// Список учебно-методических материалов, которые помогают обучающемуся организовать самостоятельное изучение тем (вопросов) дисциплины.
1) Динамика историко-культурного процесса. Периодизация русской культуры, ее основные критерии: изменение картины мира и ценностных ориентаций; соотношение традиций и новаций; роль власти; характер внешних культурных коммуникаций. Историческая обусловленность развития русской культуры и ее собственная внутренняя логика. Русская культура в контекстах мировой культуры.
Русское литературоведение и мировая эстетика и культура. Культурологическое значение концепций Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева. – 4 ч.
Литература
1. Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Том 1. Русская литература XIX века /Редакторы Борис Бугров, Михаил Голубков. – М.: Издательство МГУ, 2010.
2. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб. БЛИЦ, 1999. – 191 с.
3. Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусств // Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература: статьи. – Л.: Советский писатель, 1984. – С. 230-241.
4. Лихачев Д.С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л.: Худож. лит., 1987. – Т. 3. – С. 398-431.
5. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976. – 367 с.
6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978. – 624 с.
7. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. Семиотика бытового поведения. История литературы и культуры. – СПб.: Искусство-СПб, 2002. – 765 с.
8. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Академический проект, 2002. – 544 с.
|
2) Синкретичность древнерусской культуры, ее ценностно-смысловое ядро. Древнерусская духовная культура: ее основные элементы: естественный язык; недокументированные смыслы и самосознание; социальные нормы и обычаи; технологические умения. Древнерусская материальная культура, ее основные элементы: документы (специальные коммуникационные сообщения); артефакты (искусственно созданные изделия); освоенная обществом природа. Бинарные и тренарные оппозиции в культуре Древней Руси. Язычество, православие и «третья культура». Церковнославянско-русская диглоссия. Культура «книжников» и культура «простецов». «Своя и «чужая» культура. Этноконфессиональная структура древнерусской культуры. Главные историко-культурные регионы. – 4 ч.
Литература
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа русской духовности. – Новый мир. 1988. №3.
2. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХVII вв.: эпохи и стили. – Л.: Наука, 1973. – 254с.
3. Сперанский М. История древнерусской литературы. – СПб., 2002.
4. Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI-XIII вв.): Учеб. пособие для студ. филол. специальностей вузов. / Под ред. О.В. Никитина. – М., 2002.
5. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов. – М., 2002.
6. Кагарманова М.Ш. История русской литературы 11-18 веков. – Уфа, 2008.
3) Литература 18 в. Культурно-цивилизационный смысл «нового времени» для России. Проблема перехода от типа средневековой культуры к культуре нового времени в европейском контексте. Размывание локальности культур и проблема единого культурного пространства европейской цивилизации. Новое качество нации, связь с европейским цивилизационным процессом. Понятие «вестернизации» культуры. Общее ускорение цивилизационного времени в России, дифференциация и усложнение культурной жизни. Просветительская деятельность Н.И.Новикова и А.Н.Радищева. Появление периодических изданий и сатирической журналистики. Развитие книжного дела, европейские авторы в России. Н.М.Карамзин об итогах русского просветительства. Новые сюжеты в литературе и общественной мысли, появление общественных интересов. Идеология «деятельного человеколюбия», судьба идей французской революции и масонства в русском образованном обществе. Формирование просветительства как направления общественной мысли. Соотношение понятий «просветительство», «Просвещение», просветители. – 4 ч.
|
Литература
1. Лебедева О.Б. История русской литературы ХУШ века. – М., 2006.
2. Кагарманова М.Ш. История русской литературы 11-18 веков. – Уфа, 2008.
3. Нагина К.А. История русской литературы ХУШ века: Практикум для вузов. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008.
4. Петров А. В. Русская литература XVIII века. Тесты. – М.: Наука, 2010.
5. Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII–XIX веков: История, развитие, формирование методологий: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009.
4) Русская литература 1800 – 1810‑х гг. Споры «архаистов» и «новаторов»: концепции русского литературного языка Н.М.Карамзина и А.С.Шишкова. Творчество Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина и И.А.Крылова в начале XIX века. Литературные объединения. Творчество К.Н.Батюшкова. Творчество В.А.Жуковского. Русская лирика 1810‑х – первой половины 1820‑х гг.: Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский, Д.В.Веневитинов. Поэты-декабристы: К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский. Творчество Е.А.Баратынского. Русская беллетристика 1820‑х – 1830‑х гг.: А.А. Бестужев-Марлинский, А.А.Погорельский, Ф.В. Булгарин, О.И.Сенковский, В.Ф.Одоевский, А.Ф.Вельтман, Н.Павлов, В.П.Титов. Начало русского исторического романа: А.С.Пушкин, А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин, Н.В.Гоголь. Литературная и философская критика: П.Я.Чаадаев; журналистика; теория «официальной народности». – 4 ч.
|
Литература
1. История русской литературы 19в. /Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. - М., 2008.
2. Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Том 1. Русская литература XIX века /Редакторы Борис Бугров, Михаил Голубков. - М.: Издательство МГУ, 2010.
3. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». - СПБ., 1994.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М., 1997.
5. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1990.
6. История русской литературы XIX века: В 3 ч. – Ч. 2 (1840-1860 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005; Ч. 3 (1870-1890 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.
7. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975.
8. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. - М., 1972.
9. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.,1976.
10. Манн Ю.В. Русский романтизм. - М., 1981.
5) Творческий путь А.С. Пушкина. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина. Пушкинский период в развитии русского литературного языка. «Евгений Онегин» в русской критике XIX – XX вв. «Маленькие трагедии». Тема исторических судеб России в творчестве А.С.Пушкина: «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник». «Медный всадник» в русской критике XIX – XX вв. Основные темы лирики А.С.Пушкина: поэт и поэзия, любовная, дружеская, свободолюбивая и философская лирика. – 4 ч.
Литература
- Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». – М., 1990.
- Баевский В.С. Сквозь магический кристалл: Поэтика «Евгения Онегина», роман в стихах А. Пушкина. - М., 1990.
- Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. - М., 1980.
- Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. - Нижний Новгород, 1994.
- Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957.
- Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. - Л., 1983.
- Лотман Ю.М. Этапы творчества; Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»; Идейная структура «Капитанской дочки»; Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т. 2. - Таллин, 1992.
- Набоков В. Комментарий к «Евгению Онегину» Пушкина. - СПб., 1999 (или: Набоков В. Комментарий к роману Пушкина «Евгений Онегин». - М., 1999).
- Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. - М., 1987.
- Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (Пути эволюции). - Л., 1987.
- Томашевский Б.В. Пушкин. В 2-х тт. - М., 1990.
- Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин; Пушкин // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М., 1969.
- Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина: «Борис Годунов». «Маленькие трагедии». - М., 1975.
- Филиппова Н.В. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. - М., 1984.
- Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. - Л., 1986.
6) Русская лирика 1830‑х гг.: Тютчев, Вяземский, Бенедиктов. Творчество М.Ю.Лермонтова. Основные темы лирики Лермонтова. Пушкинская тема в лермонтовском наследии. Поэмы М.Ю.Лермонтова. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: история создания, жанр, герой, критика. Творчество В.Г.Белинского. Взгляд на историю русской литературы. Пушкин и Лермонтов в оценке Белинского.
Творчество Н.В.Гоголя. Романтические повести в контексте литературы 1830‑х гг. Драматургия Гоголя.
Поэма «Мертвые души» и ее оценки критикой. «Выбранные места из переписки с друзьями». Западники и славянофилы.
Русская литература 1840‑х гг. «Натуральная школа». Начало творческого пути А.И.Герцена, Ф.М.Достоевского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, А.А.Фета. Образы «лишних людей» и «маленького человека» в русской литературе 1820 – 1840‑х гг. – 4 ч.
Литература
1. История русской литературы 19в. /Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. - М., 2008.
2. Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Том 1. Русская литература XIX века /Редакторы Борис Бугров, Михаил Голубков. - М.: Издательство МГУ, 2010.
3. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: «Элегическая школа». - СПБ., 1994.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М., 1997.
5. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1990.
6. История русской литературы XIX века: В 3 ч. – Ч. 2 (1840-1860 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005; Ч. 3 (1870-1890 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.
7. История русской литературы 19 века: 40-60-е годы / Под ред. В. Аношкиной и Л. Громовой. – М., 1998.
8. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы). – М., 2003.
9. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1998.
7) Своеобразие литературы 1850-1875-х годов. Литературно-критическая деятельность А.А. Григорьева как главы «молодой редакции» журнала «Москвитянин» в первой половине 1850-х г.г. Идея русской почвы в «Органической критике» Григорьева, его борьба против западничества и эстетических идей натуральной школы. «Почвенный» реализм в раннем творчестве А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, С.Т. Аксакова. Александровская «оттепель», реформационная политика царя. Оживление литературной жизни, активизация старых («Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения») и открытие новых журналов («Русский вестник», «Русская беседа», «Русское слово», «Время», «Эпоха), ослабление цензурного гнета. Деятельность журнала современник, «Колокол» Герцена. Расцвет романного жанра. Тематическое многообразие романов. Русский антинигилистический роман («Марево» В. Клюшникова, «Современная идиллия» В. Авенариуса, «Панургово стадо» В. Крестовского), его идейная направленность и жанровые особенности. – 4 ч.
Литература
- История русской литературы 19в. /Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. - М., 2008.
- Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Том 1. Русская литература XIX века /Редакторы Борис Бугров, Михаил Голубков. - М.: Издательство МГУ, 2010.
- Русская литературы XIX века. От Крылова до Чехова / Сост. Н.Г. Михновец. – СПб., 2001.
- Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1998.
- История русской литературы XIX века: В 3 ч. – Ч. 2 (1840-1860 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005; Ч. 3 (1870-1890 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.
- Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX в. – Л., 1982.
- Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России1860-х годов. – Л., 1991.
- Лебедев Ю.В. В середине века. – М., 1998.
- Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX в. – Л., 1974.
8) Основные моменты биографии А.Н. Островского; начало творческого пути, сближение с «молодой редакцией» «Москвитянина». Художественная и мировоззренческая оригинальность пьес «москвитянского» периода. Пьеса «Доходное место»: проблематика, герои, смысл конфликта.
Художественно-смысловое единство пьес «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»: драматизм бытия и драма творческой личности в пьесах. Театр и актерство в драмах «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Лес»; социальные, нравственные, философские контексты в пьесах.
Общие особенности поэтики драмы Островского. Место драматургии Островского в истории русского театра. – 4 ч.
Литература
1. Анастасьев А.Н. «Гроза» Островского. – М., 1975.
2. Журавлева А.И. А.Н. Островский – комедиограф. – М., 1981.
3. Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского. – Л., 1982.
4. Лебедев А.А. Драматург перед лицом критики. – М., 1974.
5. Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. – М.–Л., 1961.
6. Милъдон В.И. Вершины русской драмы. – М., 2005.
7. Холодов Е.Г. Драматург на все времена. – М., 1975.
8. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М., 1967.
9. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.
10. Штейн А.Л. Три шедевра Островского: пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница». – М., 1961.
11. Шуралев А. Категория свободы в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» // Литература. – 2002. – № 5.
9) А.А. Фет: личность и судьба поэта. Основные темы и мотивы стихотворений Фета. Художественно-эстетическая оригинальность фетовской лирики, основные черты поэтики: импрессионизм, ассоциативность, диалектическое единство утонченной эстетизации и психологизма, чувственности и философичности. Особенности поэтического языка и стиля Фета; «безглагольность» в его художественном синтаксисе. «Асоциальность» поэзии Фета. Философские взгляды Фета: Фет и Л.Н. Толстой, Фет и философия Шопенгауэра. «Эстетическая» (В. Боткин) и «реальная» (Д. Писарев, В. Зайцев и др.) критика о поэзии Фета; позиция Ф.М. Достоевского в этой полемике. – 4 ч.
Литература
1. Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А. Фета. – М., 1975.
2. Бухштаб Б.Я. Очерки жизни и творчества Фета. – Л., 1974.
3. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный // О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.
4. Козубовская Г.П. Поэзия Фета и мифология. – Барнаул, Москва, 1991.
5. Озеров Л. А.А. Фет: о мастерстве поэта. – М., 1970.
6. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета // Далекое и близкое. – М., 1981.
7. Чичерин А.В. Движение мысли в лирике Фета // Сила поэтического слова. – М., 1985.
10) Литература 1880-1890-х годов. Общая характеристика. Новое в общественном и культурном климате России после убийства народовольцами царя Александра II и завершения «эпохи великих реформ». «Контрреформы» Александра III. Консервативные и русофильские тенденции в политике правительства. Фигура К.Л. Победоносцева и его идея «подмораживания» России. Раскол в среде революционного народничества и замирание деятельности оппозиции. Настроения общественной подавленности, апатии и разочарования. Угасание интереса к «большим идеям» и политическим потрясениям и ориентация на повседневные цели и задачи «среднего человека».
Закрытие журналов радикально-демократического направления «Отечественные записки» и «Дело». Культурная программа либеральных народников, этика «малых дел». Либеральные («Вестник Европы», «Русская мысль», «Русские ведомости»), народнические («Неделя», «Русское богатство»), развлекательно-юмористические («Осколки», «Стрекоза», «Будильник») журналы и газеты 1880-1890-х годов. Позиция газеты А.С. Суворина «Новое время». Журнал «Северный вестник», пропаганда идей новой европейской философии и эстетики.
Господство малых форм в литературе - повести и рассказы В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.
Тип русского буржуа-предпринимателя в романах П.Д. Боборыкина «Дельцы», «Китай-город», «Василий Теркин», широта охвата изображаемой действительности, объективная манера повествования, приемы натуралистического фактографизма.
Тетралогия Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», проблема формирования нравственной личности. Романы Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Оживление общественной атмосферы во второй половине 1890-х годов. Студенческое движение, социал-демократические кружки и распространение марксистской идеологии. Обновление художественного языка в различных видах искусства. Триумф чеховской драмы. Русские символисты, их первые выступления и поэтические сборники. – 4 ч.
Литература
- Русская литература XIX века. 1880-1890 / Редакторы Сейран Джанумов, Л. Кременцов. - М.: Флинта, Наука, 2008.
- История русской литературы 19в. /Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. - М., 2008.
- Минералов Ю.И. История русской литературы 19в.(70-90гг.- М., 2006.
- Русская литература XIX-XX веков. В 2 томах. Том 1. Русская литература XIX века /Редакторы Борис Бугров, Михаил Голубков. - М.: Издательство МГУ, 2010.
- Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1998.
- История русской литературы XIX века: В 3 ч. – Ч. 2 (1840-1860 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005; Ч. 3 (1870-1890 годы) / [А.П. Ауэр и др.]; под ред. В.И. Коровина. – М., 2005.
- Порудоминский В.И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина. – М., 1986.
- Петрова М.Г. Добрый человек из XIX столетия: Короленко // Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX – начала XX в. – М., 1992.
- Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX в. – Л., 1979.
11) Идейная и эстетическая эволюция Ф.М. Достоевского. Образ Христа в миросозерцании Достоевского, отношение к народу, формирование идеи «почвенничества». «Записки из мертвого дома», новаторство темы, изображение жизни каторжан. Образ Горянчикова (своеобразие позиции автора-повествователя).
Традиции мемуарных и эпистолярных жанров в творчестве Достоевского, их идейно-эстетическая функция.
«Преступление и наказание». Творческая история произведения, многопроблемность романа, злободневность и полемичность. Своеобразие психологизма в романе. Исповедальное начало. Художественная функция приема «вдруг». Полифонизм романа. Особенности художественного времени-пространства. Язык романа (речь автора и персонажей, эмоциональность, внутренние монологи. характер диалогов и т. д.).
Роман «Идиот». Антибуржуазная тема в романе. Выражение религиозной позиции Достоевского в романе. Проблема веры и неверия. Смысл бунта Ипполита Терентьева, значение его исповеди. Роль описания картины Ганса Гольбейна младшего. Укрепление апокалипсического видения картины мира в творчестве писателя. Толкования Апокалипсиса в романе (значение образа Лебедева). Антинигилистическая тема (кружок Бурдовского). Тема сопоставления исторических судеб России Запада. Психологизм романа.
Роман «Братья Карамазовы» как итог творческой деятельности писателя. Творческая история произведения. связь проблематики с «Дневником писателя». Идейный смысл и композиционная роль «Легенды о великом инквизиторе».
Комические произведения Ф.М. Достоевского, их своеобразие и место в творчестве писателя.
Ф.М. Достоевский как публицист и издатель; «Дневник писателя», его основные темы, идеи, образы, структура. Значение творчества Ф.М. Достоевского как художника и мыслителя в истории мировой литературы и культуры. - 5 ч.
Литература
1. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. – Саратов, 1975.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972.
3. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. – Л., 1974.
4. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1972.
5. Волгин И.Л. Последний год Достоевского. – М., 1991.
6. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. – М., 1925.
7. Достоевский – художник и мыслитель. – М., 1972.
8. Достоевский: Материалы и исследования. Т. 1-10. – Л., 1974 – 1992.
9. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1986.
10. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Сост. Ю.И. Селиверстов. – М., 1992.
11. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. – М., 1990.
12. Померанц Г.С. Открытость бездне. – М., 1990.
13. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения / Под ред. Т.А. Касаткиной. – М., 2001.
14. Томпсон Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. – СПб., 1999.
15. Туниманов В.А. Творчество Достоевского. 1854-1862. – Л., 1980.
12) Вступление Н.С. Лескова в литературу, журналистская и публицистическая работа, характер творчества 1860-х годов. Произведения, посвященные изображению жизни крестьян, исследованию русского национального характера («Погасшее дело», «Язвительный». «Житие одной бабы»). Традиции «натуральной школы» в творчестве Лескова («Воительница»). Бытовые повести и жанр «русской новеллы» в творчестве писателя («Леди Макбет Мценского уезда»). Роман «Соборяне». Творческая история произведения, смысл названия. Образы соборян. Жизнь и «житие» Савелия Туберозова. Традиции древнерусской литературы в поэтике романа (роль личности и «Жития» протопопа Аввакума). Особенности жанра произведения. Антинигилистические тенденции в романе. Лесков-сатирик. Рассказ «Железная воля». Пьеса «Расточитель». Усиление сатирических тенденций («Загон», «Заячий ремиз», «Мелочи архиерейской жизни»). Своеобразие сатиры писателя. – 4 ч.
Литература
1. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. – М., 2000.
2. В мире Лескова: Сборник статей. – М., 1983.
3. Видуэцкая И.П. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. – 1981. – № 2. – С. 80-93.
4. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. – М., 2000.
5. Горелов А.А. Лесков и народная культура. – Л., 1988.
6. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. – М., 1980.
7. Семенов В.С. Николай Лесков: Время и книги. – М., 1981.
8. Столярова И.В. В поисках идеала. Творчество Н.С. Лескова. – Л., 1978.
9. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. – М., 1974.
13) Творчество Л.Н. Толстого. Начало творческого пути. Роль времени и окружающей Среды в формировании писателя. Становление типа толстовского героя, интеллектуала, правдоискателя, стремящегося к совершенствованию. Автобиографические черты толстовского героя. Проблема нравственного самоусовершенствования. Литературные традиции в трилогии Толстого и ее новаторский характер. Повести толстого 1880-1890-х годов («Смерть Ивана Ильича», «Заиски сумасшедшего», «Отец Сергий», «Дьявол», «Крейцерова соната», «Холстомер», «Хаджи-Мурат» и др.). Тематическое многообразие, многопроблемность и цикличность произведений. Проблема смысла человеческого существования и образ пути жизни в повестях.
Драматургия Толстого. Развитие традиций русской драматургии и новаторство писателя. Основная проблематика, тематика, идеи, образы.
«Воскресение» - новый тип романа в творчестве Толстого в истории русской литературы. Смысл названия, эпиграфов. Проблематика произведения. Эволюция образов Катюши Масловой и Нехлюдова. Проблематика, проповедь «положительной» программы писателя. проблема взаимоотношения толстого с церковью. Социальное. нравственно-этическое содержание в романе. Образы людей из народа и образы революционеров в романе. оценка толстым своих персонажей. Мастерство Толстого в раскрытии характеров. – 5 ч.
14) Основные вехи творческой биографии А.П. Чехова. Начало творческого пути. Сотрудничество в юмористических журналах. Сценка, юмореска, анекдот, пародия как основные жанры раннего Чехова. Чеховская комическая ономастика. Объекты насмешки в сценках «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», спор с традицией изображения «маленького человека». Столкновение сложной пестроты жизни и узких представлений о ней как основа чеховского комизма в рассказах «Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев» и др. Традиции сатиры Салтыкова-Щедрина в «Унтере Пришибееве». Рассказы о детях («Гриша», «Детвора», «Кухарка женится» и др.), особенности чеховского психологизма в изображении детских характеров, юмористическое и трагическое в рассказе «Ванька». Образ «суровой и прекрасной родины» в повести «Степь», жанровое своеобразие и сюжетно-композиционное новаторство повести, лиризм и «психологизм» в изображении природы, мастерство Чехова-пейзажиста.
Лирическое и элегическое начало в рассказах о любви («Егерь», «Верочка», Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и др.). Чехов о судьбе человеческих надежд и иллюзий в мире трагической реальности («Мечты». «Бабье царство», «В родном углу». «На подводе» и др.). Тема пошлости обыденной жизни и человеческих отношений в рассказах «Попрыгунья», «Учитель словесности», «трагедия мелочей жизни» в произведениях Чехова. Христианская тематика и специфика ее преломления в рассказах «Святою ночью», «Студент», «Архиерей». Чехов в полемике с народническими и толстовскими представлениями о крестьянской жизни и народном характере в произведениях о деревне: «Мужики», «Новая дача», «В овраге». Тема «футлярного» существования и ее разработка в «маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник». «О любви») и др. произведениях.
Красота природы, искусства и поиск смысла жизни как «ориентиры настоящей правды» в творчестве Чехова. Тема и образ будущего в рассказах «Случай из практики» и «Невеста». Публицистическое, документальное и художественное в книге «Остров Сахалин», особое место книги в творческой эволюции писателя. – 5 ч.
Литература
1. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. – Л., 1959;
2. Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н. Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». – Л., 1973.
3. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». – М., 1978.
4. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
5. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии. Кн. I-IX. – М., 1954-1970.
6. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественные и этические искания. – Л., 1981.
7. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Создание великой книги. – М., 1959.
8. Кагарманова М.Ш. Человек и история в художественной системе романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». – Стерлитамак, 2002.
9. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса: о романе Л. Толстого «Война и мир». – М., 1978.
15) Русский реализм рубежа веков. Общая характеристика. Тенденции развития. Традиционное и новаторское. Основные темы, образы, сюжеты. Художественные идеи и способ их воплощения.
Общая характеристика творчества Серафимовича, Вересаева, Мамина – Сибиряка и др. Творчество Максима Горького. Ранние романтические произведения. Идеи, сюжеты, образы, поэтика. Горький и Ницше. «Старуха Изергиль» как программное романтическое произведение. Особенности конфликта, композиция, поэтика. Ранние реалистические произведения Горького. Идеи, сюжеты, образы. Традиционное и новаторское. «Челкаш» как программное реалистическое произведение. Особенности образной структуры, поэтика. Драматургия Горького. Традиции и новаторство. Горький и Чехов. «На дне» – социально-философская пьеса. Смысл. Поэтика Сценическая судьба социально – бытовой драмы «Мещане». Система художественных образов.
Леонид Андреев. Биография писателя. Проблематика творчества. Эволюция эстетических и философских взглядов. «Иуда Искариот» как программное философски-религиозное произведение Андреева. Темы, образы, поэтика. Андреев и Ницше.
- Русский символизм и его отличие от европейского символизма (Франция). Общая характеристика направления. Философские и эстетические основы. Особенности поэтического мировосприятия. Поэтика символизма. «Старшие символисты». Эстетическая программа. Декаданс. Основные художественные идеи. Мотивы. Образы. Представители: Брюсов (теоретик и практик символизма», Мережковский и Гиппиус (программные воззрения), Сологуб и др. «Младшие символисты». Влияние идей Владимира Соловьева. Эстетическая платформа. Образ-символ. Поэтика. Представители: Белый (теоретик и практик), Блок, Вс. Иванов. Творчество Александра Блока. Творческий путь, основные вехи и этапы. Период сборника «Стихи о Прекрасной Даме». Мотивы. Образы. Поэтика. Книга «Страшный мир». От прекрасной Дамы к Незнакомке. Трансформация образа Вечной Женственности в поэзии Блока.
Тема России. Цикл «На поле Куликовом».
- Русский акмеизм. Общая характеристика направления. Эстетическая программа. Связь с русской реалистической поэзией (Пушкин, Некрасов). Темы, мотивы, образы, поэтика.
Раннее творчество Ахматовой. Первые поэтические сборники («Четки», «Вечер»). Тема любви, разлуки, встречи. Мотивы одиночества. Лирическая героиня. Поэтика. Критика об Ахматовой.
- Русский футуризм. Общая характеристика направления. Эстетическая платформа. Философское содержание. Отношение к литературной традиции. Новаторство формы. Темы, мотивы, образы. Связь с живописью. Творчество В. Маяковского. Биографический аспект. Лирика. Первые поэтические эксперименты. Новаторство формы и содержания. Тема любви и одиночества. Тема назначения поэта и поэзии. Поэмы. «Человек», «Облако в штанах». Темы, мотивы, образы, поэтика. Философско-этическое содержание. Природа конфликта. Лирический герой. Критика о поэмах. – 5 ч.
Литература
1. Голубков М.М. Русская литература XX века. – М., 2001.
2. Мусатов В. Русская литература первой половины XX века. – М., 2001.
3. Русская литература XX века. Учебное пособие: В 2-х томах/ Под ред. Кременцова П.П.- М., 2003.
4. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала XX веков. – М., 1999.
5. Мережковский Д.С. Акрополь. Избранные литературно-критические статьи. – М., 1991.
6. Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991.
7. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.
8. Маковский С.К. Силуэты русских художников. – М., 1999.
9. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. – М., 2000.
10. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия п Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. – М., 1990.
11. Воспоминания о серебряном веке. – М., 1993.
16) Литература, искусство, культура 1960-1980 годов. Культурный эффект «оттепели», ее социокультурное содержание. Особенности оппозиционного инакомыслия в эпоху «холодной войны» и политической «оттепели» 50-60 годов. Идеи и потенциал «отложенной литературы». Взаимодействие новых и старых имен в литературе (В.С.Гроссман, И.Г.Эренбург, В.П.Аксенов, В.Розов). Журналы «Новый мир» и «Октябрь» как отражение противоречивого «духа времени». Поэзия и авторская песня против тоталитарного мышления и тоталитарной культуры (Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий). «Идеологический негативизм» диссидентства: новые «западники» и новые «славянофилы» в споре об облике национальной культуры и судьбе России. А.И.Солженицын и «архипелаг» «лагерной литературы». Театр Ю.П.Любимова и О.П. Ефремова. Культ научного знания, рекордов и открытий, технизация культуры. Школьная реформа 1958 года. Создание идеального героя в литературе и жизни. «Эффект Гагарина» для национального самочувствия 1960-х годов. Временность и незавершенность культурного обновления. Общественная и государственная реакция на влияние мировых культурных процессов в 1950-60 годы. Проблема оценки явления «шестидесятников». Изменение общественной атмосферы и государственной культурной политики в 1970-80 годы. Выработка «виртуального языка» в культуре: мистификация, эвфемизм, иносказание, намек. «Бульдозерная выставка» 1974 года и альманах «Метрополь» 1978 года как формы духовного диссидентства. Особенности творческой эмиграции 70-80 годов, движение «неподписантов». А.Д.Сахаров. Проблема места и потенциала культуры в тоталитарном обществе. Эволюция и возможности «социалистического реализма». Монументализм и юбилейная литература. «Деревенская» тема советского романа. Писатели - «деревенщики», их роль в сохранении «учительной роли» литературы (В.Д.Дудинцев, В.Г. Распутин, Ю.В. Трифонов). Деятельность Д.С.Лихачева по сохранению культурного наследия.
Массовая культура советского общества. Страх как архетип тоталитарного сознания и его социокультурная символизация. Трансформация понятия смешного и диалектика героического. Истоки культуры «андеграунда». Эффект анекдота, авторской песни. Роль культуры как фактора сопротивления тоталитаризму, изживания его. Модель «внутренней эмиграции». Участие «андеграунда» в европейском культурном процессе. – 5 ч.
Литература
1. Русская литература ХХ века от Бунина до Шукшина: Учебное пособие / Н.Н. Белякова, М.М. Глушков и др. М.: Флинта, 2012.
2. Лейдерман Н.А. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература (1950-1990-е годы). В 2-х томах. М.: AKADEMIA, 2003.
3. Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ в. – М., 2004.
4. Серафимова В.Д. Русская литература (1-я половина ХХ в.): Учебник-хрестоматия.-М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
5. Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период): Учебное пособие для университетов. М.:Высшая школа, 2001.
6. Освобождение от догм. История русской литературы: Состояние и пути изучения: Сб. ст./РАН, Науч. сост. на рус. лит., Институт мировой литературы; Отв. ред. Д.П.Николаев.- М.: Наследие, 1997 (В 2-х тт).
7. Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений/ В.Н.Альфонсов, В.Е.Васильева, А.А.Кобринский и др.: Под ред. С.И.Тиминой. СПб.: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002.
8. Аннинский Л. Тридцатые – семидесятые. – М., 1988.
9. Русские писатели 20 века. – Биографический словарь. – Гл.ред. и составитель П.А. Николаев. – М., Изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2000.
17) Культура и литература постсоветской России. Публицистическая «революция» конца 1980-х гг. Роль СМИ в сломе коммунистических мифов и выработке нового исторического сознания. «Кризис подписки» 1989 г. и закон о печати 1990 г. «Новая социальная» литература против коммунистических идеалов. Литература и кинематограф. Кризис поведенческих практик советских людей: экономическое поведение в «шоковой терапии», политический экстремизм, социальные деструкции. Разрушение механизмов инкультурации. Судьбы «отложенной» культуры, андеграунда и диссидентства. Культура эмиграции и андеграунда в культурных поисках 2000-х гг. Мотив «духовного покаяния» и культурного обновления в 1990-х годах. Изменение визуальной среды городов и жизненного мира современного горожанина. Трансформация роли СМИ: от информации и просвещения к развлечению. Кризис публицистики в 2000-е гг. Судьба «сурового стиля» живописи и журналистики и появление «гламура». «Другая литература»: авторы и содержание. Потенциал «другой литературы» в контексте социальной функции массовой культуры. Ценностные истоки жанров «action», «Фэнтэзи», сказки и притчи. Смысловой потенциал римейка в музыке и литературе. Антреприза в театре и римейк в драматургии. Изменение социально-просветительской роли кинематографа. Кино как массовое зрелище и досуг. Мультимедийное пространство в современной культуре. Роль классического наследия. Ретроспективные тенденции в культуре. Поиск новой национальной идеи. Постмодернизм. Его генеалогия. Тенденциозное и бестенденциозное направления. Соцарт. Концептуализм. Русский постмодернизм и традиции классической литературы. Западный тип постмодернизма. – 4 ч.
Литература