.4. Выход в плохую погоду привел к НС в группе из Смо-
ленска, руководитель Будакова Л.А., совершавшей поход 1 к.с. в
межсезонье в Дигории. 5 мая, после спуска с перевала Гулар
(н/к), группа остановилась на ночлег, где встретилась с группой
туристов из Ростова-на-Дону, руководитель Петракова, совершавшей
пешеходный поход 2 к.с. Весь следующий день группы отсиживались
в лагере из-за непогоды. 7 мая, когда еще продолжал идти снег,
группы решили организовать совместную разведку (один из горной
группы и двое из пешеходной) дальнейшего пути. По плану это ста-
рая дорога геологов, которую и надо было найти. Тройка вышла из
лагеря в 6 утра и начала подъем на гребень отрога, где предпола-
галась дорога. Поднимались по глубокому снегу, при снегопаде и
плохой видимости. Внезапно сверху сошла лавина и снесла всех
троих. Двое из пешей группы Голенков и Шубин, полузасыпанные
снегом, были прижаты к деревьям находившегося внизу лесочка, по-
лучили легкие травмы и ушибы и сами откопались. Третьего - Вихро-
ва С.Г. они нашли метрах в 30-ти ниже уже мертвого и оттащили
его в сторону под деревья. Тело погибшего транспортировали ту-
ристы, а затем работники Дигорского КСО. Здесь причина аварии в
том, что туристы вышли на склон при плохой видимости и длитель-
ном снегопаде, когда с открытых склонов накапливающийся снег ак-
тивно скатывается в виде лавин. НС обнаружил слабую подготовлен-
ность к походу участников и руководителей обеих групп. Они плохо
знали район похода, не умели ориентироваться на местности в слож-
ных метеоусловиях и, очевидно, плохо представляли себе опасности
гор вообще и в межсезонье особенно.
5.7.5. Другой НС по причине движения в непогоду произошел с
московской группой из МГУ, совершавшей поход 3 к.с. в Приэль-
брусье в межсезонье. Группа (руководитель А.Леонтович) намерева-
лась подняться на Эльбрус. Несмотря на предупреждение о штормо-
вой погоде и запрете на восхождение со стороны КСС, группа 31
мая поднялась на седловину между вершинами, откуда была букваль-
но сдута ураганным ветром. Участники покатились по склону, в ре-
зультате чего двое получили травмы. Возникновению аварии
способствовало то, что группа пренебрегла опасностью и проявила
недисциплинированность.
5.8. "Слабое руководство" - традиционный тип ошибок, повто-
ряющийся из года в год. В 1990 году этот показатель четко проя-
вился 5 раз, причем однажды явился главной причиной крупной ава-
рии, в которой пострадало 8 человек (5 погибло, 3 травмировано).
По сравнению с показателями 1989 года (12 ошибок без решающих)
имеет место снижение количества подобного рода ошибок. Но
последствия аварий в рассматриваемом году несопоставимы с пока-
зателями прошлого года. Анализ НС убедительно показывает, что роль
руководителя в происшедших авариях весьма значительна. Анализы
прошлых лет говорят, что большинство тактических, технических и
организационных ошибок обусловлены прежде всего слабым руководст-
вом. Однако в документах, поступающих от КСС и МКК этот показатель
часто остается в тени и не раскрывается с достаточной полнотой.
5.8.1. В качестве примера приведем НС, происшедший с группой
московских туристов из МГУ, руководитель Шарабрин В.Л., совер-
шавшей в межсезонье поход 1 к.с. в Дагестане. Группа образова-
лась в результате слияния двух групп, утвержденных МКК МГУ и
планировавших походы 2 к.с. (руководитель Лебедев К.Д.) и 1 к.с.
(руководитель Шарабрин В.Л.). Слияние групп произошло в поезде,
когда обнаружилось, что явилось только 8 участников, в том
числе оба руководителя, а также два незаявленных участника Шаки-
на О. и Егоров Г.В. Договорились, что совершат утвержденный МКК
поход 1 к.с., а руководить им будет Шарабрин. Как потом выясни-
лось, 50% участников этой объединенной группы не имели горного
опыта и формально она не имела права выходить на маршрут. Тем не
менее Лебедев и Шарабрин сообщили в МКК и КСС о начале походов
по утвержденным маршрутам и составам групп, т.е. сообщили ложную
информацию. 30 и 31 января группа двигалась от поселка Гилиб
вверх по долине реки Ойсор к запланированному перевалу Бядзеб
(1А). Решили подниматься на перевал не общепринятым путем, ука-
занным в маршрутных документах, а по гребню с подъемом на г.
Гуммакал с последующим спуском по хребту на седловину перевала
Бядзеб. Подняться на вершину в тот же день группа не сумела и
организовала ночлег на высоте 3200 м на склонах вершины. Следует
отметить, что утвержденный график маршрута предусматривал ночев-
ки только в помещениях. 2 февраля группа продолжила подъем и в
14 часов вышла на гребень хребта около вершины. В этот момент
участник Гайдук сообщил об обморожении у него ног. От запланиро-
ванного графика группа отставала уже на 2 дня. Оценив путь на
седловину пер. Бядзеб как достаточно долгий и трудоемкий, в це-
лях скорейшей эвакуации больного, группа решает начать немедлен-
ный спуск в долину реки Бядзебор, сохраняя прежнее запланирован-
ное направление движения, т.е. выбирает неизведанный и, как потом
оказалось, более сложный путь при наличии в группе больного.После
двух часов спуска группа подошла к скальным сбросам, которыми до-
лина ручья Нехтильор, вдоль которого спускалась группа, обрыва-
лась в долину реки Бядзебор, и решили заночевать. 3 февраля после
разведки группа начинает спускаться в обход сбросов, траверсируя
заснеженный цирк. Группа разделилась на две подгруппы - пятерку
и тройку во главе с Лебедевым и Шарабриным соответственно. При-
мерно через 2 часа первая пятерка подошла к снежному кулуару кру-
тизной 20-25% в верхней части и, желая пересечь его, спустилась
на его дно. Шедший первым Кочетков сообщил, что подъем на проти-
воположный борт неудобен и попросил разрешения спуститься ниже,
примерно на 150 м, где, по его мнению, есть более удобный выход
из кулуара. Лебедев дает разрешение, хотя сам не видит всего пу-