Техники, приемы , средства для создания эскизов одежды




Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более других видов искусства связано с человеком, и даже неотделимо от него. В современном мире имидж человека и одна из его составляющих, костюм, все чаще отождествляется с самим человеком.

Обратите внимание на слова знаменитого модельера В. Зайцев - «От того как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие». Костюм давно стал одним из языков социального общения. Процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему цепочку: прежде чем приступить к раскрою и технологической обработке любого изделия необходимо, во-первых, создать художественный проект, или попросту эскиз, рисунок. Этот этап, как вы помните, называется художественным моделированием, и занимаются им художники-модельеры или дизайнеры одежды.

Просматривая различные журналы мод, можно заметить, что эскизы моделей одежды имеют свое графическое выражение. Рисунок фигуры дан условно, схематично, так как художник, желая подчеркнуть в одежде что-то новое, акцентирует внимание зрителя на костюме

Рисунок модели одежды должен отвечать основным требованиям.

1. Быть понятным, чтобы было ясно, как выполнить данную модель, каким должен быть силуэт, какую следует использовать ткань. Обязательно учитывается материал (ткань), из которого должна быть выполнена модель, так как свойства материала влияют на фасон изделия.

2. Быть эстетически привлекательным, для привлечения внимания. Хорошее исполнение рисунка отличается гармоничностью очертаний, правильностью в сочетании тонов, верным соотношением линий.

3. Передавать истинные пропорции модели одежды, а также ее конструкцию, что позволяет определить способ изготовления.

При всем разнообразии приемов и способов создания эскиза модели одежды основным средством является линия. Живая, выразительная линия не только привлекает внимание к форме костюма, но и помогает полнее раскрыть образ создаваемой модели. Линии в зависимости от пластического характера и направления несут свою образно-эмоциональную нагрузку, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя.

Замкнутые линии образуют внутри себя пятно. Таким образом, пятном называется часть плоскости, ограниченная замкнутой линией. Можно дать еще и такое определение: пятно – это след движения линии на плоскости.

Точка, линия, пятно – это графические элементы, позволяющие создать любое изображение.

 

Графические фактуры влияют на образ выполняемого эскиза.

Проектная мысль начинает свое существование в набросках и эскизах, после чего появляется возможность ее перевода в объемно-пластическую форму костюма. Качество исполнения эскизов, художественная выразительность зависят от выбора графических приемов и средств.

Техника графического исполнения — это использование изобразительных приемов и средств, которыми пользуется дизайнер для передачи идейного содержания произведения (проекта). Выбор техники графического исполнения во многом зависит от проектных задач, стоящих перед дизайнером, а также характеристик разрабатываемого костюма или проектного образа в целом.

Традиционной эскизной техникой в создании модели одежды, является акварель, гуашь.

 

Акварель — это краски на водной основе или соответствующий вид живописи. Техника акварели основана на эффекте прозрачности, который создает на белом фоне бумаги цветной пигмент, разведенный водой. Насыщенность получаемого цвета зависит от количества используемой воды. В дизайне костюма акварель используется для создания цветных пятен или окрашивания заранее прорисованных карандашом форм. В чистом виде техника акварели в эскизе костюма почти не используется, так как эскиз костюма всегда требует детальной проработки. Акварельные краски позволяют применять метод лессировки, когда сильно разведенная водой краска наносится слоями, что позволяет добиться интенсивности цвета (не более трех слоев – иначе грязь). Бумага для работы акварелью должна быть белой, плотной, хорошего качества, не глянцевой.

ЭСКИЗЫКОСТЮМА АКВАРЕЛЬЮ

Гуашь — краски для живописных работ, состав которых отличается от акварели наличием белил, а отсюда и большей плотностью красочного слоя. В отличие от акварели гуашевые краски не позволяют передавать в эскизе прозрачность. Гуашь разводится водой, от ее количества зависит насыщенность цвета. Основой для живописных работ гуашью служит более плотная бумага, картон. Для работы гуашевыми красками применяют беличьи и колонковые кисти, для придания изображению декоративных эффектов (например, техника «сухая кисть») — щетинные кисти.Техника гуаши дает ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность, чего сложно достичь в акварели. Однако главная сложность в работе с гуашью состоит в том, что после высыхания краски сильно светлеют, поэтому всегда сложно точно передать необходимый тон. Недостаток использования гуашевых красок в том, что при высыхании красочный слой высветляется, пачкается и иногда осыпается. При помощи гуаши дизайнер создает форму не за счет мягкости перехода одного тона в другой, а благодаря использованию смежных цветовых пятен. Работать гуашью рекомендуется исключительно методом a la prima, т.е. в один слой. Перекрывать высохший слой гуаши не следует, так как может произойти отслоение краски от основания.

ЭСКИЗЫКОСТЮМА ГУАШЬЮ

Акрил — это краски на основе полимеров, которые могут разбавляться водой. Акриловые краски наносят на любую нежирную основу, они быстро сохнут, после чего становятся темнее, и не смываются водой.

ЭСКИЗЫкостюма АКРИЛОМ

 

Для создания эскизов наиболее просты и удобны в применении сухие красящие материалы: карандаши, пастель, фломастеры и их разновидности (роллеры, линеры, маркеры), а также гелевые ручки, заменяющие дизайнеру тушь.

Карандаши. Используют различные виды карандашей (графитовые, цветные и др.), а также карандаши без оболочки — сангина, уголь, пастель (этими видами карандашей можно работать как торцом, так и плашмя). Это самый простой, дешевый, но в то же время благородный и богатый по возможностям материал. Пятна в карандашном рисунке получаются путем растушевки — растирания на листе бумаги линий и штрихов, сделанных карандашом.

Графитовые карандаши используются дизайнерами на первых стадиях работы над эскизом, для набросков, так как они дают линии и штрихи, которые быстро и легко стираются ластиком. Интенсивность линий зависит от нажима во время рисования и степени твердости карандаша. Цветные карандаши позволяют дизайнеру точно передавать фактурность поверхности материалов, объем и прорабатывать детали. Карандаши незаменимы для эскизов небольших форматов и могут эффективно использоваться на начальных стадиях обучения в создании эскизов моделей одежды. Благодаря четкости линий можно достичь детальной проработанности модели в эскизе. Работы, выполненные цветными карандашами, хорошо имитируют фактуру ткани на рисунке.

 

ЭСКИЗЫПРОСТЫМИ КАРАНДАШАМИ

 

 

 

Эскизы цветными карандашами

 

Эскизы акварельными карандашами

Пастель — это мелки из измельченного цветного пигмента, смешанного с клейким веществом, без оправы. Пастель бывает трех типов: «сухая», масляная и восковая. В технике «сухой» пастели выполняется большинство дизайнерских эскизов одежды, так как существует возможность растушевки для передачи эффекта мягких переходов и нежности цвета. Пастель очень эффектно смотрится на цветной и фактурной бумаге. Для рисования пастелью можно использовать цветной картон, акварельную или даже наждачную бумагу. В завершение работы над эскизом выполняют фиксацию рисунка — для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор.

 

ЭСКИЗЫПАСТЕЛЬЮ

Фломастеры, маркеры, применяются в качестве альтернативы традиционным туши и перьям для получения линии одной толщины. Это современный инструмент, который используется в проектировании, иллюстрировании и рекламе. Иногда фломастеры называют «вечным» пером, так как они обладают запасом красящего вещества, что позволяет провести длинную и непрерывную линию. Толщина линий зависит от размера используемого стержня, который может быть разным вплоть до имитации кисти. Фломастеры с широким стержнем называют маркерами. Фломастеры бывают спиртовые и на водной основе, которые после увлажнения рисунка позволяют получить эффект акварели. Изображение с помощью фломастеров имеет четкие контуры, аккуратный и точный рисунок. При помощи фломастеров удобно изображать печатный рисунок ткани для проектируемой модели. Превосходный результат дает использование фломастеров в сочетании с цветными карандашами, пастелью, акварелью и другими материалами.

 

ЭСКИЗЫКОСТЮМА МАРКЕРОМ

Тушь или чернила позволяют выполнять рисунки при помощи пера и кисти. Часто для быстрых набросков и фор-эскизов костюма дизайнеры используют гелевые ручки, которые имитируют работу тушью, однако не дают возможности управлять толщиной линии с помощью нажима. Рисунок тушью требует быстрой и точной работы, поэтому необходима особая подготовка.

Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — разновидность аппликации, предполагающая создание изображения с использованием разнофактурных материалов, которые позволяют более точно имитировать внешний вид проектируемой одежды. Возможна доработка изображения красками, тушью и т.д. Эскизы костюмов, выполненных в технике коллажа, имеют ряд особенностей: пятновое изображение; обобщенное (условное) изображение костюма, почти полное отсутствие линий и деталей. Этот прием помогает создать общий образ будущего костюма без лишней деталировки. При этом на изобразительную плоскость могут наклеиваться самые разные материалы. Чаще всего это разнообразные виды бумаги: цветная, однородно окрашенная, созданная полиграфическим способом, т.е. вырезки из газет и журналов, а также созданная путем окрашивания акварелью, гуашью обычной белой бумаги. Так же при выполнении коллажей могут использоваться фольга, ткань, кожа, мех и т.д.

Используя прием коллажа, можно создать эскиз, который дает полное представление об общих пропорциях и членениях формы, о цветовых и тональных отношениях композиции, об образе изображенного костюма. Техника коллажа дает возможность, не отвлекаясь на мелкие детали, изображать крупные пятна основных элементов создаваемой модели одежды, приводя к упрощенной геометрической форме. Также коллажи обладают яркой, особой выразительностью, достаточно легки в исполнении

ЭСКИЗЫКОСТЮМА В ТЕХНИКЕ КОЛЛАЖ

 

ПРИЕМЫРАБОТЫРАЗЛИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ, используемые в создании эскиза одежды

Существует несколько технических приемов работы кистью. РАССМОТРИМ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТНЫЕ из них.

ПРИЕМ лессировка — наложение очень тонкого слоя краски, через который просвечивает основа.

ЭСКИЗЫКОСТЮМА ПРИЕМОМ ЛЕССИРОВКА

Пастоз — способ наложения цвета, при котором слой краски плотно закрывает основание, почти полностью исключая просвечивание.Часто применяется при работе с гуашью, акрилом.

«Сухая кисть» — это прием с применением незначительного количества красок, так, чтобы кисть оставалась почти сухой. В качестве красителя можно использовать гуашь, акрил, тушь. Смысл заключается в том, что жесткая кисть со слегка подсохшей на ней краской, проходя по шероховатой бумаге, не окрашивает всю плоскость, а закрывает мелкие точки выступающих зерен бумаги. Этот прием позволяет подчеркнуть рельеф поверхности модели, высветляя или затемняя отдельные участки. Часто «сухая кисть» как прием используется для раскраски в эскизах элементов костюма, которые по замыслу дизайнера обладают выраженной фактурой (например, мех, а также прозрачные фактуры). Так в работах, выполненных приемом «сухая кисть», возникает зрительное ощущение легкости. Рекомендуется начинать процесс с более светлых областей эскиза, так как в них будет не так очевидна потеря формы. По мере высыхания краски следует переходить к более темным местам и уточнению деталей. Работу необходимо выполнять быстро и четко. При выполнении эскиза важна не столько точность формы, сколько поведение краски. После высыхания краски допускается доработка эскизов тушью или фломастером.

