Проблемы борьбы с бедностью в Центральной Азии - 2004-06-24




Мир и регионы

· Распечатать

· Комментарии

· Поделиться

·

·

·

·

·

·

·

24.06.2004 00:00

Несмотря на то, что многие республики Центральной Азии с возрастающим азартом продают на экспорт нефть, цветные металлы, газ и хлопок, значительная часть их населения по-прежнему остается за чертой бедности. Проблема бедности в регионе имеет много аспектов: вместе с низким уровнем доходов сюда подключается и ограниченный доступ к чистой питьевой воде, и низкое качество медицинской помощи, и невозможность получить достойное образование.

Как одолеть это социальное зло, обсуждали в среду на конференции «Проблемы борьбы с бедностью в странах Центральной Азии в условиях глобализации» чиновники и представители НПО. Несмотря на такое громкое название конференции, обсуждали на ней в основном бедность в Казахстане и Узбекистане.

По словам казахстанских чиновников, уровень бедности в Казахстане постепенно снижается. Если в 1996 году почти 40% населения республики имело доходы ниже прожиточного уровня, то в прошлом году эта цифра снизилась в два раза. В 2003 году бедных людей в Казахстане было даже меньше, чем в России, хоть разница и совсем небольшая - 19,8% против 21,9%.

Бедным в богатом нефтью Казахстане официально считается человек, чей месячный доход не превышает 43 долларов. «Счастливые» обладатели заработка в 44 доллара к этой категории уже не относятся. Реально же этих денег хватает, чтобы оплатить коммунальные услуги, а потом питаться только хлебом и картофелем.

В 2003 году, частично благодаря высоким ценам на нефть, рост ВВП в Казахстане составил 9%, и об этом не устают сообщать официальные казахстанские издания.

По высказываниям оппозиционной прессы, большинство казахстанцев не видят благ от текущих в республику нефтедолларов. «Политика по обеспечению экономического роста в Казахстане недостаточно сказалась на уровне жизни населения, поэтому важна политическая воля, направленная на построение социального государства с высокой долей вложения в человеческий капитал», - считает Гульнар Смаилова, эксперт казахстанского Института мировой экономики и политики.

По ее словам, развитие предпринимательства, уничтожение бюрократических препон на пути малого и среднего бизнеса решат проблемы бедности в Центральной Азии.

В 2004 году по индексу экономической свободы Казахстан оказался на 131-м месте среди 152 стран. Этот индекс определяют HeritageFoundation и WallStreetJournal, учитывая такие показатели, как налоговая и монетарная политика, государственное вмешательство в экономику, урегулирование иностранных инвестиций. Россия в этом списке занимает 114-е место, угодив вместе с Казахстаном в категорию «несвободных» стран. Узбекистан по индексу экономической свободы оказался почти в самом конце, в категории «репрессивных» стран.

По словам Марины Пикулиной, представителя фонда SwissPeaceFoundation, в Узбекистане официально не принято употреблять слово «бедность», хотя четверть населения республики живет за чертой бедности. «В Узбекистане нет резкого расслоения между бедными и богатыми, так как у нас нет очень богатых людей: у нас есть средний класс, бедный и очень бедный», - говорит Марина.

По ее словам, с каждым годом ситуация только ухудшается: «Если в начале 90-х годов был свободный доступ иностранных инвесторов на рынок, то сейчас он существенно ограничен. Связывают это прежде всего с обеспечением безопасности в регионе».

Очень большое население республики и ограниченность земельных и водных ресурсов также ухудшают ситуацию с бедностью, говорит она. Сегодня в Узбекистане живут почти 26 миллионов человек. По оценкам экспертов, к 2030 году население республики будет составлять половину всего населения Центральной Азии.

Высокий уровень безработицы в Узбекистане, особенно среди молодого трудоспособного населения, а отсюда и высокий уровень бедности, является, по мнению некоторых экспертов, причиной возникновения религиозного экстремизма в республике.

 

 

Бедность в Центральной Азии сравнима с той, которая царит в Африке

Это главный тезис недавнего доклада программы ООН по развитию, представленного не так давно в Вене.

Что нужно делать Центрально-Азиатским государствам, чтобы избежать социального коллапса и при этом выправить положение особо уязвимых слоев населения? Какие пути видит Программа развития ООН для решения проблем? Об этом в рамках программы «Фокус» с помощником генерального секретаря ООН Кальманом Мижеем говорил мой коллега Михаил Бушуев.

В сентябре 2000 года высшие представители 191 страны приняли Декларацию Тысячелетия. Эта декларация отразила точку зрения международного сообщества на проблемы мира, безопасности, развития, окружающей среды, прав человека и управления. Она определила цели развития, наиболее остро стоящие перед всеми странами. Они известны как Цели Развития Тысячелетия. Они устанавливают конкретные, количественно определяемые приоритеты развития, которые должны быть достигнуты человечеством к 2015 году. Для того, чтобы сделать эти цели реальностью, необходимы интенсивные и скоординированные усилия со стороны как развитых, так и развивающихся стран. ООН, Всемирный Банк, и многие международные организации положили эти цели в основу своей деятельности.

Данные о том, как продвигаются страны Центральной Азии в достижении этих целей, были представлены директором ПРООН по странам Европы и СНГ Кальманом Мижеем. Так, большинство стран региона попытались сохранить еще советский стандарт предоставления всеобщего начального образования, но полностью сделать это не смогли. Так, число посещающих начальную школу в Таджикистане упало до 88%, аналогичные процессы произошли в Киргизии. В Туркмении за последние годы резко снизилось число студентов вузов. Что касается другой цели, достижения равенства полов, то она остается одной из самых труднодостижимых: даже в таких странах, как Киргизия и Казахстан, где женщины получают хорошее образование, они не зарабатывают и трех четвертей от заработка мужчин. Среднедушевой доход в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии сравним с аналогичными показателями многих беднейших африканских стран. Мы спросили Кальмана Мижея, что ООН предлагает делать в сложившейся ситуации:

- Я думаю, что ответ кроется во внимании к двум или даже трем факторам. Первый фактор – качество экономических реформ. Вы сами знаете, что в начале 1990-х годов все считали, что у Узбекистана наилучшие шансы стать лидером среди новых независимых государств в Центральной Азии. Но благодаря более качественным экономическим реформам, проведенным в Казахстане, которому никто не спешил прочить светлое будущее, именно эта республика стала ведущей экономической державой в регионе. Успехи Казахстана, кстати, опровергли первоначальные утверждения о том, что в Центральной Азии невозможны либеральные реформы по типу тех, что были проведены в центрально-европейских государствах. Так что теперь остальным государствам Центральной Азии нужно идти вослед Казахстану.

Каковы другие факторы?

- Еще один фактор – это региональное сотрудничество. Малые государства – Киргизия, Таджикистан – просто вынуждены кооперироваться со своими соседями. Успех может сопутствовать им только в том случае, если, помимо реформ, в регионе будет на должном уровне налажена кооперация, торговля, транспортные связи и так далее. Ведь в СССР границ внутри региона не было, но теперь они есть - такие, какими их нарисовал еще Сталин, разделив целые народы. Мы уже подсчитали, что только меры по налаживанию кооперации способны принести странам рост ВВП до 50%. Это огромный потенциал, потенциал для роста благосостояния особенно для бедных слоев населения.

Эксперты призывают обратить внимание к проблемам Ферганской долины как самой взрывоопасной точке региона. Можно ли сказать, что ситуация в Ферганской долине так тяжела, что необходимо призвать к срочному вмешательству местных руководителей и все международное сообщество?

- Действительно, в Ферганской долине сконцентрировались те проблемы, о которых я говорю. Если три страны региона – Таджикистан, Киргизия и Узбекистан – не примут должных мер, то взрыв недовольства, окрашенный в религиозные тона, вполне возможен. Но здесь я должен сказать, что не согласен с теми политическими деятелями, которые призывают к контролю над всеми религиозными течениями из страха перед взрывом недовольства. Я бы призвал их сначала пустить все силы на проведение более эффективных экономических реформ. Это, в первую очередь, относится к Узбекистану, чьи стратегические интересы заключаются в том, чтобы открыть свою экономику, ведь именно закрытость стоила стране лидирующей позиции в регионе.

Распространение СПИДа в Центральной Азии стремительно. Однако власти отказываются признавать проблему проституции среди молодежи, как одного из главных способов распространения инфекции. Как ООН относится к политике умолчания этой проблемы?

- У нас нет достаточно надежных данных о распространении СПИДа в Центральной Азии. Некоторые данные указывают на то, что уровень распространения составляет одну десятую процента. А это довольно низкий показатель. Но есть оценки и гораздо более пессимистичные. Фактически, как и во всех постсоветских государствах, ВИЧ-инфекция распространялась, прежде всего, при внутривенных инъекциях наркотических средств. Другой способ - это гомосексуальные контакты. Ясно одно: уже в ближайшее время проблема может выйти, если еще не вышла, из этого достаточно узкого круга и превратиться в угрозу для каждого. Так что меры нужно предпринимать уже сейчас, чтобы не оказаться перед огромной проблемой, перед которой оказалась, например, Россия. Бороться нужно не репрессивными методами, а просвещением и обеспечением прав человека. Мы уже вывели формулу: чем лучше обстоят дела с соблюдением прав человека, тем больше ответственности несут граждане за свои поступки. Нести ответственность за самого себя – лучшее средство против СПИДа в долговременной перспективе. Очень важно говорить об этом открыто. Пока же впечатление такое, что в некоторых государствах создается только видимость серьезного отношения к проблеме.

Узбекистан объявил о том, что достиг одной из Целей развития тысячелетия - обеспечил право на образование для всех, введя в строй десятки новых колледжей. Проводился ли мониторинг на этот счет? Были ли, к примеру, проведены проверки квалификации преподавателей этих колледжей?

- В рамках ООН целями тысячелетия в сфере образования занимается ЮНИСЕФ. Мы уже попросили наших коллег провести соответствующий мониторинг в Узбекистане, так что, надеюсь, мы сможем в скором времени рассказать вам о его результатах.

Какую выгоду может получить Киргизия от вступления в клуб беднейших государств мира?

- Это очень хороший вопрос. Я бы ответил следующее. Международные организации и доноры видят несколько причин, по которым Киргизия должна вступить в этот клуб. Я считаю, что такой шаг имеет очевидные финансовые преимущества и его нужно сделать. Я знаю, что руководство страны серьезно обдумывает этот вопрос. Я хотел бы придать мужества киргизским руководителям для того, чтобы они сделали этот шаг и избавились еще от одной иллюзии. Знаете, люди в Советском Союзе считали, что у них очень развитая страна. Но когда СССР развалился, стало ясно, что некоторые народы по различным причинам очень бедны на самом-то деле. И нет причин это отрицать.

В нашем эфире был помощник генерального секретаря ООН, директор ПРООН по странам Европы и СНГ Кальман Мижей.

· Дата 12.07.2006

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: