Буксовые узлы КМБ.
Назначение:
Буксами называют узлы ходовой части, передающими вертикальные и горизонтальные (силы тяги и торможения, поперечные от набегания рельс), силы между рамой тележки и колесными парами. Кроме того буксы ограничивают продольное и поперечное перемещение колесной пары относительно рамы тележки
Роликовая букса состоит:
Из стального литого корпуса, который двумя поводками соединен с рамой тележки. Соединение валиков поводков с корпусом буксы и рамой тележки посредством клиновых соединений.
Литой корпус буксы имеет два опорных кронштейна, (крыла) для установки пружин и восприятию вертикальной нагрузки.
В корпусе между задней и передней крышкой размещены блоки из 2х роликовых подшипников с дистанционными кольцами между ними. Для повышения службы подшипников устанавливают в один буксовый узел с разницей радиальных зазоров не более 0,03мм. Потолок корпуса буксы выполнен в виде свода переменного сечения
увеличенной толщины в верхней части.
а подступичную часть оси до упора в галтель надевают лабиринтное кольцо,
предварительно нагревая его до t 120 - 150ºС. Это кольцо вместе с задней
крышкой образует 4х камерное лабиринтное уплотнение.
Внутреннее кольцо подшипников насаживается на шейку оси вместе с дистанционным кольцом на шейку оси вместе с дистанционным кольцом. Фиксируется стопорным кольцом, горячей посадки t 100 - 120ºС, оно предотвращает сползание роликоподшипников с шейки оси. В передней крышке монтируют осевой упор через упорный шарикоподшипник, одно кольцо которого установлено на торцевой проточке оси а другое на упоре. Для предотвращения раскрытия обоймы упорного подшипника, он постоянно через упор прижимается к торцу оси колесной пары при помощи пружин, в крышке удерживается стопорным кольцом. Между упором и крышкой установлен амортизатор, представляющим собой резиновые элементы с двумя привулканизированными пластинами толщиной в 2мм. В буксах средних колесных пар амортизатор не ставится и тем самым обеспечивается свободный осевой разбег ± 14мм, этих колесных пар в буксах.
|
На передней крышке буксы приварены кронштейны для крепления фрикционного гасителя колебаний. На крышках букс крайних колесных пар наносят «КР», средних «СР».
Смазка буксового узла единая консистентная. При сборке в буксу закладывают смазку Буксол. В лабиринтное уплотнение задней крышки в подшипник и в осевой упор передней крышки в количестве 2,5кг. Дозаправка смазки в процессе эксплуатации производится запрессовкой через отверстие с конической пробкой, расположенной в нижней части буксы.
Буксовые поводки.
Назначение: передают тяговые и тормозные усилия от КП (буксовых узлов) к раме тележки и позволяют КП совершать относительно рамы тележки вертикальные и горизонтальные перемещения за счёт упругости своих резиновых шарниров.
Конструкция: каждый из поводков состоит из корпуса (двутаврового сечения) с двумя головками, валиков с посаженными на них резино-металлическими втулками и торцовыми амортизаторами.
Головки корпуса отличаются друг от друга шириной и имеют сквозные цилиндрические расточки. В широкую (рамную) головку корпуса запрессован длинный валик, имеющий на стержне две резино-металлические втулки, между которыми помещены разделяющие их полукольца. Короткий валик имеет одну резино-металлическую втулку и смонтирован в узкой (буксовой) головке корпуса поводка. Хвостовики валиков выполнены трапециевидными (клиновыми) для сопряжения с соответствующими пазами на приливах корпуса буксового узла и кронштейнах рамы тележки. Крепление хвостовиков в пазах осуществляется болтами М20х80 мм. Головки болтов фиксированы проволочным стопорением. На хвостовики валиков установлены с натягом торцовые амортизаторы, состоящие каждый из резиновой шайбы с привулканизированными к ней металлическими накладками. Амортизаторы крепятся на валиках при помощи разрезных шайб (либо полуколец). Разрезная шайба (полукольца) вставляется в выточку валика и прихватывается электросваркой к накладке амортизатора. С головками корпуса поводка амортизаторы соединены штифтами, поэтому при отклонении поводка в вертикальной плоскости резиновые шайбы амортизаторов работают на скручивание.
|
Отличие между верхним и нижним поводками одного буксового узла состоит в направлении клиновых поверхностей хвостовиков валиков: у верхнего оно встречное, у нижнего – попутное. При установке поводков по месту между валиками и дном клинового паза контролируют зазор, величина которого должна быть 3 – 7 мм.
Буксы тепловоза ТЭМ-2.
Буксы предназначены для передачи подрессорного веса тепловоза на оси колесных пар. Вместе с тем они воспринимают от колесных пар и передают на раму тележки тяговые и тормозные усилия при движении тепловоза.
|
Роликовая букса состоит:
Из стального литого корпуса, внутри которого находятся два подшипника с короткими цилиндрическими роликами, внутренний и внешний. Внешний подшипник отличается от внутреннего наличием упорного кольца. На шейке оси на определенном расстоянии друг от друга для предотвращения смещения подшипников на шейке оси установлены дистанционные кольца, а также установлено стопорное кольцо для предотвращения смещения внутренней обоймы роликового подшипника. На подступичную часть шейки оси установлено с натягом лабиринтное кольцо, образующее с задней крышкой лабиринтное уплотнение. К заднему торцу корпуса буксы прикреплена задняя крышка с уплотнением, предохраняющим от вытекания смазки из буксы.
Соприкосновение оси колесной пары торцевой части с упором скольжения.
К наружной торцевой плоскости корпуса буксы прикреплена средняя крышка на которую в свою очередь на прокладках установлен, прикреплен осевой упор.
В крышке осевого упора средней оси задней тележки с правой стороны имеется центральное отверстие для прохода валика скоростемера (привода). В остальных буксах осевые упоры закрыты крышками без отверстий.
Крайние оси тележек имеют осевые упоры с пружинами. С внутренней стороны на торцевую часть, поверхность осевого упора наплавлены армировки из свинцовистой бронзы ОЦС4-4-17. В прямоугольное отверстие в нижней части осевого упора вставляется фитиль, опущенный в масляную ванну свободным концом. В боковой части передней крышке находится отверстие для свободного (зазор в крайних 3+1мм) слива масла (в средней 28+1)
К внутренней челюсти и лобовой части буксы электрозаклепками и прерывистым швом по контуру приварены наличники из стали 60г. Наличники имеют на рабочей поверхности средней части площадку и скосы по краям, что обеспечивает перемещение буксы в вертикальной плоскости без заеданий, при перекосе колесной пары в момент прохождения неровностей пути. Номинальная величина уклона на рабочею поверхность и внутренних наличниках буксы =2мм, минимальная =1мм.
Два резервуара в верхней части корпуса буксы содержат масло для смазки наличников. Сверху резервуары закрыты крышками. Кроме того в верхней части буксы между приливами в отверстия вставляют опоры балансиров.
Динамические качества тележки ТЭМ-2 в значительной мере зависят от сохранения в эксплуатации требуемых величин разбегов колесных пар. Разбег колесной пары складывается из зазоров между наличниками рамы тележки, а также между осевым упором буксы и торцом оси.
Буксы крайних КП имеют пружину расположенную между упором и его крышкой. Пружины предварительно сжата усилием 1500кг и допускает упругое поперечное смещение упора на 10-12мм. Упругие упоры уменьшают рамные динамические усилия при движении тепловоза в кривой. Средние оси имеют жесткие упоры и букса может свободно перемещаться на оси на 14мм от среднего положения. Это перемещение обеспечивается за счет зазоров между упором и торцом оси, а также между углом кольцевой выточки в задней крышке и перегородкой в, лабиринтным кольцом. При этом ролики подшипников проскальзывают в осевом направлении по внутренним кольцам подшипников. Осевой упор смазывается дизельным маслом, заливается в полость, ограниченную задней крышкой и передней в буксе. Уровень масла определяется нижней кромкой заправочного отверстия. Для смазки роликовых подшипников используется смазка БУКСОЛ. Им заполняется все пространство между роликами и уплотнительным кольцом. Количество смазки на одну буксу 1,4кг.
Вертикальная нагрузка на буксу передается через специальную арку опирающеюся на каблучки корпуса, удаленные отверстия от вертикальной оси буксы на некоторое расстояние. Такое нагружение буксы позволяет за счет упругой деформации корпуса нагружать не только верхний центральный ролик, но и часть соседних с ним, что значительно уменьшает максимальное нагрузочное давление на ролики.