Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________.
В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:
1) | общества защиты прав потребителей |
2) | Министерство образования |
3) | ассоциация педагогов «Демократическая школа» |
4) | районный суд |
5) | объединение жильцов микрорайона |
6) | управление внутренних дел |
Ответ:___________________________
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Накануне вечером прошли завершающие предвыборные дебаты. |
2) | По итогам интерактивного опроса граждан победу в них одержал кандидат в президенты от оппозиционной партии. |
3) | Предполагаем, что действующему президенту придется серьезно активизировать свою предвыборную компанию в оставшееся до выборов время. |
4) | Думается, что все мы будем свидетелями ожесточенной политической борьбы в ближайшие дни. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Глава 3
Право — регулятор жизни общества
§ 18. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В ПРОШЛОМ И В НАСТОЯЩЕМ
1. Прочитайте высказывание Ч. Беккария:
Хотите предупредить преступления? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите и чтобы ни одна часть этой силы не направлялась на их уничтожение.
Сделайте так, чтобы законы меньше покровительствовали сословиям, чем самим людям. Сделайте так, чтобы люди боялись их и только их. Страх перед законами благодетелен, но страх человека перед человеком гибелен и порождает преступления. Порабощенные люди всегда более сластолюбивы, распутны и жестоки, чем свободные люди.
|
Выделите основные мысли в высказывании итальянского просветителя. Согласны ли вы с тем, что людям необходим страх перед законами?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Поясните свою точку зрения. Как «сила нации» должна сосредоточиваться на защите законов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагменты текста:
Фрагмент 1. Правом называется совокупность общеобязательных _______________ поведения (норм), установленных государством и охраняемых его __________. Такое право называется ________________, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
Фрагмент 2. Право обеспечивается и защищается ____________________, в то время как все иные ______________________ нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством или же, напротив, отвергаться им, если они вступают в противоречие с действием правовых установлений.
Фрагмент 3. Нормы права обязательно выражены в четко определенной _________________, закреплены в законах, судебных решениях, других источниках. Нормам права присуща внутренняя ______________, единство, непротиворечивость
|
3. Продолжите высказывания:
1) В отличие от морали, право ___________________________________________
2) Право отображает ___________________________________________________
3) И право и мораль в равной мере _______________________________________
4. Заполните пропуски в таблице: «Признаки права»
Признак права | Характеристика признака права |
общеобязательность для всех | |
гарантированность и обеспеченность государством | |
Закреплены в законах, судебных решениях, других источниках. |
5. Подберите в сборниках афоризмов или в Интернет латинские правовые изречения. Запишите их.
1) ___________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________
6. Запишите названия древнейших памятников права, известных вам из курса истории:
Древний Вавилон______________________________________________________
Древняя Греция________________________________________________________
Древний Рим __________________________________________________________
Раннее Средневековье __________________________________________________
Древняя Русь __________________________________________________________
Англия XIII века_______________________________________________________
Франция XIX века______________________________________________________
7. Напишите небольшое эссе по теме: «Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб» (И. Фихте)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечислите основные признаки современного права:
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
|
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
9. Прочитайте высказывания и впишите пропущенные слова:
«Легче составлять _________________, чем исполнять их» (Наполеон)
«____________ что дышло, куда повернешь, туда и вышло» (русская пословица)
«Единственный источник __________________ - общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф.Лассаль)
«__________________ человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы» (К.Ясперс)
«Кто не _______________________ законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от самих себя» (Г.Гейне)
§ 19—20. ИСТОЧНИКИ И НОРМЫПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА.
1. Известным российским юристом С.С.Алексеевым дано такое определение правовой нормы: «Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения». Прокомментируйте авторскую точку зрения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. __________________ законы принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Иногда они объединяются в ____________, каждый из которых имеет свою специфику.
Фрагмент 2. _____________________ акты — нормативные документы государственного органа, изданные на основе закона и для его исполнения.
Фрагмент 3. Еще в эпоху римского права был сформулирован принцип, согласно которому закон не имеет ___________________ силы.
Фрагмент 4. Законы действуют по _________________, т. е. они имеют определенного адресата или же распространяются на всех ____________________ страны, лиц без гражданства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами
3. Заполните схему: «Структура правовой нормы». Проиллюстрируйте каждый элемент конкретными примерыми.
4. Заполните таблицу: «Источники права». Проиллюстрируйте каждый из приведенных источников права конкретными примерами.
Название источника права | Характеристика | Примеры |
правовой обычай | ||
нормативный акт | ||
договор с нормативным содержанием | ||
административный прецедент | ||
судебный прецедент | ||
обычай делового оборота | ||
религиозная норма | ||
корпоративная норма |
5. Заполните пропуски в таблице:
«Основные отрасли права Российской Федерации»
Отрасли права | Тип правоотношений | Основные источники | Примеры |
Государственное | Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральное законодательство о выборах | ||
отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления | приказ органа управления образованием с администрацией школы; министр отправил своего подчиненного в командировку на объект. | ||
Гражданское | Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ | ||
Конституция РФ, Семейный кодекс РФ | Супруги заключили брачный договор; Оставшегося сиротой 5-ти летнего мальчика усыновили родственники. | ||
Трудовое | Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ | ||
отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний |
§ 21. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
1. Прочитайте высказывания:
«Не преступление преступника, а его трусость и безалаберность в совершении преступления заставляет нас относиться к нему с презрением» (Ф.Ницше)
«Освобождение себя от труда есть преступление» (Л.Н.Толстой)
«Каждое преступное деяние имеет двоякое значение – по отношению к личности обвиняемого и по отношению к обществу» (А.Ф.Кони)
Какие проблемы затронуты в высказываниях мыслителей? В чем авторы видят причины преступных деяний?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Законодатель определяет __________________ как общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.
Фрагмент 2. ___________________ посягают на наиболее важные сферы общественных отношений, влекут за собой более серьезные _________________, и поэтому за их совершение предусматриваются особые наказания.
Фрагмент 3. ___________________ определяются в законодательстве как виновные противоправные действия, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением.
Фрагмент 4. Все _____________________ можно определить также как уголовные правонарушения, т. е. такие деяния, которые нарушают нормы уголовного законодательства и влекут за собой наступление _______________ ответственности.
Фрагмент 5. _______________ преступления — то, на что посягает лицо, совершившее преступное деяние, и чему причиняется или может быть причинен вред.
3. Заполните пропуски в схеме: «Виды проступков». Проиллюстрируйте каждый из них конкретными примерами.
Примеры
1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
4. Приведите примеры каждого из признаков правонарушения, заполнив таблицу:
Признак правонарушения | Примеры |
Деяние, которое может быть совершено в форме действия или бездействия. | |
Противоправность — нарушение деянием закона определенной нормы права | |
Наказуемость - лицо способно нести ответственность за совершенное им деяние | |
Виновность — психическое отношение нарушителя к совершенному им деянию. | |
Общественная опасность — причинение вреда другим людям или обществу в целом. |
5. Перечислите обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину:
Смягчающие вину обстоятельства: | Отягчающие вину обстоятельства: |
1. 2. 3. 4. 5. |
6. Заполните таблицу: «Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность». Приведите примеры и факты.
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность | Примеры и факты |
Необходимая оборона | |
Задержание лица, совершившего преступление | |
Крайняя необходимость | |
Физическое или психическое принуждение | |
Обоснованный риск | |
Исполнение приказа или распоряжения. |
7. Прочитайте высказывания.
Ж.-П. Марат: «Если соразмерять преступления с наказаниями является делом справедливости, то следить за тем, чтобы они никогда не были жестокими, является делом человечности. Поэтому-то самые мягкие наказания предпочтительны, когда они достигают цели. Карая виновного, правосудие должно не столько искать отмщения за попранный закон, сколько сдерживать тех, кто мог бы соблазниться его попранием».
Шан Ян: «Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания».
С каким из них вы согласны, а с каким могли бы поспорить? Аргументируйте собственную позицию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Российский адвокат Г.М. Резник подчеркивает: «Право милости – право учитывать при решении вопроса о вине специфические обстоятельства конкретного дела и сообразовывать это решение не только с нормами закона, но и с нравственностью». Раскройте понятие вины. Поясните мысль автора. Приведите аргументы в ее обоснование.
§ 22. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. — ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ СТРАНЫ.
1. Прочитайте высказывание:
«Едва существуют разногласия по вопросу о том, какие конституционные принципы помогут объединить народ. Я думаю, что таким принципом является всеобщая вера в справедливость, доброту, достоинство, милосердие, сотрудничество, честность, качество труда, служение людям и терпение». (С.Коуви)
Выскажите свое мнение по поводу основополагающих принципов конституции.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Слово «_________________» появилось еще в античные времена, в Риме. В дословном переводе с латинского языка оно означает «установление, утверждение».
Фрагмент 2. Основной закон Российской Федерации принимается ___________________голосованием (____________________) после открытого обсуждения проекта конституции.
Фрагмент 3. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с установленными законами, называется __________________________строем.
Фрагмент 4. В Конституции РФ провозглашается создание условий, обеспечивающих _______________________ жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и ______________________ людей, устанавливается гарантированный минимальный ______________ оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Фрагмент 5. Конституция РФ закрепляет в качестве единственного источника власти — волю __________________, ведущей ценностью признаются права и ________________российских граждан.
3. Перечислите важнейшие особенности Конституции РФ как нормативного документа и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
Особенности Конституции | Примеры |
4. Напишите небольшое эссе по теме: «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина». (С.Е. Лец)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите годы принятия Конституций российского государства в XX веке и дайте им краткую характеристику:
Российские Конституции
Годы принятия | Характерные признаки |
6. Прочитайте главу 1 Конституции РФ 1993 г. и заполните схему:
«Основы конституционного строя»
7. Заполните пропуски в таблице: «Конституционализм в России».
Дата | Документ | Краткая характеристика |
1730 г | «Кондиции» | |
Н. И. Панин «Конституционная записка» | ||
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | ||
1811 г. | «Введение к уложению государственных законов» М. М. Сперанского | |
1812 г. | «Государственная уставная грамота Российской империи» | |
1881 г. | Проект создания в России представительных органов с совещательными полномочиями | |
Манифест «О незыблемости самодержавия» Александра III | ||
1905—1907 г.г. | Неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний, союзов, гарантировалась возможность участия населения в выборах своих представителей в Государственную думу |
§ 23—24. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН РФ.
1.Прочитайте фрагмент стихотворения А.С. Пушкина:
Иные, лучшие, мне дороги права,
Иная, лучшая, потребна мне свобода.
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
…Вот счастье! Вот права…
Как понимал великий поэт права человека?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Насколько актуальны сегодня высказанные поэтом мысли?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Существуют различные классификации прав человека. Все они условны, потому что трудно отделить одно право от другого, они взаимосвязаны и создают единый _______________________________ личности.
Фрагмент 2. Наиболее распространенным следует признать разделение прав на _______________ (или гражданские), политические, _____________________ и культурные.
Фрагмент 3. Первое поколение прав, закрепленных в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция), «Билле о правах» (1791—1792 гг., США), получило название ________________________.
Фрагмент 4. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ____________________. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — _____________________ государства.
Фрагмент 5. Осознание глобальных проблем рождает новое поколение прав — ___________________, носителями которых выступают уже не отдельные личности, а группы людей, все человечество в целом.
Фрагмент 6. _____________________ — это мера ответственности гражданина перед обществом и своим государством, они являются составной частью правового статуса личности, тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина.
3. Заполните пропуски в таблице:
«Основные формы выражения общественного мнения по значимым политическим вопросам»
Основные формы выражения общественного мнения | Краткая характеристика |
собрания | |
собрания, которые проводятся на открытом воздухе, — требуется уведомление и согласие городских или районных властей | |
демонстрации | |
направление по определенному маршруту с определенной целью | |
пикетирования |
4. Перечислите основные права человека, закрепленные в Конституции РФ:
Политические права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личные (гражданские) права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социально – экономические права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Культурные права
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Прочитайте отрывок из произведения Локка Дж. «Два трактата о правлении»:
«Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. Точно так же первым и основным естественным законом, которому должна подчиняться сама законодательная власть, является сохранение общества и в той мере, в какой это будет совпадать с общественным благом каждого члена общества.
Та власть, которую каждый отдельный человек передал обществу,когда он вступил в него, никогда не может снова вернуться к отдельным людям, до тех пор, пока общество продолжает существовать. <...>
Следовательно, когда общество вручило законодательную власть какому-либо собранию людей для того, чтобы эта власть находилась у них и их преемников, и это собрание имеет право и полномочие назначать таких преемников, то законодательная власть не может вернуться к народудо тех пор, пока существует данный государственный строй»
Что, по мнению Дж. Локка, должно составлять основу существования гражданского общества? Как он обосновывал свою мысль?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что, по мнению философа, является единственной целью объединения людей в государство? Вам хотелось бы поддержать эту идею или опровергнуть ее?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы считаете, в чем Дж. Локк предвосхитил нынешнее время, а в чем его взгляды безнадежно устарели?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вставьте пропущенные слова в определении:
«Омбудсмен - специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением __________________________ разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями».
7. Что понимается в законе под правами потребителей? Проиллюстрируйте конкретными примерами нарушение потребительских прав.
Примеры | Права потребителей |
право на информацию | |
право на безопасность | |
право быть услышанным |
8. Напишите небольшое эссе по теме: «Где права сила, там бессильно право» (Японская пословица).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Обоснуйте тезис о единстве прав и обязанностей субъектов правоотношений. Почему правоведы убеждены, что только в пакете с обязанностями, гражданин может гарантированно обеспечить соблюдение своих прав и свобод?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 25. ОРГАНЫСУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫРФ.
1. Прочитайте высказывание:
«Суд вообще, а суд присяжных в особенности – не мертвый механизм, а живой организм. Его самодеятельность должна быть направлена на оценку всего, что пред ним происходит – и не излишние показания против подсудимого пред ним опасны, а показания, против которых не предоставлено подсудимому возможности защищаться» (А.Ф.Кони).
В чем видит известный российский юрист назначение и сущность судопроизводства?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Среди органов, призванных охранять и защищать правопорядок, законные права и свободы граждан, ведущее место принадлежит __________________.
Фрагмент 2. Суды действуют строго на основании ________________ РФ, закрепляющей основные принципы демократического судопроизводства, утвердившиеся в большинстве стран цивилизованного мира.
Фрагмент 3. Согласно Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела перед судом с участием _______________ заседателей. В качестве присяжных заседателей привлекаются рядовые граждане, достигшие возраста ________ лет, несудимые.
Фрагмент 4. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является ________________________ РФ.
Фрагмент 5. Высший ______________________ Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и некоторых иных дел.
2. Напишите определение понятий:
Прокуратура –
______________________________________________________________________
Адвокатура –
______________________________________________________________________
Нотариат –
______________________________________________________________________
3. Продолжите высказывания:
Правоохранительную деятельность осуществляют
______________________________________________________________________
Если вы стали свидетелем преступления, вам необходимо
______________________________________________________________________
4. Заполните схему « Судебная власть РФ»
5. Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками.
ПРОФЕССИИ | ПРИЗНАКИ | ||
1 1) | прокурор | А) | оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, выступает от лица защиты в суде по уголовным делам |
2 2) | адвокат | Б) | выступает в качестве государственного обвинителя в суде по уголовным делам |
3 3) | нотариус | В) | проводит предварительное следствие, собирает и проверяет обстоятельства дела |
4 4) | судья | Г) | оформляет доверенность на право пользования имуществом |
Д) | разрешает правовые споры, определяет наказание тем лицам, которые виновны в совершении преступления. |
Полученный ответ в виде набора букв впишите в специальную таблицу.
1. | 2. | 3. | 4. |
6. Проанализируйте ситуации, определите, к кому надо обращаться в каждом из приведенных ситуаций.
Ситуации | Организации |
Гражданин приехал после выходных с дачи и обнаружил взломанной дверь в квартиру соседа. | |
Гражданке необходимо оформить доверенность на вождение принадлежащего ей автомобиля на знакомого. | |
Гражданин принял решение оформить завещание на имя внука. | |
В результате публикации в газете пострадала деловая репутация фирмы. Руководство фирмы должно обратиться за защитой своей репутации. | |
Гражданин увидел в окно своей квартиры, как неизвестные вскрывают дверцу машины соседа. | |
Гражданке необходимо обжаловать незаконные действия сотрудника милиции. | |
Гражданина незаконно уволили с предприятия. |
7. Укажите любые три основных принципа демократического судопроизводства.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напишите небольшое эссе по теме: «Ни адвокат, ни тем паче судья при исполнении своих обязанностей не имеют права поддаваться собственным чувствам» (Р.Л.Стивенсон)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 26. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.
1. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. _____________________ право — система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон.
Фрагмент 2. Важное место в системе международного права занимают вопросы _________________ прав и свобод граждан. Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная _______________ ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (________________).
Фрагмент 3. В _______________г. был создан Комитет по правам человека, состоящий из ____________экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека».
Фрагмент 4.Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по ________________ и сотрудничеству в Европе (_______).
Фрагмент 5. Законы и обычаи _______________ — часть международного права, регулирующая отношения между участниками военного конфликта, а также их отношения с не участвующими в конфликте государствами.
Фрагмент 6. _________________________________ право — отрасль международного права, в которую входит совокупность норм, предусматривающих защиту жертв войны и других вооруженных конфликтов.
2. Заполните пропуски в таблице:
«Из истории формирования международного права»
Дата | Международно-правовой документ | Характеристика документа |
911 г. | договор князя Олега с Византией | |
1778 г. | Декларация о вооруженном нейтралитете | |
Вторая половина XIX века | Идеи по разоружению в Европе. | |
1919 г. | Создание Лиги Наций | |
1945 г. | Создание Организации Объединенных Наций |
3. По датам создания основных конвенций, содержащих нормы и правила ведения войны, определите название конвенции:
1856 г.
__________________________________________________________________
1907 г.
__________________________________________________________________
1925 г.
__________________________________________________________________
1936 г.
__________________________________________________________________
1949 г.
__________________________________________________________________
1954 г.
__________________________________________________________________
1977 г.
__________________________________________________________________
4. Перечислите основные правила и нормы, налагающие запреты на ведение военных действий:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
5. Дайте краткую характеристику и определите вид запрещенных средств ведения войны, заполнив пропуски в таблице:
Вид запрещенного средства ведения войны | Краткая характеристика |
Отравленное оружие | |
запрещено применение удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств. | |
Ядерное оружие | |
Разрывные пули | |
запрещены мины-игрушки, предписывается четкое обозначение мин на местности. | |
Подводные мины | |
запрещено использование зажигательных средств (например, напалма) против мирного населения и мирных объектов, лесов и иной растительности. | |
Лазерное оружие | |
Шариковые и игольчатые бомбы и снаряды |
ГОТОВИМСЯ К ГИА
Право — регулятор жизни общества
Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый
1) | исключительно силой общественного мнения |
2) | мнением авторитетных людей |
3) | привычками и традициями людей |
4) | силой государственного принуждения |
Из представленных ниже предложений выберите то, которое соответствует определению понятия «гражданин»:
1) | Гражданин – любой человек, проживающий на территории определенного государства. |
2) | Гражданин – любой человек, приехавший на жительство определенного государства. |
3) | Гражданин – человек, соблюдающий законы определенного государства. |
4) | Гражданин, это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан. |
Верны ли следующие суждения?
А. Дружеские отношения не относятся к юридическим фактам.
Б. Наводнения, землетрясения, пожары считаются юридическими фактами.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Вердикт присяжных заседателей о невиновности подсудимого для судьи
1) | имеет рекомендательное значение, на усмотрение судьи-профессионала |
2) | принимается или отвергается при обсуждении судьи и присяжных заседателей |
3) | носит обязательный характер для принятия судебного решения |
4) | может стать поводом для вынесения судьей решения о роспуске данного состава присяжных заседателей |
Верны ли следующие суждения?
А) Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все текущие законы и подзаконные акты
Б) Конституция РФ принимается Федеральным Собранием большинством голосов
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)
1) | интересы государства |
2) | права и свободы человека |
3) | нерушимость границ |
4) | неотвратимость наказания |
Главой государства по Конституции РФ является