Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.
Часть 1 содержит 24 задания (А1–А24). К каждому заданию
приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При
выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать
развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания
А1–А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1 Наука, изучающая закономерности наследования признаков, называется:
1) цитология 3) генетика
2) физиология 4) палеонтология
А2 К неклеточной форме жизни относится:
1) вирус гриппа 3) туберкулезная палочка
2) спора гриба 4) малярийный плазмодий
А3 Из какого органа развивается новый побег:
1) из стебля 3) из почки
2) из корня 4) из луковицы
А4 Какие функции выполняет лист?
1) газообмен 3) фотосинтез
2) испарение 4) все верно
А5 Что общего между грибами и растениями?
1) неограниченный рост в течение всей жизни
2) использование солнечной энергии при фотосинтезе
3) синтез органических веществ из неорганических
4) выделение кислорода в атмосферу
А6 Сократительные вакуоли инфузории – это органоиды:
1) пищеварения 3) размножения
2) выделения 4) дыхания
А7 Лучшее развитие мозжечка у рыб, по сравнению с земноводными, связано:
1) с хорошо развитым слухом
2) со сложными и разнообразными движениями
3) со сложным поведением во время нереста
4) с хорошо развитым обонянием
А8 Цикл развития каких паразитических червей изображен на рисунке?
1) бычий цепень 3) человеческая аскарида
2) широкий лентец 4) печеночный сосальщик
А9 Выберите группу животных – представителей класса Млекопитающие:
1) сайгак, кит, дельфин
2) нерпа, угорь, крокодил
3) землеройка, уж, тритон
4) крот, еж, лягушка
А10 Клетки желез внутренней секреции вырабатывают:
1) ферменты 3) гормоны
2) витамины 4) пищеварительный сок
А11 Возбудимость и сократимость – свойства, характерные для ткани:
1) нервной 3) соединительной
2) эпителиальной 4) мышечной
А12 Желчь, вырабатываемая печенью, поступает:
1) желудок
2) в двенадцатиперстную кишку
3) в тонкую кишку
4) в поджелудочную железу
А13 В организме человека превращение артериальной крови в
венозную происходит:
1) в артериях большого круга кровообращения
2) в капиллярах большого круга кровообращения
3) в венах малого круга кровообращения
4) в капиллярах малого круга кровообращения
А14 Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
1) наличием одной подвижной кости – нижней челюсти
2) наличием швов между костями мозгового отдела
3) более развитым мозговым отделом
4) строением костной ткани
А15 Недостаток у человека витамина С приводит к:
1) заболеванию рахитом
2) снижению иммунитета
3) заболеванию куриной слепотой
4) нарушениям в нервной системе
А16 Чихание и кашель - это рефлекс:
1) условный
2) безусловный
3) вырабатывается в течение жизни
4) приобретенный
А17 Кожа не выполняет функцию:
1) теплорегуляции 3) выделительную
2) энергетическую 4) защитную
А18 Периферическая нервная система человека состоит из:
1) головного и спинного мозга
2) спинного мозга и отходящих от него нервов
3) головного мозга и отходящих от него нервов
4) нервов, нервных узлов, нервных окончаний
А19 При рассматривании предметов лучи, отраженные от них, вызывают возбуждение в фоторецепторах, расположенных в области:
1) хрусталика 3) радужки
2) сетчатки 4) роговицы
А20 Органические вещества образуются за счет энергии света:
1) в рибосомах 3) в хлоропластах
2) в лизосомах 4) в митохондриях
А21 Различия в строении организмов разных видов относят к:
1) морфологическому критерию
2) генетическому критерию
3) физиологическому критерию
4) экологическому критерию
А22 Тип взаимоотношений между собакой и блохой называется:
1) хищничеством 3) паразитизмом
2) конкуренцией 4) симбиозом
А23 К абиотическим факторам относится:
1) структура почвы 3) паразитизм
2) каннибализм 4) симбиоз
А24 Какая пищевая цепь записана правильно:
1) гусеница жаворонок растение коршун
2) коршун жаворонок растение гусеница
3) гусеница коршун растение жаворонок
4) растение гусеница жаворонок коршун
Часть 2