 

По сырому» этот прием подразумевает нанесение красок, в основном акварельных, на сырой лист, что дает эффект растекания. После высыхания красок эскиз дорисовывается тушью и пером. Этот прием получил в создании эскиза костюма широкое распространение, так как позволяет добиваться интересных изображений моделей за счет размытых контуров и нюансных переходов цвета.

Гризайль (от англ, grisaille — серое с белым) — это техника однотонной, монохромной живописи. Техника основана на отношениях степени интенсивности света и тени, что дает возможность различать расстояние между объектами, их форму и объем. Степень интенсивности в данном случае обозначает степень светлоты или затененности какого-либо цвета. Это техника напоминает черно-белую фотографию, однако базовым тоном может быть выбран любой цвет. При создании эскиза в технике гризайль надо учитывать следующие требования:

  • нежелательно допускать одинаковые по насыщенности цвета элементы, так как это приведет к монотонности и однообразию;
  • изменяя насыщенность цвета, необходимо выявлять передний, средний и задний план, передавая тем самым пространственность модели;
  • в рисунке должны существовать два главных тоновых пятна: одно — самое темное, другое — самое светлое (возможно, самый освещенный элемент композиции);
  • элементы составленной композиции по своей общей тоновой окраске должны создавать постепенное движение от более темных пятен к более светлым.Работа начинается с карандашного эскиза модели (прорисовка контуров, правильное и подробное изображение крайних границ формы) и заканчивается тоновым разбором — выявлением освещенных, теневых мест, основного светлого и темного пятна в эскизе

Нанесение краски тампоном (валиком ), мастихином. Использование этого приема зависит от опыта и художественного мастерства дизайнера. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо передать фактуру используемых для модели материалов или создать фон в эскизе. Выразительность получаемой фактуры зависит от структуры и пористости используемых тампонов (поролон, морская губка, мочалка, пенопласт, пористая резина и др.). Если в работе используют один цвет, то отпечатки следует располагать ближе друг к другу, чтобы слой был равномерным. А если с помощью тампона наносят несколько цветов, то отпечатки немного смещают по отношению друг к другу, избегая при этом наложения. После высыхания возможно нанесение второго (и более) цвета для получения эффекта многоцветности и глубины в рисунке.

Набивка по трафарету. Обычно трафареты используют для декоративных целей, когда необходимо повторение определенного мотива или формы. Трафарет изготавливается дизайнером на основании предварительного эскиза модели и может иметь форму, отражающую силуэт модели или границы окружающего ее пространства. Трафареты выполняют из тонкого прозрачного пластика или плотной бумаги с помощью специального резца.

Монотипия (от греч. monos — один, typos — отпечаток) — техника печатной графики. Это техника графической подачи эскиза, в которой изображение наносится на гладкую поверхность (стекло, пластик, линолеум и пр.) жидкими красками (тушь, акрил, гуашь и пр.) и прижимается наложенным сверху листом бумаги. Когда бумагу снимают, то на ее обратной стороне остается изображение — оттиск, имеющий необычную форму. Оттиск всегда бывает единственным и неповторимым, его можно дорабатывать при помощи других материалов — пастели, фломастера и т.д. СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ВАРИАНТА РАБОТЫВ ТЕХНИКЕ МОНОТИПИЯ. Рассмотрим их подробно:

Вариант 1. В этом случае пятно первично и служит источником для рождения новой формы костюма. Дизайнер всматривается в полученный оттиск и пытается увидеть определенный образ, композицию. После высыхания красочного слоя эскиз дорисовывают тушью, пером или фломастером. Изображение дорабатывают, усиливая и выявляя увиденные в оттиске черты костюма

Вариант 2. В отличие от первого способа монотипия может быть более управляемым и предсказуемым процессом, где дизайнер точно следует желаемому образу костюма. В этом случае использование данной техники часто вызвано стремлением усилить эмоциональность художественного эскиза. Краска наносится на стекло в нужном месте (предварительно под стекло помещают карандашный набросок) и придавливается сверху листом бумаги. В этом случае получается зеркальное отображение предварительного эскиза, которое после высыхания может быть доработано.

Вариант 3. В этом случае дизайнер (художник) полностью управляет всем процессом. На лист бумаги любым способом наносятся цветные пятна, которые образуют желаемый красочный эффект. После высыхания из полученного цветного листа вырезаются фрагменты, отражающие форму деталей и силуэт проектируемого костюма. Полученные фрагменты наклеиваются на бумажную основу эскиза и графически дорабатываются, передавая образность костюма и его конструктивно-пластическое решение

Граттаж (фр. grattage, от gratter — скрести, царапать) — прием, используемый в костюмографике, позволяющий выполнять эффектные творческие эскизы посредством процарапывания изображения острым предметом на специально подготовленной поверхности. На бумагу или картон последовательно наносят слои краски и воска (парафина). Количество слоев может варьироваться от трех до семи, при этом каждый красочный слой по цветовому тону может отличаться от другого слоя. Верхний слой обязательно закрывается краской (гуашь, водоэмульсионная краска или тушь), как правило, одного, чаще всего темного (черного) тона.

Последовательность работ при использовании приема граттаж:

  • 1) нанести на лист бумаги или картона цветную основу карандашами, гуашью или акварелью. Дать краскам высохнуть;
  • 2) натереть красочный лист парафином или нанести растопленный парафин при помощи кисти;
  • 3) смешать в равных пропорциях тушь и жидкое мыло и нанести на парафиновую основу рисунка. Вместо туши можно использовать гуашь (ее не нужно смешивать с мылом). Дать высохнуть;
  • 4) процарапать рисунок пером или иглой.

Витражный прием можно отнести к одному из наиболее декоративных приемов в костюмографике. Он основан на глубоком обобщении и стилизации формы изображаемой модели. Используется по аналогии с традиционным искусством витража, где каждое цветовое пятно обводится замкнутым контуром черного или какого-то другого цвета. Внутри каждого контура цвет должен быть чистым, без переходов и разнотональности, очертания формы достаточно условны и имеют ярко выраженный линейный характер

 

Коллаж (от фр. collage — наклеивание) — разновидность аппликации, предполагающая создание изображения с использованием разнофактурных материалов, которые позволяют более точно имитировать внешний вид проектируемой одежды. Возможна доработка изображения красками, тушью и т.д. Эскизы костюмов, выполненных в технике коллажа, имеют ряд особенностей: пятновое изображение; обобщенное (условное) изображение костюма, почти полное отсутствие линий и деталей. Этот прием помогает создать общий образ будущего костюма без лишней деталировки Коллажирование является излюбленным приемом начинающих дизайнеров, так как позволяет смело решать задачи поиска новых форм при скромном владении другими графическими приемами. Еще одним несомненным преимуществом коллажа является сравнительно короткое время его выполнения.

 

В создании эскизов костюма приемом коллажа часто используются журнальные фотографии как источник выразительной фактуры. Излюбленным вариантом дизайнеров является фотомонтаж с последующей графической доработкой отдельных линий и деталей.

В качестве материалов для коллажа можно использовать и натуральные тканевые элементы, которые подойдут для выражения идеи костюма.

 

 

Этапы создания:

Первый этап — «Концепция» В ходе его определяется общая концептуальная направленность коллекции, выбирается ассортимент, сырье,
назначение моделей.

Второй этап«Создание» На этом этапе создаются эскизы будущей коллекции,выбираются ведущая цветовая гамма, силуэты, а также
разрабатывается стилистика коллекции.

Третий этап — «Планирование» В ходе этого этапа отбираются эскизы тех моделей коллекции, которые будут выполнены в материале и определя-
ется оптимальное число моделей в коллекции.

Четвертый этап — «Выполнение в материале» На этом этапе по эскизам создаются макеты, на которых отрабатываются конструкции моделей. При создании коллекций такого уровня, конструкции, как правило, создаются
современными методами конструктивного моделирования. Завершается этот этап работы выполнением моделей из основной ткани.

Пятый этап — «Отбор готовых моделей» Проводится с целью выбора наиболее удачных и конкурентоспособных изделий, соответствующих требованиям марки создателя. Формируются блоки моделей для показа
их на подиуме, объединенные назначением, единством силуэта и цветового отношения.

Шестой этап«Демонстрация коллекции»
Седьмой этап — «Производство» Разрабатываются лекала для всех типовых размеров с помощью компьютерных технологий. Изготавливаются
серии моделей коллекции.

Восьмой этап — «Реклама и распределение коллекции» На этом этапе происходит поиск деловых партнеров и расширение масштабов деятельности; закупка торговыми организациями моделей коллекции; реклама в средствахмассовой информации и т.п.

Одним из начальных этапов в работе над будущим образом костюма является этап
графической разработки. Отображение на листах творческого замысла дизайнера – составная часть проектирования одежды.

Умение грамотно и выразительно изобразить проектируемую новую
форму костюма на эскизе становится одним из показателей профессионализма, индивидуального авторского стиля, способности донести до зрителя замысел и образ
формы одежды.


Графическое изображение костюма — особый вид рекламы будущей моды, линии стиля, идей, которые воплощает в жизнь дизайнер.
Этап эскизирования для студентов всегда предшествует этапу выполнения проекта в материале. В эскизах отрабатываются форма будущих изделий, ищутся пропорции, членения костюмных форм, прорабатываются тоновые и цветовые варианты решения костюма, ищутся отделка и декор.

На эскизах проводится этап отбора вариантов будущих изделий, уточняется форма, конкретизируются детали. В своей работе над эскизами проектируемых изделий дизайнер проходит целый ряд последовательных этапов.

Первый этап — изучение творческого источника, побудившего к созданию образов костюма. Источник всесторонне изучается с точки зрения его дальнейшей трансформации в новые формы одежды. Предварительные зари-
совки творческого источника способствуют накоплению информации и анализу исследуемого материала. На этом этапе рождаются наметки образов будущих костюмов и варианты их решения. К предварительным зарисовкам предъявляются требования точного отображения источника и выразительности его образа.

Второй этап ~ анализ накопленной информации и создание фор-эскизов будущих костюмов или целой коллекции одежды. На этом этапе в целом рождается образ проектируемых костюмов, продумывается цветовое и тоновое решение, форма и фактура создаваемых изделий.

Третий этап — создание творческих эскизов. На этом этапе утверждается форма, цвет и фактура, найденные в фор-эскизах. В процессе работы над творческими эскизами
дизайнер продумывает элементы формы, детализирует найденные решения.

Четвертый этап — выполнение рабочих или технических эскизов, которые представляют собой эскизы-схемы, точно передающие замысел дизайнера в материале.
Они доносят до конструктора и технолога информацию осилуэте, пропорциях, деталях формы и ее конструктивной основе. По этим эскизам ведется дальнейшая работа над
выполнением изделия в материале; создается конструкция костюма, составляется последовательность технологической обработки изделия, выполняется макетирование проектируемого изделия.

Все этапы графической разработки проектируемых костюмов важны и значимы в общей системе работы над проектной графикой будущих моделей одежды. Во многом
от уровня выполнения эскизов зависит конечный результат работы дизайнера.

Ошибки и неточности, недоработки и неясности на этапе эскизирования мешают в дальнейшей работе над моделью, выполняемой в материале, отнимают драгоценное
время дизайнера, вносят многочисленные переделки, влияя на конечный результат воплощения творческого замысла.

