ГОТОВИМСЯ К ГИА
А1 |
Первоначальный смысл слова «экономика» -
1) | торговое место |
2) | домашнее хозяйство |
3) | хозяйство страны |
4) | международная торговля |
А2 |
Верны ли следующие суждения?
А. Под экономическими благами понимаются блага ограниченные.
Б. Ограниченность экономических благ заставляет людей хозяйствовать рационально и делать выбор.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А3 |
Среди приведенных общественных отношений экономическими являются отношения
1) | по поводу власти в государстве |
2) | в сфере распределения материальных благ |
3) | между государством и гражданином |
4) | внутри социальных групп |
А4 |
Ученые-экономисты указывают в числе основных факторов производства
1) | капитал |
2) | прибыль |
3) | собственность |
4) | ценные бумаги |
А5 |
Отношения производства в обществе можно проиллюстрировать примером:
1) | проведения отпуска на популярном курорте |
2) | покупки холодильника в крупном магазине |
3) | выпечки печенья в частном кафе |
4) | продажи уникальной коллекции монет |
А6 |
Верны ли следующие суждения?
А. Для рыночной экономики важна конкуренция между товаропроизводителями.
Б. Образование крупных монополий оздоровляет рынок, усиливая свободную конкуренцию.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А7 |
В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Н. носит плановый (командно-административный) характер?
|
1) | молодые работники имеют льготы на предприятиях |
2) | цены на товары и услуги устанавливаются специальными государственными органами |
3) | государство осуществляет денежную эмиссию |
4) | большинство работников трудится на промышленных предприятиях |
А8 |
Понятия «курс акций», «дивиденд», «голубые фишки» характерны для
1) | государственного регулирования экономики |
2) | функционирования фондового рынка |
3) | развития потребительского кредита |
4) | финансирования оборонной промышленности |
А9 |
Работники фирмы, занимающейся производством строительных материалов «Добрый дом» получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?
1) | государственную |
2) | кооперативную |
3) | частную |
4) | акционерную |
А10 |
Верны ли следующие суждения?
А. Ценными бумагами являются векселя, акции, облигации.
Б. К числу ценных бумаг относят ренту и дивиденды.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А11 |
Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об)
1) | увеличении производительности труда |
2) | возникновении дефицита государственного бюджета |
3) | росте числа частных предприятий |
4) | снижении потребительских расходов |
А12 |
В результате аварии на химическом предприятии произошел выброс вредных отходов химического производства, что привело к временной остановке всех аналогичных производств в стране. Это вызвало падение курса акций предприятий химической отрасли. Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке
|
1) | ценных бумаг |
2) | банковских кредитов |
3) | товаров и услуг |
4) | недвижимости |
А13 |
Верны ли следующие суждения?
Назначением налоговой политики государства является
А. перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.
Б. обеспечение государственных расходов.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А14 |
Одной из причин, вызывающих инфляцию, является
1) | рост дефицита государственного бюджета |
2) | исполнение государственного бюджета с профицитом |
3) | расширение рынка труда, появление новых рабочих мест |
4) | увеличение выпуска потребительских товаров |
В1 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Мировой рынок, прибыль фирмы, структура экономики,, курс валют, безработица, издержки, инфляция.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________.
В2 |
Установите соответствие между типами экономических систем и характеризующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫЭКОНОМИКИ | ||
1) | свободная конкуренция | А) | рыночная |
2) | цены определяет спрос и предложение | Б) | традиционная |
3) | государство директивно руководит экономикой | В) | плановая |
4) | преобладает натуральное хозяйство |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
|
В3 |
В текущем году по прогнозам экспертов инфляция составит не менее 9%. Выберите финансовые инструменты, с помощью которых граждане смогут защитить свои накопления от инфляционных потерь в этом году. Обведите цифры правильных ответов и впишите их в строку в порядке возрастания.
