1) А.Ф. Лосев: «Это то, что мы называем просто идейностью и необходимостью во имя убеждений переделывать окружающую нас действительность. Ведь и всякий другой человек, недовольный окружающей его действительностью и хотевший хоть как-нибудь ее изменить, так или иначе должен будет иметь какую-нибудь идеологию, какие-то принципы и идеи, что-то высшее, во имя чего необходимо переделывать настоящее и ради чего только и стоит жить».
2) Еще одна идея принесла Платону вечную славу. «Идея эта заключалась в борьбе против всякого психологизма, субъективизма и философского декаданса. Платон проповедовал идеал сильного, но обязательно простого человека».
3) Чрезвычайно ценны у Сократа и Платона принципиальный антидогматизм и антисистематизм. Они всё время ищут новых и новых истин, так что им некогда останавливаться на систематическом изложении. Их постоянное и беспокойное искание истины исключало всякую замкнутую, застывшую систему. В конечном счете платоновская философия отказывается от какой бы то ни было системы. Диалогизм и драматизм мысли доходит у Платона до предела.
Платон завещал человечеству ненасытную жажду знания, влюбленность во всё разумное и рациональное…
АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до н.э.)
Величайший энциклопедист древности был сыном врача из города Стагиры. В 17 лет он стал учеником Платона. Аристотель был хорошим учеником. Говорили, что однажды Платон читал лекцию о бессмертии души. Лекция была такая трудная, что ученики, не дослушав, один за другим вставали и уходили. Когда Платон закончил, перед ним сидел один Аристотель.
Аристотель учился у Платона 20 лет, и чем дальше слушал, тем больше хотел спорить с ним. Когда Платон умер, Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже», и завел собственную школу – Ликей.
|
Аристотель описал такие жилки в насекомых, которые можно увидеть только в микроскоп. Специалисты говорят, что у него была такая острота зрения, какая бывает у одного человека на миллион. Острота ума – тоже.
В Афинах, где была его школа, его хотели судить за бесчестие; он бежал и скончался в изгнании, приняв яд.
Он был сыном врача и относился к жизни, как врач, который должен всё понимать и знать лучшее. Дело мыслителя – не вторгаться в чужие жизни, не распоряжаться ими, а понимать и советовать лучшее, когда спросят его совета.
Это он сказал: «Корни учения горьки, а плоды его – сладки».
На вопрос, какая разница между образованным и необразованным, он ответил: «Как между живым и мертвым».
На вопрос, что есть друг, он ответил: «Одна душа в двух телах».
Часто он говорил: «У кого есть друзья, у того нет друга».
«Следует влиять на характер деятельности, ибо приобретенные свойства души зависят от различия деятельностей».
«Люди образуют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут, причем толпа видит благо в наслаждении».
Один болтун, сильно докучавший ему своим пустословием, спросил его: «Я тебя не утомил?» Аристотель ответил: «Нет, я не слушал».
«То, что известно, – известно немногим».
«Поэтика» Аристотеля – обобщение всего, что было сказано в области искусства до него.
Познавательная функция искусства: оно помогает людям познать жизнь (в отличие от Платона);
Искусство должно не копировать жизнь, но в нем должно быть обобщение и художественный вымысел. Историк «говорит о действительно случившемся, поэт – о том, что могло бы случиться. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история – о единичном»;
|
Из всех видов искусства на первом плане – поэзия, а из форм поэзии – трагедия, в которой есть и изображение событий (как в эпосе), и изображение эмоций (как в лирике), и наглядное представление на сцене (чего нет ни в эпосе, ни в лирике);
В трагедии должна быть выражена глубокая идея;
Требование соблюдения в трагедии единства действия (о единстве места он ничего не говорит, а единству времени не придает особого значения);
Герои трагедий не должны быть ни идеальными, ни порочными, они должны быть хорошими людьми, совершившими вольно или невольно какую-то ошибку. Если в трагедии изображен прекрасный человек, но в чем-то все же виноватый, и этот герой впадает в несчастье или совсем погибает, то такая трагедия возбудит у зрителей сострадание к герою и страх за себя, опасение не совершить ошибки и не попасть в подобное положение.
Трагедия, говорит Аристотель, очищает через страх и сострадание, – к а тарсис (греч. «очищение»). Лессинг, Гегель и др. понимали под катарсисом облагораживающее воздействие трагедии на зрителей. Надо полагать, что под катарсисом Аристотель понимал воспитывающее воздействие трагедии на зрителей. Он придает большое значение мыслям, которые поэт хочет выразить в трагедии (через своих героев). Большое значение имеет отношение автора к изображаемым им людям и событиям. «Увлекательнее всего те поэты, которые переживают чувства того же характера. Волнует тот, кто сам волнуется, и вызывает гнев тот, кто действительно сердится».
|
Аристотель требует от драматического произведения раскрытия напряженного конфликта. Он настаивает на идейности драмы, подчеркивает важность мыслей автора, его отношения к изображаемому (через поступки и речи героев). Ценно и то, что Аристотель смотрит на драму, как на средство воспитания людей. Одним из главных достоинств стиля художественного произведения Аристотель всегда считал ясность. (Ср. с Л.Н. Толстым: простота есть непременное условие гениального произведения).
«Поэтика» Аристотеля была выражением теории искусства античного мира. Она была каноном для теоретиков позднейших веков, особенно для классицистов ХVII в. и просветителей ХVIII в.
Многие принципы «Поэтики» Аристотеля являются незыблемыми до сих пор и обязательными для всякого художественного произведения:
– изображение напряженного глубокого конфликта во всяком драматическом произведении;
– принцип идейного содержания;
– требования, предъявляемые к трагическому герою (благородство, страдание);
– причинная обусловленность поведения героев;
– ясность и яркость литературного языка (А.Ф. Лосев).