социально-гуманитарного знания




Кандидатский экзамен

«История и философия науки»

(2017-2018 учебный год)

Перечень примерных контрольных вопросов

По общим проблемам истории науки и философии науки

 

Общие проблемы истории развития научного знания

1. Зарождение научных знаний в странах Древнего Востока.

2. Природа и Космос в античной натурфилософии.

3. Античное натурфилософское учение об атомах.

4. Развитие математики и логики в Древней Греции.

5. Античная антропология и учения о душе.

6. Геоцентрическая модель мироздания Аристотеля – Птолемея.

7. Античные учения об обществе и государстве.

8. Развитие научных знаний в период европейского Средневековья.

9. Развитие научных знаний о природе в странах арабо-исламского Востока (X-XV вв.).

10. Религиозно-философские учения о совершенном обществе в странах арабо-исламского Востока (X-XV вв.).

11. Научные знания в эпоху европейского Возрождения (XV-XVI вв.).

12. Гелиоцентрическая модель Вселенной Николая Коперника.

13. Эмпирическая предыстория научной медицины (Гиппократ, Ибн Сина, Андреас Везалий, Парацельс, Уильям Гарвей).

14. Дискуссия о методе научного познания XVII века:

эмпиризм и рационализм.

15. Формирование первой научной картины мира (XVII в.)

16. Возникновение экспериментально-математического метода научного познания: Френсис Бэкон, Галилео Галилей, Рене Декарт.

17. Диалектика как основа научного историзма и эволюционизма.

18. Научные знания о природе в эпоху Просвещения (XVIII в.).

19. Общество и государство в европейской философии Нового времени (XVII-XVIII вв.).

20. Формирование эволюционной теории в европейской науке Нового времени (XVII – XIX вв.).

21. Проблема сознания в философских дискуссиях Нового времени (XVII-XIX вв.).

22. Теория химических элементов Дмитрия Менделеева (XIX в.).

23. Исследования электричества и магнетизма в европейской науке Нового времени (XVII-XIX вв.).

24. Теория биологической эволюции Чарльза Дарвина (XIX в.).

25. Изучение структуры атома (XIX-начало ХХ вв.).

26. Теория относительности Альберта Эйнштейна и трансформация научных представлений о пространстве и времени (нач. ХХ в.).

27. Возникновение и развитие генетики (XIX-XX вв.).

28. Физика микромира и формирование квантовой механики (ХХ в.).

29. Научная концепция нестационарной Вселенной: Альберт Эйнштейн и Александр Фридман (первая половина ХХ в.).

30. Теория Большого взрыва и научная космология ХХ века.

31. Научные представления о структуре микромира во второй половине ХХ века: классификация элементарных частиц.

32. Современные научные представления о фундаментальных физических взаимодействиях (ХХ-XXI вв.).

33. Устройство атома с точки зрения квантовой теории (ХХ-XXI вв.).

34. Научные основы современной синтетической теории эволюции.

35. Исследования механизмов биологической наследственности и изменчивости в ХХ веке.

36. Научные и ненаучные представления об антропогенезе (биологический эволюционизм, антропокосмизм, креационизм).

37. Идейные основы и достижения синергетики (ХХ в.).

38. Возникновение и развитие информатики и кибернетики (ХХ-XXI вв.).

39. Современные научные представления о строении Земли.

40. Современные научные представления о строении Солнечной системы.

41. Современные научные представления о строении Вселенной.

42. Современные концептуальные подходы к пониманию сознания: физикализм, дуализм, ментализм, лингвистический бихевиоризм, функционализм, имперсонализм.

43. Современные концептуальные подходы к пониманию физической материи: дискретность (теория атомизма, «элементарные частицы») и континуальность (теория физического вакуума, теория супер-струн, М-теория).

44. Когнитивные принципы современного научного знания: детерминизм, эволюционизм, историзм, корпускулярно-волновой дуализм, принцип дополнительности, принцип однородности и изотропности пространства, принцип относительности научного знания.

45. Научная революция XVII века.

46. Научная революция начала XX в.

47. Классическая научная картина мира.

48. Постнеклассическая научная картина мира.

49. Фундаментальные проблемы современного научного знания.

50. Основные тенденции развития современного научного знания.

Общие проблемы философии науки

И философские проблемы

социально-гуманитарного знания

 

1. Предмет и основные проблемы современной философии науки.

2. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

3. Наука как социокультурный феномен.

4. Функции науки в жизни современного общества.

5. Философские основания и специфика научного знания.

6. Принцип детерминизма как основа научного познания: сущность и исторические разновидности понимания детерминизма.

7. Принципы диалектической методологии в научном познании (двойственность, развитие, взаимосвязь).

8. Научное и ненаучное знание: специфика, когнитивный потенциал, проблема взаимодействия (мифология, религия, искусство, мистика, паранаука, лженаука).

9. Проблема демаркации научного и лженаучного знания.

10. Современные классификации наук: фундаментальные и прикладные науки; естественные, общественные, технические науки.

11. Дифференциация гуманитарных и социальных наук.

12. Универсальные и частные науки.

13. Методологическая специфика естественных наук.

14. Методологическая специфика гуманитарных наук.

15. Методологическая специфика социальных наук.

16. Структура научного знания: научный факт, гипотеза, научный закон, научная теория, научные методы познания, научная картина мира.

17. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

18. Классификация и специфика методов научного познания.

19. Теоретические методы научного познания.

20. Эмпирические методы научного познания.

21. Общие и специальные методы научного познания.

22. Анализ и синтез в научном познании: методологические особенности.

23. Индукция и дедукция в научном познании: методологические особенности.

24. Проблема когнитивной достоверности индуктивной логики в научном познании.

25. Проблема когнитивной достоверности дедуктивной логики в научном познании.

26. Метод моделирования в научном познании: логическое, математическое, компьютерное, психологическое, техническое моделирование.

27. Понятие научной абстракции и метод научного абстрагирования.

28. Аналогия и аппроксимация в научном познании.

29. Язык научного знания: термины и понятия, математическая формализация, научные неологизмы.

30. Проблема рационально-понятийной репрезентации научного знания.

31. Когнитивная сущность и основные функции научной теории.

32. Научная картина мира: понятие, специфика, историческое развитие.

33. Функции научной картины мира (картина мира как научная онтология, как форма систематизации знаний, как исследовательская программа).

34. Причины трансформации и развития научного знания.

35. Проблема относительности научного знания.

36. Понятие и причины научных революций. Основные научные революции в истории человеческого познания.

37. Теории развития научного знания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

38. Мировоззренческие идеалы и ценностные приоритеты науки.

39. Этические принципы научного познания.

40. Проблемы «ценностной нейтральности» и моральной ответственности учёного за результаты научного поиска.

41. Истина и заблуждение в научном познании: понятие истины, концепции истины, разновидности истины, критерии истины.

42. Специфика социально-гуманитарного знания.

43. Общенаучные и специальные методы социально-гуманитарных наук.

44. Аксиологические аспекты социально-гуманитарного знания.

45. Объяснение, понимание и интерпретация как гносеологические принципы социально-гуманитарного знания.

46. Герменевтическая методология в гуманитарных науках.

47. Сциентизм и антисциентизм.

48. Наука как социальный институт: структура, организация, управление, тенденции развития.

49. Задачи и научные возможности социального прогнозирования.

50. Научные и ненаучные методы исследования будущего. Понятие и задачи научной футурологии.

 

 

Начальник кафедры философии

Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

доктор философских наук, доцент

 

_____________________________ С.Р. Аблеев

 

 

01.10.18.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: