Ад (геена) и вечные мучения.
(Из творений свтителя Иоанна Златоуста).
«Из ада никого не выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которого и описать невозможно. Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгарает» (Творения свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб. Издаие СПб. Духовной Академии, 1898 г. Т.7, кн.1).
«Диавол для того и убеждает некоторых думать, что нет геены, чтобы ввергнуть в геену. Напротив, Бог угрожает геенною и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геену. Если диавол теперь, когда есть геена, уверяет тебя, что ее нет, то, если бы не было геены, какая была бы нужда свидетельствовать о ней бесам, которые всего более стараются о том, чтобы мы и не подозревали ничего подобного, не страшась ее, стали беспечнее, и впали с ними в геенский огонь? Но почему же, спросишь, они свидетельствовали тогда о геене? Потому что не могли сопротивляться принуждавшей их к тому необходимости.
Взяв во внимание все это, да перестанут умствующие так своими речами обольщать себя и других! Пророк говорит: грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его буря сильная (Пс.49:3). Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его (Пс.96:3). А кто враги Божии, если не блудники, прелюбодеи, мужеложники, похотники, идолослужители, корыстолюбцы, пьяницы, клятвопреступники, ропотники, гневливые, злопамятные, гордые, высокомерные, непослушные родителям, немилосердные? Им всем в Страшный день общего воскресения повелит Судия: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф.25:41)» (Там же. Т.8, кн.2).
|
«Для того именно Бог и создал геену и угрожает ею, чтобы мы из страха ее старались быть лучшими и в нее не впадали. Поэтому, кто запрещает говорить о геене, тот не достигает ничего другого, как незаметно приготовляет самому себе, самого же себя обманывая, гибель в геене. Не связывай же рук, подвизающихся в добродетели, не усиливай нерадения в людях, погруженных в сон. Если бы уверить людей, что нет геены, то отстали бы они когда-нибудь от порока?
И где же будет правда? Не говорю уже о грешниках и праведниках, но исключительно о грешниках. Почему один наказывается здесь, а другой не наказывается, за тот же самый, а то и тягчайший грех? Если нет геены, ничего нельзя сказать на такую жалобу. А потому, прошу вас всех оставить такую смешную, прямо сатанинскую мысль – и тем заградить уста возражающим против этого.
В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд подвергнемся мы наказанию, и в праздном слове дадим отчет, и в смехе, и в злоречии, и в дурном помысле, и в пьянстве; а равно и в добрых делах – за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох получим награду. Сказано ведь: и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, сделай знак (Иез.9:4).
Как же смеешь ты говорить, что Бог, с такой строгостью испытующий нашу жизнь, напрасно и попусту угрожал геенной? Прошу вас, умоляю, не губите такими суетными надеждами себя и тех, которые вам доверяют (Там же. Т.8, кн.2).
|
«Спрашиваешь, где и в каком месте будет геена? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается. Некоторые, применяя к геене то, что рассказывается о какой-то войне в древности, пустословят, что она находится в долине Иосафатовой. Действительно, был такой случай, что Бог, наказывая противников своим праведным судом, совершенно истребил их – именно в долине Иосафатовой, - так что обитателям Иерусалима на семь лет хватило оружия истребленных на топливо (см. Иоиль 3:2, и Иез.39:9). И вот здесь то хотят теперь поместить геену. Но Писание этого не говорит.
Ты хочешь все-таки знать: в каком месте будет геена? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопи бывают в местах отдаленных, так и геена будет где-нибудь вне этой вселенной. Но будем допытываться не о том, где она, но как избежать ее» (Там же. Т.8, кн.2).
(«Симфония» по творениям святителя Иоанна Златоуста. М: Даръ, 2009. Т 2, стр. 3-5).
Присоединим небольшой отрывок из жития святой мученицы Голиндухи (память 12 июля / ст.ст.).
Страдание святой мученицы Голиндухи.
В земле персидской4651 в царствование Хозроя Старшего4652 жила некая женщина молодая и красивая, называемая персидским именем Голиндухи; была она из знатного рода великих вельмож, в замужестве тоже – за известным начальником волхвов4653. После трех лет замужества она вразумлена была божественным просвещением и, начиная понимать заблуждение персидского нечестия, искала, – какая вера есть истинная. Слыша о христианской, чистой и нескверной вере, она размышляла в себе: эта ли вера есть истинная, или существует еще иная какая? и желала Голиндуха быть наставленной в ней и прийти к познанию истины. Она находилась в таком размышлении довольно продолжительное время, и вот во сне в одну ночь ей было такое видение: она увидела светлого ангела Божия, который, взявши ее, повел к какому-то темному и огненному месту, полному великого страха и ужаса, где было множество людей, которые подвергались мучению. Голиндуха спросила ангела, ведшего ее:
|
– Что это за ужасное место и кто это здесь мучится?
Ангел сказал ей:
– Это место казни грешных и неверующих, – мучаются в нем и твои прародители, которые поклонялись идолам и ложным персидским богам.
Скорбела Голиндуха о гибели своих прародителей и тяжко вздыхала. Потом ангел повел ее в другое место, где был рай Божий и жилище праведных, и показал ей чрез малую дверцу бывший там великий свет и в нем многих мужей и жен, веселящихся в неописанной радости; показавши это, ангел вошел в те дверцы; захотела и она тоже пойти за ангелом, но он не пустил ее, сказавши:
– Ты не можешь войти сюда, не будучи христианкой: СЮДА НИКТО НЕ ВХОДИТ ИЗ НЕ ПРИНЯВШИХ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ ХРИСТОВА.
Тотчас со страхом проснулась Голиндуха, удивляясь виденному, и очень желала сделаться христианкой, возмущаясь персидским нечестием и волхвованием своего мужа. Озабоченная мыслью, как бы сподобиться святого крещения, она стала со слезами молиться об этом истинному христианскому Богу и скоро получила просимое; наставляемая и руководимая ангелом Господним, она тайно вышла из дома, пришла к одному священнослужителю, находившемуся в скрытом месте; так Голиндуха была приведена бесплотным ангелом к ангелу во плоти, которым она была наставлена в вере и крещена; при крещении дано было ей имя Марии.
По принятии крещения она снова возвратилась в дом, но уже не повиновалась естественному супружескому закону, не желая быть оскверненной нечестивым мужем, так как была обручена невестой Христу; по наставлению духовного отца, крестившего ее, Голиндуха пребывала в посте и молитве, посвящая ей целые ночи; она день проводила в молчании, не желая беседовать с неверными, а мужу своему не позволяла и прикоснуться к себе…
Святая Гора Афон. 3 ноября 2018 года. Память мч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма великомученика Георгия в Лидде.
Грешный монах Варсанофий Богославский.