1) | хранение сбережений дома в наличной форме |
2) | дача крупной суммы взаймы под 10% годовых |
3) | вложение в акции компании, приносящие доход в 9,5 % годовых |
4) | размещение средств на краткосрочном депозитном счете в банке под 10, 5 % |
5) | вложение денег в крупный зарубежный банк под 2% годовых |
6) | приобретение пая в паевом инвестиционном фонде (ПИФе), доходность которого составляет 6,5% годовых |
Ответ: __________________
В4 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Крупная иностранная компания вложила средства в строительство предприятия в России. |
2) | Подобное явление, полагаю, свидетельствует об инвестиционной привлекательности нашей страны. |
3) | Думается, что привлечение инвестиций из-за рубежа будет способствовать созданию новых рабочих мест. |
4) | Отечественный предприниматели также вкладывают больше средств в строительство предприятий, чем в предыдущие годы. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В5 |
В перечне приведены три общие и три различные черты между рыночной и плановой экономическими системами.
1) | разрешение проблемы ограниченности ресурсов |
2) | отыскивание способов эффективного использования сырья и материалов |
3) | обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей |
4) | реализация принцип специализации отраслей хозяйства и предприятий |
5) | директивное планирование выпуска товаров |
6) | установление цен на товары посредством колебаний спроса и предложения |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ | ||||
Глава 2
Политика — сфера управления обществом
Политика и власть.
1. Прочитайте притчу:
Древние римляне рассказывали, что однажды Юлий Цезарь со своей свитой проезжал через небольшую деревушку на окраинах державы и один из его спутников шутя спросил: «Неужели и здесь, вдали от Рима, в глуши идет борьба за власть и первенство?» В ответ Цезарь совершенно серьезно заявил, что предпочел бы быть первым властителем здесь, чем вторым в Риме.
Поясните позицию Цезаря. Каково его понимание власти? Согласны ли вы с Цезарем (выскажите аргументы в поддержку или в опровержение данной позиции).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. ______________________- это и «деятельность органов __________, объединений граждан и отдельных лиц, направленная на отстаивание своих интересов и связанная с устремлением к _______________, ее обладанием и осуществлением», и «участие в делах государства».
Фрагмент 2.__________________ политик — тот, кто сумел соблюсти свои _____________, сочетая их с интересами других, кто сумел обрести ____________ над ситуацией, над собой, над другими.
Фрагмент 3. _____________________ (переводе с латинского означает «законность») - означает признание права на управление и согласие подчиняться ________________; способность власти формировать убеждение в оптимальности и справедливости существующих политических институтов для данного общества.
3. Охарактеризуйте каждое из направлений политики государств:
Внутренняя политика___________________________________________________________________________________________________________________________________
Внешняя политика___________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Приведите примеры политической деятельности государства применительно к различным сферам общественной жизни, заполнив таблицу:
Направления политики | Примеры |
Экономическая политика | |
Социальная политика | |
Образовательная политика | |
Национальная политика | |
Демографическая политика | |
Экологическая политика |
5. Власть всегда ассоциировалась с определенными символами. Нарисуйте некоторые из них.
Символы власти
6. Продолжите высказывания:
Политика – искусство, так как ____________________________________________
Политика – наука, потому, что ___________________________________________
Политика сродни бизнесу, поскольку ______________________________________
Политика похожа на спорт, когда _________________________________________
______________________________________________________________________
§ 9. РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА.
1. Расставьте по степени значимости приведенные ниже факторы, обусловившие возникновение государства:
№ | Факторы формирования государственности |
общественное разделение труда, выделение управленческого труда; | |
возникновение частной собственности, общественных классов, эксплуатации одних людей другими; | |
географические факторы: ландшафт, естественные природные ресурсы (земельные, водные, полезные ископаемые), границы, водные пути и пр.; | |
демографические и этнические факторы: численность населения, его плотность, образ жизни; | |
факторы общественной психологии: государство — плод человеческого разума, психики, эмоций; | |
антропологические факторы: государственная форма общежития — потребность человека, условие его выживания; | |
экологические факторы: климатические условия, плодородие почвы; | |
внешние факторы: внешняя угроза, опасность войны или сама война, заимствование опыта развития других стран. |
Обоснуйте свой выбор предпочтений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Смысл теории _________________ (внешнего воздействия) заключается в следующем: один народ вторгается на земли другого ____________, завоевывает и порабощает его. Покоренный народ, стремящийся вновь обрести свободу, нуждается в постоянной узде.
Фрагмент 2. ______________________– это большие группы людей, различающиеся по их месту в хозяйственной сфере.
Фрагмент 3. При всем многообразии теорий и подходов к проблеме происхождения ________________ и государственной ________________, выделить единую универсальную модель, подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно.
3. Систематизируйте материал о теориях происхождения государства в таблице:
«Теории происхождения государства»
Название теории происхождения государства | Характеристика теории | Сторонники данной теории |
Государство есть воплощение веления богов. Царь, правитель, фараон — наместники Бога на земле. | ||
Патриархальная теория | Аристотель | |
Граждане —активно участвуют в формировании государства, уступают ему часть своей естественной свободы. | ||
Ирригационная теория | ||
Все люди, как и животные, делятся на две группы: хищников и травоядных, сильных и слабых. | ||
Классовая теория | К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин |
4. Напишите небольшое эссе по высказыванию:
«Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Д. Милль).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 10. ПРИЗНАКИ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
1. Прочитайте высказывания:
«Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры. Совсем излишне входить в толки о разности форм правления и разыскивать, где государь самовластнее и где ограниченнее. Тиран, где б он ни был, есть тиран, и право народа спасать бытие свое пребывает вечно и везде непоколебимо». (Д. И. Фонвизин)
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее...» (Новый Завет)
Какие представления о государстве отражены в данных цитатах? Чем отличаются позиции авторов документов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. __________________________ — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками
Фрагмент 2.______________________- это верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами
Фрагмент 3._______________________ суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную ________________ (на суше, на воде и в воздухе), обладает своими органами государственной ________________ и управления, карательными органами, органами правосудия, армией.
3. Охарактеризуйте каждый из универсальных признаков государства:
Суверенитет________________________________________________________________________________________________________________________________
Территория__________________________________________________________________________________________________________________________________
Особые группы людей, объединенных в органы власти, управления__________________________________________________________________________________________________________________________________
Издание законов, создание права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитайте фрагмент из книги Г.Еллинека «Общее учение о государстве»:
«Самым могущественным социальным фактором силы является государство. Народ государства совпадает с территорией властвования государства. Суверенная государственная власть означает власть, не знающую над собой никакой высшей власти; она является в то же время независимой и верховной властью.Первый признак проявляется преимущественно вовне, в сношениях суверенного государства с другими державами, второй — во внутренних отношениях. Оба признака неразрывно связаны друг с другом. …Функции властвования, отправляемые государством в силу данных исторических условий, конструируются как необходимые последствия суверенитета. Государственная власть осуществляла функцию законодательства, юрисдикцию, право помилования, назначения должностных лиц, монетную регалию и т. д.»
В чем сущность государственного суверенитета? Проиллюстрируйте его проявления на конкретных примерах.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Одним из важнейших символов государства является герб. На гербах каких государств встречаются изображения орла, льва, белоголового орла?
______________________________________________________________________ Как вы думаете, почему на гербах государств столь часто встречаются изображения животных и птиц?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________Как, по вашему мнению, власть и общество должны относиться к людям, которые неуважительно относятся к символике государства, оскорбляют их? Можно ли использовать изображения государственных символов в рекламе? Выскажите свое мнение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Нарисуйте изображение государственного флага России. Какие государственные флаги были у нашего государства в прошлом?
7. Какие вы знаете государственные праздники РФ. Перечислите любые три из них.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 11 — 12. ФОРМЫПРАВЛЕНИЯ: МОНАРХИИ И РЕСПУБЛИКИ. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1. Прочитайте высказывания:
«В большом государстве множественность дел требует самого быстрого их отправления, забота о его обороне также требует величайшей поспешности в исполнении приказов. В этом случае форма правления должна быть, следовательно, монархической». (Ж.-П. Марат)
«Слишком большая власть, внезапно обретенная одним из граждан при республике, превращает последнюю в монархию или в кое-что еще похуже. Народу всегда наследует деспот». (Н. Шамфор)
Какие проблемы затрагивают авторы высказываний? Прокомментируйте высказывания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1.Конституционная (________________) монархия — самый распространенный вид __________________ в настоящее время. В конституционных монархиях власть венценосной особы не безгранична. Рамки этой власти четко очерчены _________________, конституцией.
Фрагмент 2. Монархии различаются и по форме ________________________. Власть монарха имеет, как правило, _________________ характер, она переходит от одного представителя династии (царствующего дома) к другому в определенном порядке, установленном законом.
Фрагмент 3. __________________ республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует.
Фрагмент 4. ____________________республика отличается верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра.
Фрагмент 5. Президент Российской Федерации является _____________ государства, гарантом Конституции РФ, прав и _____________ человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
3. Какие качества характера, по мнению поэта (Фирдоуси А. «Шахнаме»), должны быть у правителя?
Так будь разумным, щедрым, справедливым. Страна счастлива — будет царь счастливым. Лжи приближаться к трону запрети, Ходи всегда по правому пути. Для добрых дел сокровищ не жалей; Они стране — как влага для полей. | А если шах жесток, и скуп, и жаден, Труд подданных тяжел и безотраден. Коль падишах гневлив, едва ль народ Его владыкой мудрым назовет. Коль шах на миг допустит в сердце страх, То может осмелеть соседний шах. Будь мудр и тверд в сей жизни многобедной И всем явленьям в мире цену ведай. |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли дополнить советы правителю?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Охарактеризуйте форму правления, обозначенную словами: «Король царствует, но не правит».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему, на ваш взгляд, в основе слова «республика» лежит смысл «общее дело»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу: «Формы правления в современном мире»
Монархии | ||
парламентарные | абсолютные | дуалистические |
Республики | ||
президентские | парламентские | смешанные |
7. Напишите небольшое эссе по теме: «Наилучшая власть — та, которая делает себя излишней» (В. Гумбольдт)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 11. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.
1. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор формы территориально-государственного устройства? Укажите и обоснуйте не менее трех факторов.
1) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. ___________________- это такая форма территориально-государственного устройства, которая относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами общественной жизни.
Фрагмент 2. ________________ — это государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации.
Фрагмент 3. Современная Россия по своему территориально-государственному устройству является ________________________ государством.
Фрагмент 4. Особой формой территориально-государственного устройства является __________________ — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицы, конституции, гражданство.
3. Заполните таблицу «Формы территориально-государственного устройства».
Линии сравнения | Унитарное государство | Федерация |
характер законодательства | ||
структура органов государственной власти | ||
гражданство | ||
судебная система |
4. Напишите ответы на вопросы:
Что понимается под «правом наций на самоопределение»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие формы и способы национального самоопределения вы знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________Что такое «культурно-национальная автономия»? Приведите примеры подобных автономий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Важное значение в становлении объединенной Европы имеет Лиссабонский договор. Это новый шаг по пути интеграции. Евросоюз получает единого главу, избираемого на 2,5 года, становится реальным проведение единой внешней политики. Как на ваш взгляд, угрожает ли Лиссабонский договор суверенности ратифицировавших его государств?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Напишите ответы на вопросы:
Какие виды субъектов РФ выделяются в Конституции?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими нормативными актами регулируется статус субъекта РФ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой принцип положен в основу федеративного устройства РФ(территориальный, этнонациональный, смешанный)? Объясните причины.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 14. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ДЕМОКРАТИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ, АВТОРИТАРИЗМ.
1. Прочитайте высказывания:
В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости… (Б. Спиноза)
Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством. (В. В. Розанов)
Каковы особенности демократического политического устройства? В чем сущность демократии?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. ______________________________ определяет те способы, методы, с помощью которых государство осуществляет свою власть, управляет обществом. Главным в характеристике ________________________ является то соотношение интересов, которое складывается между обществом и государством.
Фрагмент 2. Под _________________________ понимается такой политический режим, который основывается на жесткой ____________________. Он характеризуется полным контролем государства над жизнью общества и частной жизнью граждан.
Фрагмент 3. Само слово «__________________» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком ________________ является признание воли народа в качестве источника власти.
Фрагмент 4. Демократическое государство часто называют __________________, подчеркивая тем самым, что демократическая власть действует в строгом соответствии с законом.
3. Обозначьте буквой «Д» высказывания, характеризующие демократический режим, буквой «Т» — тоталитарный, буквой «А» — авторитарный.
1. «Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить, что пожелают, а я буду делать, что пожелаю» (Фридрих Великий) | |
2. «Что собственною волею избирает человек, то и любит он» (В. Ф. Малиновский) | |
3. Этот режим «...стремится не к деспотическому господству над людьми, а к установлению такой системы, в которой люди совершенно не нужны» (Х. Аренд) | |
4. «...государство устанавливает неопровержимые догмы и меняет их со дня на день» (Дж. Оруэлл) | |
5. «Не нужно сидеть у приемника, чтобы узнать результаты выборов»(Ф. Мориак) | |
6. «Птица в клетке не знает, что она не может летать» (Ж. Ренан) |
4. Заполните схему «Виды политических режимов», приведите исторические примеры каждого из них:
5. Напишите небольшое эссе по теме: Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа. (А. Линкольн)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Современное государство называют правовым. Перечислите признаки правового государства.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Составьте сравнительную таблицу «Демократия и тоталитаризм».
Линия сравнения | Тоталитарное государство | Демократическое государство |
полномочия главы государства | ||
способ формирования и место представительных учреждений | ||
наличие разделения властей | ||
полномочия исполнительных органов | ||
права оппозиции | ||
защита частной жизни граждан |
§ 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
1. Как вы понимаете определение «партия — коллективный политический лидер»? Могут ли быть в рядах одной партии люди с различными интересами, придерживающиеся различных взглядов? Нужны ли внутренние споры, дискуссии в партийных рядах? Выскажите свое суждение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Объединением, непосредственно ставящим перед собой задачи овладеть государственной _____________, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев, является ____________________________.
Фрагмент 2. Партии разрабатывают ________________, содержащие концепции развития страны, крупнейшие из них имеют свои «мозговые центры» — научно-исследовательские институты, фонды, в которых сосредоточены лучшие кадры ученых-политологов, историков, экономистов, правоведов.
Фрагмент 3. Наиболее распространенная классификация партий — по принципу их ________________________ базы. Программы большинства из существующих в мире политических партий основываются на четырех основных идеологиях: консерватизм, либерализм, социал-демократия, марксизм
3. Рассмотрите любую из известных вам политических партий с точки зрения перечисленных в таблице признаков:
Название политической партии ________________________________________
цель партии - участие в осуществлении политической власти | |
члены партии имеют общие политические интересы | |
партия имеет свою организацию | |
в партии четко выделяется руководящее ядро, лидеры | |
партия имеет свое имущество, финансы, использует средства массовой информации | |
наличие определенных символов, значков, знамен |
4. Заполните таблицу: «Типы политических партий»
принципы классификации | примеры | |
по составу | массовые кадровые | |
по отношению к закону | легальные нелегальные | |
по отношению к власти | правящие оппозиционные | |
по охвату территории | региональные общегосударственные транснациональные | |
по средствам и методам борьбы | умеренные радикальные | |
по месту в политическом пространстве | правые левые центристские | |
по идеологии | консервативные либеральные социал-демократические коммунистические националистические |
5. Прочитайте фрагмент из книги французского политолога М.Дюверже «Политические партии»:
«Многопартийность нередко смешивают с отсутствием партий. Страна, где общественное мнение расколото на многочисленные, но недолговечные, эфемерные и быстро меняющиеся группы, не соответствует подлинному понятию многопартийности: она переживает еще предысторию партий и находится в той фазе общей эволюции, к которой различие двухпартийности и многопартийности совершенно неприменимо, поскольку нет еще настоящих партий».
На основе приведенного текста дайте определение многопартийности. Приведите исторические примеры развития многопартийности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 16. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО.
1. Прочитайте высказывание: