Независимость властей, равные права, верховенство закона, цензура, плюрализм, многопартийность.




Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ: ___________________________.

 

В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:

1) общества защиты прав потребителей
2) Министерство образования
3) ассоциация педагогов «Демократическая школа»
4) районный суд
5) объединение жильцов микрорайона
6) управление внутренних дел

Ответ:___________________________

 

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1) Накануне вечером прошли завершающие предвыборные дебаты.
2) По итогам интерактивного опроса граждан победу в них одержал кандидат в президенты от оппозиционной партии.
3) Предполагаем, что действующему президенту придется серьезно активизировать свою предвыборную компанию в оставшееся до выборов время.
4) Думается, что все мы будем свидетелями ожесточенной политической борьбы в ближайшие дни.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

 


Глава 3

Право — регулятор жизни общества

§ 18. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В ПРОШЛОМ И В НАСТОЯЩЕМ

1. Прочитайте высказывание Ч. Беккария:

Хо­ти­те пре­ду­пре­дить пре­ступ­ле­ния? Сде­лай­те так, что­бы за­ко­ны бы­ли яс­ны­ми, про­сты­ми, что­бы вся си­ла на­ции бы­ла со­сре­до­то­че­на на их за­щи­те и что­бы ни од­на часть этой си­лы не на­прав­ля­лась на их унич­то­же­ние.

Сде­лай­те так, что­бы за­ко­ны мень­ше по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли со­сло­ви­ям, чем са­мим лю­дям. Сде­лай­те так, что­бы лю­ди бо­я­лись их и толь­ко их. Страх пе­ред за­ко­на­ми бла­го­де­те­лен, но страх че­ло­ве­ка пе­ред че­ло­ве­ком ги­бе­лен и по­рож­да­ет пре­ступ­ле­ния. По­ра­бо­щен­ные лю­ди все­гда бо­лее сла­с­то­лю­би­вы, рас­пут­ны и же­с­то­ки, чем сво­бод­ные лю­ди.

Вы­де­ли­те ос­нов­ные мыс­ли в вы­ска­зы­ва­нии ита­ль­ян­ско­го про­све­ти­те­ля. Со­глас­ны ли вы с тем, что лю­дям не­об­хо­дим страх пе­ред за­ко­на­ми?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________По­яс­ни­те свою точ­ку зре­ния. Как «си­ла на­ции» долж­на со­сре­до­то­чи­вать­ся на за­щи­те за­ко­нов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагменты текста:

Фрагмент 1. Правом называется совокупность общеобязательных _______________ поведения (норм), установленных государством и охраняемых его __________. Такое право называется ________________, так как нормы права созда­ются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

Фрагмент 2. Право обеспечивается и защищается ____________________, в то время как все иные ______________________ нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством или же, напротив, отвергаться им, ес­ли они вступают в противоречие с действием правовых установлений.

Фрагмент 3. Нормы права обязательно выражены в четко определен­ной _________________, закреплены в законах, судебных решениях, других источни­ках. Нормам права присуща внутренняя ______________, единство, непротиворе­чивость

3. Продолжите высказывания:

1) В отличие от морали, право ___________________________________________

2) Право отображает ___________________________________________________

3) И право и мораль в равной мере _______________________________________

4. Заполните пропуски в таблице: «Признаки права»

Признак права Характеристика признака права
общеобязательность для всех  
гарантированность и обеспеченность государством  
  Закреплены в законах, судебных решениях, других источни­ках.

 

5. Подберите в сборниках афоризмов или в Интернет латинские правовые изречения. Запишите их.

1) ___________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________

3) ___________________________________________________________________

6. Запишите названия древнейших памятников права, известных вам из курса истории:

Древний Вавилон______________________________________________________

Древняя Греция________________________________________________________

Древний Рим __________________________________________________________

Раннее Средневековье __________________________________________________

Древняя Русь __________________________________________________________

Англия XIII века_______________________________________________________

Франция XIX века______________________________________________________

7. Напишите небольшое эссе по теме: «Го­су­дар­ст­вен­ное ус­т­рой­ст­во из­ве­ст­ной эпо­хи есть ре­зуль­тат ее преж­них су­деб» (И. Фих­те)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Перечислите основные признаки современного права:

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

9. Прочитайте высказывания и впишите пропущенные слова:

«Легче составлять _________________, чем исполнять их» (Наполеон)

«____________ что дышло, куда повернешь, туда и вышло» (русская пословица)

«Единственный источник __________________ - общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф.Лассаль)

«__________________ человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы» (К.Ясперс)

«Кто не _______________________ законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от самих себя» (Г.Гейне)

§ 19—20. ИСТОЧНИКИ И НОРМЫПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА.

 

1. Известным российским юристом С.С.Алексеевым дано такое определение правовой нормы: «Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения». Прокомментируйте авторскую точку зрения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. __________________ законы принимаются законодательными органами государст­ва и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Иногда они объединяются в ____________, каждый из которых имеет свою специфику.

Фрагмент 2. _____________________ акты — нормативные документы государственного органа, изданные на основе закона и для его исполнения.

Фрагмент 3. Еще в эпоху римского права был сформулирован принцип, согласно которому закон не имеет ___________________ силы.

Фрагмент 4. Законы действуют по _________________, т. е. они имеют определенного адре­сата или же распространяются на всех ____________________ страны, лиц без граждан­ства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами

 

3. Заполните схему: «Структура правовой нормы». Проиллюстрируйте каждый элемент конкретными примерыми.

 
 

 

 


4. Заполните таблицу: «Источники права». Проиллюстрируйте каждый из приведенных источников права конкретными примерами.

Название источника права Характеристика Примеры
правовой обычай    
нормативный акт    
договор с нормативным содержанием    
административный прецедент    
судебный прецедент    
обычай делового оборота    
религиозная норма    
корпоративная норма    

5. Заполните пропуски в таблице:

«Основные отрасли права Российской Федерации»

Отрасли права Тип правоотношений Основные источники Примеры
Государственное   Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральное законодательство о выборах  
  отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления   приказ органа управления образованием с администрацией школы; министр отправил своего подчиненного в командировку на объект.
Гражданское   Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ  
    Конституция РФ, Семейный кодекс РФ Супруги заключили брачный договор; Оставшегося сиротой 5-ти летнего мальчика усыновили родственники.
Трудовое   Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ  
  отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний    

 

§ 21. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

1. Прочитайте высказывания:

«Не преступление преступника, а его трусость и безалаберность в совершении преступления заставляет нас относиться к нему с презрением» (Ф.Ницше)

«Освобождение себя от труда есть преступление» (Л.Н.Толстой)

«Каждое преступное деяние имеет двоякое значение – по отношению к личности обвиняемого и по отношению к обществу» (А.Ф.Кони)

Какие проблемы затронуты в высказываниях мыслителей? В чем авторы видят причины преступных деяний?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Законодатель определяет __________________ как общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обще­ству.

Фрагмент 2. ___________________ посягают на наибо­лее важные сферы общественных отношений, влекут за собой более серьезные _________________, и поэтому за их совершение предусматриваются осо­бые наказания.

Фрагмент 3. ___________________ определяются в законодательстве как виновные противоправ­ные действия, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением.

Фрагмент 4. Все _____________________ можно определить также как уголовные правонарушения, т. е. такие деяния, которые нарушают нормы уголовного законодательства и влекут за со­бой наступление _______________ ответственности.

Фрагмент 5. _______________ преступления — то, на что посягает лицо, совершившее преступное деяние, и чему причи­няется или может быть причинен вред.

3. Заполните пропуски в схеме: «Виды проступков». Проиллюстрируйте каждый из них конкретными примерами.

Примеры

1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4.

4. Приведите примеры каждого из признаков правонарушения, заполнив таблицу:

Признак правонарушения Примеры
Деяние, которое может быть совершено в форме действия или без­действия.  
Противоправность — нарушение деянием закона определенной нормы права  
Наказуемость - лицо способно не­сти ответственность за совершенное им деяние  
Виновность — психическое отношение нарушителя к совершенно­му им деянию.  
Общественная опасность — причинение вреда другим людям или обществу в целом.  

5. Перечислите обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину:

Смягчающие вину обстоятельства: Отягчающие вину обстоятельства:
  1. 2. 3. 4. 5.

 

6. Заполните таблицу: «Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность». Приведите примеры и факты.

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность Примеры и факты
Необходимая оборона  
Задержание лица, совершившего преступление  
Крайняя необходимость  
Физическое или психическое принуждение  
Обоснованный риск  
Исполнение приказа или распоряжения.  

7. Про­чи­тай­те вы­ска­зы­ва­ния.

Ж.-П. Ма­рат: «Ес­ли со­раз­ме­рять пре­ступ­ле­ния с на­ка­за­ни­я­ми яв­ля­ет­ся де­лом спра­вед­ли­во­с­ти, то сле­дить за тем, что­бы они ни­ког­да не бы­ли же­с­то­ки­ми, яв­ля­ет­ся де­лом че­ло­веч­но­с­ти. По­это­му-то са­мые мяг­кие на­ка­за­ния пред­по­чти­тель­ны, ког­да они до­сти­га­ют це­ли. Ка­рая ви­нов­но­го, пра­во­су­дие долж­но не столь­ко ис­кать от­мще­ния за по­пран­ный за­кон, сколь­ко сдер­жи­вать тех, кто мог бы со­блаз­нить­ся его по­пра­ни­ем».

Шан Ян: «На­ка­за­ния по­рож­да­ют си­лу, си­ла по­рож­да­ет мо­гу­ще­ст­во, мо­гу­ще­ст­во по­рож­да­ет ве­ли­чие, все­ля­ю­щее тре­пет, а ве­ли­чие, все­ля­ю­щее тре­пет, по­рож­да­ет до­б­ро­де­тель. Итак, до­б­ро­де­тель ве­дет свое про­ис­хож­де­ние от на­ка­за­ния».

С ка­ким из них вы со­глас­ны, а с ка­ки­м мог­ли бы по­спо­рить? Ар­гу­мен­ти­руй­те соб­ст­вен­ную по­зи­цию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Российский адвокат Г.М. Резник подчеркивает: «Право милости – право учитывать при решении вопроса о вине специфические обстоятельства конкретного дела и сообразовывать это решение не только с нормами закона, но и с нравственностью». Раскройте понятие вины. Поясните мысль автора. Приведите аргументы в ее обоснование.

§ 22. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. — ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ СТРАНЫ.

1. Прочитайте высказывание:

«Едва существуют разногласия по вопросу о том, какие конституционные принципы помогут объединить народ. Я думаю, что таким принципом является всеобщая вера в справедливость, доброту, достоинство, милосердие, сотрудничество, честность, качество труда, служение людям и терпение». (С.Коуви)

Выскажите свое мнение по поводу основополагающих принципов конституции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Слово «_________________» появилось еще в античные времена, в Риме. В дословном переводе с латинского языка оно означает «установление, утверждение».

Фрагмент 2. Основ­ной закон Российской Федерации принимается ___________________голосовани­ем (____________________) после открытого обсуждения проекта конституции.

Фрагмент 3. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а го­сударство действует в соответствии с установленными законами, называ­ется __________________________строем.

Фрагмент 4. В Конституции РФ провозглашает­ся создание условий, обеспечивающих _______________________ жизнь и свободное раз­витие человека, охраняются труд и ______________________ людей, устанавливается га­рантированный минимальный ______________ оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Фрагмент 5. Конституция РФ закрепляет в ка­честве единственного источника власти — волю __________________, ведущей ценно­стью признаются права и ________________российских граждан.

3. Перечислите важнейшие особенности Конституции РФ как нормативного документа и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

Особенности Конституции Примеры
     
     
     

4. Напишите небольшое эссе по теме: «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина». (С.Е. Лец)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите годы принятия Конституций российского государства в XX веке и дайте им краткую характеристику:

Российские Конституции

Годы принятия Характерные признаки
   
   
   
   
   

6. Прочитайте главу 1 Конституции РФ 1993 г. и заполните схему:

«Основы конституционного строя»

 

7. Заполните пропуски в таблице: «Конституционализм в России».

Дата Документ Краткая характеристика
1730 г «Кондиции»  
  Н. И. Панин «Кон­ституционная записка»  
  А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»  
1811 г. «Введе­ние к уложению государственных законов» М. М. Сперанского  
1812 г. «Государст­венная уставная грамота Российской империи»  
1881 г.   Проект создания в России представительных органов с совещательными полномочиями
  Манифест «О незыблемости самодержавия» Александра III  
1905—1907 г.г.   Неприкосно­венность личности, свобода слова, совести, собраний, союзов, гарантиро­валась возможность участия населения в выборах своих представителей в Государственную думу

 

§ 23—24. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН РФ.

1.Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина:

Иные, луч­шие, мне до­ро­ги пра­ва,

Иная, луч­шая, по­треб­на мне сво­бо­да.

За­ви­сеть от ца­ря, за­ви­сеть от на­ро­да —

Не все ли нам рав­но? Бог с ни­ми. Ни­ко­му

От­че­та не да­вать, се­бе лишь са­мо­му

Слу­жить и угож­дать; для вла­с­ти, для ли­в­реи

Не гнуть ни со­ве­с­ти, ни по­мыс­лов, ни шеи;

…Вот сча­с­тье! Вот пра­ва…

Как по­ни­мал ве­ли­кий по­эт пра­ва че­ло­ве­ка?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________На­сколь­ко ак­ту­аль­ны се­го­дня вы­ска­зан­ные поэтом мыс­ли?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Существуют различные классификации прав человека. Все они условны, потому что трудно отделить одно право от другого, они взаимосвязаны и создают единый _______________________________ личности.

Фрагмент 2. Наиболее распространенным следует признать разделение прав на _______________ (или гражданские), поли­тические, _____________________ и культурные.

Фрагмент 3. Пер­вое поколение прав, закрепленных в Декларации прав человека и гражда­нина (1789 г., Франция), «Билле о правах» (1791—1792 гг., США), получи­ло название ________________________.

Фрагмент 4. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы явля­ются высшей ____________________. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — _____________________ государства.

Фрагмент 5. Осознание глобальных проблем рождает новое поколение прав — ___________________, носителями которых выступают уже не отдельные личности, а группы людей, все человечество в целом.

Фрагмент 6. _____________________ — это мера ответственности гражданина перед общест­вом и своим государством, они являются составной частью правового ста­туса личности, тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина.

3. Заполните пропуски в таблице:

«Ос­новные формы выражения общественного мнения по значимым по­литическим вопросам»

Ос­новные формы выражения общественного мнения Краткая характеристика
собрания    
  собрания, которые проводятся на открытом воздухе, — требуется уведомление и согласие городских или районных властей
демонстрации    
  направление по определенному маршруту с определенной целью
пикетирования    

 

4. Перечислите основные права человека, закрепленные в Конституции РФ:

Политические права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Личные (гражданские) права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально – экономические права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурные права

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте отрывок из произведения Локка Дж. «Два трактата о правлении»:

«Основной целью вступления людей в общество яв­ляется стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средст­вом для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным зако­ном всех государств является установление законода­тельной власти. Точно так же первым и основным ес­тественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение об­щества и в той мере, в какой это будет совпадать с об­щественным благом каждого члена общества.

Та власть, которую каждый отдельный чело­век передал обществу,когда он вступил в него, ни­когда не может снова вернуться к отдельным людям, до тех пор, пока общество продолжает существо­вать. <...>

Следовательно, когда общество вручило законода­тельную власть какому-либо собранию людей для то­го, чтобы эта власть находилась у них и их преемни­ков, и это собрание имеет право и полномочие назна­чать таких преемников, то законодательная власть не может вернуться к народудо тех пор, пока суще­ствует данный государственный строй»

Что, по мнению Дж. Локка, должно составлять ос­нову существования гражданского общества? Как он обос­новывал свою мысль?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что, по мнению философа, является единственной целью объединения людей в государство? Вам хотелось бы поддержать эту идею или опровергнуть ее?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы считаете, в чем Дж. Локк предвосхитил ны­нешнее время, а в чем его взгляды безнадежно устарели?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте пропущенные слова в определении:

«Омбудсмен - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением __________________________ разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями».

7. Что понимается в законе под правами потребителей? Проиллюстрируйте конкретными примерами нарушение потребительских прав.

Примеры Права потребителей
  право на информацию
  право на безопасность
  право быть услышанным

8. Напишите небольшое эссе по теме: «Где пра­ва си­ла, там бес­силь­но пра­во» (Япон­ская по­сло­ви­ца).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Обоснуйте тезис о единстве прав и обязанностей субъектов правоотношений. Почему правоведы убеждены, что только в пакете с обязанностями, гражданин может гарантированно обеспечить соблюдение своих прав и свобод?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 25. ОРГАНЫСУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫРФ.

1. Прочитайте высказывание:

«Суд вообще, а суд присяжных в особенности – не мертвый механизм, а живой организм. Его самодеятельность должна быть направлена на оценку всего, что пред ним происходит – и не излишние показания против подсудимого пред ним опасны, а показания, против которых не предоставлено подсудимому возможности защищаться» (А.Ф.Кони).

В чем видит известный российский юрист назначение и сущность судопроизводства?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Среди органов, призванных охранять и защи­щать правопорядок, законные права и свободы граждан, ведущее место принадлежит __________________.

Фрагмент 2. Суды действуют строго на основании ________________ РФ, закрепляющей основные принципы демократического судопроизводства, утвердившиеся в большинстве стран цивилизованного мира.

Фрагмент 3. Согласно Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела перед судом с участием _______________ заседателей. В качестве присяжных заседателей привлекаются рядовые граждане, достигшие возраста ________ лет, несудимые.

Фрагмент 4. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административ­ным и иным делам является ________________________ РФ.

Фрагмент 5. Высший ______________________ Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и некоторых иных дел.

2. Напишите определение понятий:

Прокуратура –

______________________________________________________________________

Адвокатура –

______________________________________________________________________

Нотариат –

______________________________________________________________________

3. Продолжите высказывания:

Правоохранительную деятельность осуществляют

______________________________________________________________________

Если вы стали свидетелем преступления, вам необходимо

______________________________________________________________________

4. Заполните схему « Судебная власть РФ»

5. Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками.

  ПРОФЕССИИ   ПРИЗНАКИ
1 1) прокурор А) оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, выступает от лица защиты в суде по уголовным делам
2 2) адвокат Б) выступает в качестве государственного обвинителя в суде по уголовным делам
3 3) нотариус В) проводит предварительное следствие, собирает и проверяет обстоятельства дела
4 4) судья Г) оформляет доверенность на право пользования имуществом
    Д) разрешает правовые споры, определяет наказание тем лицам, которые виновны в совершении преступления.

Полученный ответ в виде набора букв впишите в специальную таблицу.

1. 2. 3. 4.
       

6. Проанализируйте ситуации, определите, к кому надо обращаться в каждом из приведенных ситуаций.

Ситуации Организации
Гражданин приехал после выходных с дачи и обнаружил взломанной дверь в квартиру соседа.  
Гражданке необходимо оформить доверенность на вождение принадлежащего ей автомобиля на знакомого.  
Гражданин принял решение оформить завещание на имя внука.  
В результате публикации в газете пострадала деловая репутация фирмы. Руководство фирмы должно обратиться за защитой своей репутации.  
Гражданин увидел в окно своей квартиры, как неизвестные вскрывают дверцу машины соседа.  
Гражданке необходимо обжаловать незаконные действия сотрудника милиции.  
Гражданина незаконно уволили с предприятия.  

 

7. Укажите любые три основных принципа демократического судопроизводства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите небольшое эссе по теме: «Ни адвокат, ни тем паче судья при исполнении своих обязанностей не имеют права поддаваться собственным чувствам» (Р.Л.Стивенсон)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

§ 26. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.

1. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. _____________________ право — система юри­дических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении вза­имных прав и обязанностей сторон.

Фрагмент 2. Важное место в системе международного права занимают вопросы _________________ прав и свобод граждан. Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основ­ных прав и свобод человека несет Генеральная _______________ ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (________________).

Фрагмент 3. В _______________г. был создан Комитет по правам человека, состоящий из ____________экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и при­знанной компетентностью в области прав человека».

Фрагмент 4.Защите прав человека отводится значительное место в работе Органи­зации по ________________ и сотрудничеству в Европе (_______).

Фрагмент 5. Законы и обычаи _______________ — часть международного права, регулирующая отноше­ния между участниками военного конфликта, а также их отношения с не участвующими в конфликте государствами.

Фрагмент 6. _________________________________ право — отрасль международного пра­ва, в которую входит совокупность норм, предусматривающих защиту жертв войны и других вооруженных конфликтов.

2. Заполните пропуски в таблице:

«Из истории формирования международного права»

Дата Международно-правовой документ Характеристика документа
911 г. договор князя Олега с Византией  
1778 г. Декларация о вооруженном нейтралитете  
Вторая половина XIX века   Идеи по разоружению в Европе.
1919 г. Создание Лиги Наций  
1945 г. Создание Организации Объединенных Наций  

3. По датам создания основных конвенций, содержащих нормы и правила ведения войны, определите название конвенции:

1856 г.

__________________________________________________________________

1907 г.

__________________________________________________________________

1925 г.

__________________________________________________________________

1936 г.

__________________________________________________________________

1949 г.

__________________________________________________________________

1954 г.

__________________________________________________________________

1977 г.

__________________________________________________________________

4. Перечислите основные правила и нормы, налагающие за­преты на ведение военных действий:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

 

5. Дайте краткую характеристику и определите вид запрещенных средств ведения войны, заполнив пропуски в таблице:

Вид запрещенного средства ведения войны Краткая характеристика
Отравленное оружие  
  запрещено применение удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств.
Ядерное оружие  
Разрывные пули  
  запрещены мины-игрушки, предписывает­ся четкое обозначение мин на местности.
Подводные мины  
  запрещено использование зажигательных средств (например, напалма) против мирного населения и мирных объек­тов, лесов и иной растительности.
Лазерное оружие  
Шариковые и игольчатые бомбы и снаряды  

ГОТОВИМСЯ К ГИА

Право — регулятор жизни общества

Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый

1) исключительно силой общественного мнения
2) мнением авторитетных людей
3) привычками и традициями людей
4) силой государственного принуждения

Из представленных ниже предложений выберите то, которое соответствует определению понятия «гражданин»:

1) Гражданин – любой человек, проживающий на территории определенного государства.
2) Гражданин – любой человек, приехавший на жительство определенного государства.
3) Гражданин – человек, соблюдающий законы определенного государства.
4) Гражданин, это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан.

Верны ли следующие суждения?

А. Дружеские отношения не относятся к юридическим фактам.

Б. Наводнения, землетрясения, пожары считаются юридическими фактами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

 

Вердикт присяжных заседателей о невиновности подсудимого для судьи

1) имеет рекомендательное значение, на усмотрение судьи-профессионала
2) принимается или отвергается при обсуждении судьи и присяжных заседателей
3) носит обязательный характер для принятия судебного решения
4) может стать поводом для вынесения судьей решения о роспуске данного состава присяжных заседателей

 

Верны ли следующие суждения?

А) Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все текущие законы и подзаконные акты

Б) Конституция РФ принимается Федеральным Собранием большинством голосов

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)

1) интересы государства
2) права и свободы человека
3) нерушимость границ
4) неотвратимость наказания

Главой государства по Конституции РФ является



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: