Подростковый период (юноши 13-16 лет,девушки 12-15 лет)




Виды воображения.

Воображениеможет функционировать на различных уровнях. Различие их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу.По степени выраженности активности различают два вида воображения:

1. Пассивное воображение. Для него характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Наилучшим примером такой бездеятельной пустой мечтательности может служить созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Нередко это люди с бедным личным опытом, неразвитой критичностью мышления, слабой волей, несвязанные с жизненной практикой.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности.

2. Активное воображение, может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение заключается в создании тех или иных образов соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Новизна образа или идеи может быть объективной - новой для всего человечества и субъективной - новой для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, также как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает.

Особой формой воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Достичь мечты невозможно, так как на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность вызывает новую мечту.

С.Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Для конкретного воображения характерны образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей. Для абстрактного - образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по той модальности, в которой они представлены: например, зрительные представления, слуховые, обонятельные, вкусовые, двигательные.

Приемы воображения

Агглютинация (греч. склеивание) – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений; «склеивание» различных несоединимых качеств, частей (часто используется в сказках и мифах: русалки, кентавры, сфинкс и др.)

Гиперболизация – характеризуется увеличением (гипербола) или уменьшением (литота) предмета (используется в сказках: мальчик с пальчик, девочка – дюймовочка, великаны и др.), а также изменением отдельных частей (дракон с головами, многорукий Будда)

Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт; выделение, подчеркивание какой-то части образа, предмета, что делает его непропорциональным; выделение самого существенного в конкретном образе (часто используют карикатуристы)

Схематизация – изображение чего-либо в обобщенном, упрощенном виде.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.

Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.

Воображение в онтогенезе Способность к воображению даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Этапы развития:

Новорожденность - первый кризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, происходит накопление первого опыта отражения действительности.

Раннее детство — 1-3 года Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны содержанию.

Воображение детей раннего возраста вначале очень ограничено и отличается своим пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, нет четкой границы между реальностью и вымыслом. У некоторых детей воссоздаваемый образ(лев с картинки)так выразителен, что представляется реальной действительностью. Происходит становление словесных форм воображения, появляется фантазийная ложь, отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею,.

Иногда лёгкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, Но фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.

Первое детство (младший дошкольник)— 4-5лет. В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение- это создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности образов зависят от опыта ребёнка, информации, накопившейся в его памяти,в придуманные образы верит как в реальные. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, ребенок учится управлять своими образами, изменять их. Ребёнок переходит к ступенчатому планированию - планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует дальнейшее (рисует поясняя каждый шаг). Следствие планирования -словесное творчество: ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим,но чаще берёт за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя некоторые моменты. Образы воображения неустойчивы - Один предмет легко трансформируется в другой, наделяясь разнообразными качествами. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети часто не имеют ясного замысла, под влиянием результатов деятельности замысел уточняется, а нередко в корне меняется, т.е. планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий ребёнок еще не может.

(старший дошкольник) 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда они оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Воссоздаваемые образы содержательны, появляются элементы творчества. Воображение носит активный характер, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. воображение более организовано и целенаправленно, что связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний. В воображении возникает замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее её дополнение деталями, придание ей конкретности. Ребёнок перестаёт путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая даёт ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности – учебной.

Второе детство(младший школьник) 8-12 лет. С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений. Ребенок, испытывающий трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. В развитии воображения огромную роль играет школа, где ребёнок может кропотливо обдумывать что-то в воображаемой форме, прежде чем это сделать. именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности.

Подростковый период (юноши 13-16 лет,девушки 12-15 лет)

В 12-16-летнем возрасте мечта все больше начинает занимать место игры. Мечта имеет большое значение для развития, поскольку способствует «возвышению потребностей» и создает идеальные образы будущего. Воображение приобретает творческий, продуктивный характер. Укрепляется произвольное внимание и сознательная дисциплина. Дальнейшее развитие получают восприятие и память. Воля становится менее импульсивной, повышается роль обдумывания. Принципиальность, прямота и последовательность- черты, специфические для юношеского возраста, часто выражаются в резкой бескомпромиссности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: