Научный руководитель PhD, доцент Джарикбаева Д.Т.
Студент 2 курса специальности «5В050900 Финансы»
Ташболов Дуйсенхан Темирханулы
Университет НАРХОЗ
Дефицит бюджета РК и его анализ.
Дефицит бюджета и величина государственного долга — это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равновесие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Финансовая наука до 30-х годов XX века считала основным принципом бюджета его без дефицитность, ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип бюджетного равновесия). Последователи консервативной бюджетной политики признавали только политику «здоровых финансов» — ежегодно сбалансированного бюджета. Например, Ф. Нитти отмечал, что из-за роста государственных расходов (в основном непроизводительных, военных) увеличивается дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому он считал, что «... какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом».
Мировая экономическая теория выработала две основные точки зрения на дефицит как фактор, влияющий на экономическую систему страны. Классическая школа, родоначальником которой является Адам Смит, утверждает, что использование государственных средств на финансирование дефицита ведет к непроизводственному использованию производительного труда. Ее представители считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование — это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно».
В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. По этой теории, финансировать расходы за счет увеличения налогов или продажи облигаций неэффективно для общества. Дефицит не должен возникать, а уже возникший нужно стремиться покрыть другими средствами.
|
Дефицит (профицит) бюджета равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами. Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком – профицитом бюджета.
Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет без учета поступлений займов и поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.
Финансирование дефицита бюджета – обеспечение покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств. Объем финансирования дефицита бюджета определяется как превышение суммы полученных займов, используемых остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам.
Использование профицита бюджета – расходование профицита бюджета, средств займов, используемых остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Объем использования профицита бюджета определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и используемых остатков бюджетных средств.
|
Метод сбалансированного бюджета в Республике Казахстан схематично представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Действие метода сбалансированного бюджета
Согласно данному методу поступления от нефтяных доходов полностью направляются в Национальный фонд. Расходы на текущие бюджетные программы финансируются за счет отчислений в республиканский бюджет от ненефтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные программы развития осуществляется за счет гарантированного трансферта из Национального фонда, при этом определенная доля расходной части бюджета может покрываться в том числе за счет заимствования (внешнего и внутреннего) в рамках установленных ограничений.
Тем не менее, отметим довольно высокий уровень бюджетного дефицита за прошедшие и планируемые годы. Максимальное значение бюджетного дефицита наблюдалось в 2010 году – 21 процент к общим затратам бюджета, и в целом за прошедшие годы он превышал 10-ти процентный рубеж (2008 – 12%; 2009 – 18%; 2011 – 16%; 2012 – 14%). Планируется, что с 2013 года бюджетный дефицит будет снижаться и составит 9 процентов в 2013 году и 8 процентов в 2014 году соответственно. Сравнивая уровень бюджетного дефицита с ВВП можно увидеть, что в 2010 году он составил 4 процента – тогда как рекомендуемый уровень бюджетного дефицита 3 процента. Этот критический уровень бюджетного дефицита наблюдается в 2012 году и имел место в 2011 и 2009 годах
График 1
На графике 1 более подробно графически представлена информация о дефиците республиканского бюджета. В абсолютном и относительном выражениях (относительно ВВП) максимально значение дефицита наблюдалось в 2010 году. Далее в 2011 и 2012 годах, хотя и в абсолютных значениях суммы сопоставимы с 2010 годом, все же с объективным ростом ВВП, мы можем наблюдать снижение относительно значения дефицита республиканского бюджета до приемлемого уровня.
Увеличение дефицита бюджета можно объяснить с одной стороны относительным снижением темпов роста доходов республиканского бюджета, а с другой стороны сохранением темпов расходов республиканского бюджета, что в итоге привело к увеличению разрыва между доходной и расходной частями и значит к росту бюджетного дефицита. Снижение же показателя дефицита с 2011 года наблюдается по причине повышения темпов роста доходов бюджета за счет увеличения налоговых поступлений и трансфертов из Национального фонда.
|
Вывод:
Целю данной статьи является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирование исполнение и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания фактов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Бюджет должен быть стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РК.
Важнейшая задача – обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы государственный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гарант для всех определенных законом получателей средств.