Роль проектной графики на современном этапе обучения студентов по специальности дизайн одежды многогранна. Проектная графика в составе дипломной работы
должна носить «... презентационный, служебный характер и не должна превращаться в самостоятельное произведениестанкового искусства, мало напоминающее отшитый ори-
гинал»

 

Виды эскизных форм:

 


  • Фор-эскизы — это главные носители идеи автора,
    быстрые зарисовки возникших образов, без проработки и
    уточнения элементов формы будущих костюмов. Формат
    фор-эскизов небольшой, используются различные материалы
    для выполнения разнообразных изображений.

  • Творческие (авторские) эскизы — воплощение ви-
    денья автором темы.

Проработанные и продуманные эскизы, отражающие найденный образ, несущие в себе информацию о формах костюмов, пропорциях, элементах и деталях.

Творческие эскизы отличают авторский почерк, индивидуальная манера подачи и эмоциональный характер воздействия на зрителя. Формат таких эскизов большой (в рамках учебного заведения А-3; А-4), графические материалы и приемы выполнения любые, по выбору автора.

Рабочие (технические) эскизы — точные выразители составляющих формы, передающие силуэт, пропорции, членения, описывающие все детали, виды отделки, особенности конструкции и конфигурации всей формы в целом и отдельных ее частей. Формат А-4, графические материалы для выполнения — тушь, карандаш, фломастер, гель.

Фор-эскизы

Графическая работа над созданием новых форм костюма начинается с исполнения фор-эскизов. Фор-эскизы— это по своей сути первоначальные, предварительные эскизы разрабатываемой единичной формы или целой
коллекции моделей. Фор-эскиз ставит своей задачей выражение авторской идеи формы костюма. Фор-эскизы определяют силуэт будущего костюма или
всей коллекции, пропорции, ритмическую организацию формы. Главная задача фор-эскизов — передать художественный образ проектируемой одежды.

Фор-эскиз представляет собой быстрое, лаконичное изображение без уточнения деталей форм костюма и конструкций.Предварительные эскизы показывают костюм на фигуре человека, отражая манеру ношения разрабатываемых моделей, характерные движения, соответствующие созда-
ваемому образу. У зрителя складывается яркое, живое представление передаваемого автором фор-эскизов образа. Фор-эскизы «выплескивают» на бумагу чувства дизайнера,его эмоциональное состояние, побудившее художника к работе над выбранной темой. Поэтому создание фор-
эскизов — самый чувственный, эмоционально напряженный непосредственный этап эскизной работы,требующий от дизайнера творческого художественного
мышления.Часто в фор-эскизах дизайнер выражает свое видение цветового решения костюма или коллекции. Автор распределяет цветомассы в со-
ответствии с формой и характером модели, продумывает движение цветовых пятен в коллекции.

Фор-эскиз, отражая первоначальные замыслы автора, представляет собой очень быстрый, лаконичный рисунок, чаще всего выполненный
карандашом, фломастером, тушью. Из выразительных средств композиции используется линия и пятно.

Если дизайнер передает общий колорит проектируемой модели или коллекции, находит пропорциональные соотношения и динамику цветовых пятен, то используется акварель, гуашь, темпера, цветные фломастеры или карандаши.

Фор-эскизы, выполненные по заданной теме, анализируются, отбираются лучшие. Эти фор-эскизы служат дизайнеру основой дальнейшей работы по воплощению авторских идей в материале, они предваряют собой следующий этап эскизирования — работу по созданию творческих эскизов.

 

 

ПРИМЕР ФОР-ЭСКИЗА

 

Творческие эскизы

После завершения первого этапа эскизирования, анализа и отбора фор-эскизов, дизайнер приступает к созданию творческих, или художественных эскизов. В творческих эскизах первоначальные замыслы автора уточняются, конкретизируются, развиваются по пути дальнейшего совершенствования и отработки формы.

Творческие эскизы подробно раскрывают замысел художника, показывая на фигуре человека форму проектируемой модели, материал, который планирует дизайнер.Художественный эскиз несет полную информацию о силуэте модели, ее пластике, характере формообразующих линий. В творческом эскизе продумывается и намечается конструктивное решение модели. Такой эскиз несет в себе информацию о функциональной направленности костюма,
среде, в которой он предполагается к функционированию. Продумывается и передается цветовое решение костюма, его декор и отделка.

При всей своей информативности и подробности творческий эскиз должен обладать художественной выразительностью, эмоциональным воздействием на зрителя, оставлять ощущение конкретного образа, связанного с тем
или иным стилевым направлением современной моды.Творческий эскиз должен быть индивидуален в графическом выражении, отражать авторский стиль и почерк, отличаться авторской стилизацией и манерой подачи. Ины-
ми словами художественный эскиз несет в себе индивидуальное видение и образ темы, разрабатываемой дизайнером, пропущенной через личность автора.

Творческие эскизы выполняются значительно большего формата, чем фор-эскизы (чаще всего А-4, А-3).Больший формат листа для выполнения художественного эскиза ставит перед дизайнером иные изобразительные задачи, чем при создании фор-эскизов.Выполнение творческого эскиза — это не механическое увеличение фор-эскиза в масштабе. Требуется подробная

прорисовка и продумывание создаваемого костюма. Если в фор-эскизах выражается лишь основная идея формы костюма без подробностей и деталировки, то в творческом эскизе форма модели отображается конкретно и четко,любая недосказанность исключена.

Художественный эскиз отображает стиль разрабатываемой модели, показывая манеру ношения костюма, характерные жесты, позы, знаковые аксессуары и дополнения. Все вместе позволяет автору эскизов донести до зрителя неповторимый образ, характер проектируемой модели.

В общую композицию костюма включаются головные уборы, шарфы, платки, перчатки, сумки, обувь, очки, зонты и т. п.

Костюмографический язык художественных эскизов требует на этапе их создания анализа и изменений общей композиции эскизного листа. Композиция листа эскиза продумывается заново, ставя своей целью достижение наибольшей выразительности эскизного языка. Иногда в
общую композицию листа включается условно-фоновая среда эскиза, что помогает передаче образности и гармоничности создаваемых моделей.

При разработке коллекции одежды творческие эскизы выполняются по всем моделям, каждый костюм эскизируется отдельно в соответствии с общей композицией коллекции. Кроме того, выполняется единый эскиз всей
коллекции в виде многофигурной композиции.

В творческих эскизах в качестве изобразительного поля используется бумага различных сортов и цветовых тонов, или картон. Возможно использование разнообразных фактурных поверхностей листов. Графические материалы для
исполнения творческих эскизов выбираются автором в соответствии с замыслом эскизной композиции.

В творческих эскизах дизайнер, изображая проектируемую модель костюма на фигуре человека, сознательно трансформирует и стилизует ее пропорции. В этой связи возникает много споров и вопросов о целесообразности

 

 


5. Проработка фигуры в костюме

В рабочем эскизе избегают изображения сложных поз,
разворотов, движений. Фигура изображается пропорцио-
нально грамотно, соответствующая пропорциям фигуры
носителя костюма или манекенщицы.

Часто для того, чтобы показать конструктивные особенности
модели (силуэт, необычные детали и т.п.), пользуются
приемом дополнительного усиления пластической вырази-
тельности изображения фигуры. Усиливая пластику изоб-
ражаемой фигуры, дизайнер точнее передает форму мо-
дели, показывает способность швейных материалов ви-
доизменять эту форму при движении.

Рабочий эскиз предполагает изображение фигуры в
позе, которая наиболее выгодно преподнесет костюм.

6. Трактовка образа в техническом эскизе.

Как правило, рабочий эскиз выполняется достаточно
нейтральным, спокойным в плане образного выражения
костюма. Это правило относится, прежде всего, к эскизам,
изображающим модели линии «прет-а-порте».

Если эскиз рассказывает об авангардной модели, либо
модели класса «от кутюр», то возможна более острая,
смелая и выразительная трактовка образа. Это достигается
следующими приемами:


  • изображение головных убор


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: