Теперь давайте работать более серьезно и ответственно, с учетом всех предыдущих ошибок. Надеюсь, вы их запомнили раз и навсегда.
1. Приготовьте бумагу, натянутую на планшет и графитный карандаш. Разместите на расстоянии от себя в 1,5-2 метрах мятый лист, садитесь за мольберт. Дальше все как обычно - находите место вашего "мятого подопытного" в пространстве листа-планшета, определяете основные пропорции - высота и ширина, углы и место наибольшим плоскостям.
Когда определите место в пространстве листа всем плоскостям и изгибам - изломам, проще говоря - найдете конструкцию "подопытного", конструктивное начало, то немного отдохните. Через время посмотрите на работу еще раз - может нужно, что подправить. Пропорции, пропорции и еще раз пропорции! Пока не найдены пропорциональные соотношения основных частей композиции и их деталей, переходить к штриховке нельзя.
2. Уже вторым этапом будет штриховка всех теней, присутствующих в нашей композиции с одним действующим лицом - мятым листом. Берем и отделяем все тени от света. Штрихом одной тональности, легонько, анализируя форму - на какие плоскости свет будет падать, а какие будут находиться в тени. Если штрих ложить трудновато, то можно делать короткие штрихи, как у меня. Заполняйте ими все поверхности, которые так или иначе, сильнее или слабее, но будут в тени.
Здесь я начинаю ложить штрих на самые большие поверхности - стену, ту часть предметной плоскости, которая находится в тени. Заметьте, что это напоминает строение кубика. Предметная плоскость - грань куба, которая находится на свету. Стена - в полутени, дальше излом предметной плоскости, который будет в тени.
|
Дальше перехожу к более мелким плоскостям на листе - к падающей тени.
Теперь ложу штрих на ту часть мятого листа, которая будет находиться в тени. Абсолютно все необходимые участки, которые будут в теневой части, покрываю штриховкой. Если сложно ровно ложить штрих, легонько опирайтесь мизинцем на планшет или поддерживайте руку под локоть, но не опирайтесь тыльной стороной руки на бумагу.
3. Дальше постараемся показать, как свет будет вести себя в нашем условном пространстве листа. Возьмемся опять-таки за самые большие и основные поверхности. Наш стол - предметная плоскость. Она будет находиться на свету. Но нам еще нужно передать ее горизонтальное положение. Учтем еще тот фактор, что удаляясь в пространство свет, постепенно гаснет, угасает. Вот мы и оставляем самым светлым то, что будет наиболее ближе к источнику освещения. А все остальное будет гаснуть, темнеть. Отдаляясь от нас к стене, предметная плоскость будет уходить в воздух, и терять силу света. Отдаляясь от источника освещения, предметная плоскость также будет получать меньше света и, естественно, темнеть.
Дальше переходим к стене. Стена находится у нас в полутени. В любом случае, если не влияют побочные факторы, ее тональность будет темнее, чем предметная плоскость. И, так же как и в ситуации с предметной плоскостью, удаляясь от источника освещения, будет понижаться и степень ее освещенности - будет получать меньше света.
Теперь переходим к самой темной и насыщенной тени - излом предметной плоскости. Этот участок будет не освещен, в полной тени. Но черным, естественно, мы его делать не будем. Так нельзя, на эту самую темную тень может влиять очень много факторов, которые позволяют самой темной тени в нашей композиции быть живой, воздушной, прозрачной. Но, по-прежнему, самой темной. И пусть та ее часть, которая находится напротив наших глаз, будет самого темного тона, а те части ее, которые уходят от нас в стороны - немного терять свою силу. Самая контрастная часть будет также перед нами, ближе к нам.
|
Замечание: конечно, вы сейчас держите карандаш в руке как следует? Ну, трудно, особенно по - началу, создать такие темные тени таким положением руки. Я разрешаю вам именно для этой цели взять карандаш так сказать "по родному", как пишете, и положите штрих такой мощности, какой достойна эта тень. Но в меру, конечно. Дырок не наделайте.
Еще хочу кое-что добавить. Если вы уже знакомы с цветоведеньем, то уже знаете, как цвет ведет себя в пространстве. У нас цвета здесь нет. Но существуют четкие незыблемые законы, как в живописи, так и в рисунке: свет, удаляясь, темнеет, гаснет. Тень, удаляясь, светлеет. Но! Самый темный полутон на свету по прежнему остается светлее самого светлого полутона в тени.
Вообще, как считается лучше, работу нужно вести сразу "по всем фронтам". Как рассеивать свое зрение, сразу осязая всю работу, так и вести рисунок не по деталям, а рисовать, затрагивая и предметную плоскость, и предметы натюрморта, и драпировку... Так рисунок получится цельным и так правильнее передавать свето - теневые отношения. Но здесь мы пока зададим основную "атмосферу" в листе, а потом подчиним ей нашего героя - "подопытного". Так проще понять, в каких тональных "рамках" он будет находиться.
|
Вот, сейчас намечаем падающие тени. Их будет две, одна от верхнего освещения, вторая от бокового и они красиво накладываются друг на друга, усиливая себя. Посмотрите - когда тень к нам ближе, где она начинается, там я делаю ее темнее, активнее. Удаляясь, она становится мягче, немного светлее. Кстати, так и, получается "положить" ее на плоскость.
Падающая тень будет темная, темнее всего, кроме тени предметной плоскости, где наложены одна на другую и падающая, и собственная.
4. Пространство в листе задано, сила карандаша исчерпана, нам понятно, в какой тональной градации будет находиться подопытный. Дальше разбираемся с самим мятым листом. Заметьте, общая собственная тень мятого листа бумаги будет темнее, чем полутон стены. Но в любом случае светлее, чем падающая тень. В этих рамках и работаем.
Не забывайте, что мятый лист это те же самые стороны, грани, углы. А вот найти их размеры, повороты, наклоны - наша задача. Просто стараемся конструктивно разбирать подопытного, передавая все его нюансы светотенью.
На изломах форм делаем акценты, углы выделяем, пересечения плоскостей обозначаем. Так как свет ложится по форме, так и штрих так - же стараемся ложить по форме. И вообще, больше анализируем, меньше срисовываем.
Вот такой рисунок у нас получается. Уже намного лучше, чем первый раз, верно? Единственное, чего у меня здесь не затронуто вообще - это блики. Но сейчас и не надо. Скажу честно, это для начинающего нелегкое задание. Но тот, кто выдержал и закончил его, пусть и вышло не очень - получил очень необходимые навыки и вырос на одну ступеньку, без сомнения.
Молодец!!!