Модульная работа №1
Инструкция к выполнению
Тема модульного задания: «АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА БД»
На конкретном примере представить процедуру анализа предметной области и создания логического проекта базы данных, основанного на реляционной модели хранения данных.
Бюро переводов.
При выполнении модульной работы необходимо строго соблюдать этапность:
1) выбрать предметную область;
2) определить состав документов, условия и частоты их формирования;(4шт.)
3) определить реквизиты документов и их форматы;
4) разработать нестандартные запросы для данной предметной области, состав реквизитов и ориентировочные частоты формирования этих запросов;
5) сформировать аналитическую таблицу предметной области;
6) выбрать основную сущность и ключевой атрибут, разработать логический кортеж;
7) спроектировать реляционные отношения;
8) подсчитать ориентировочный объем базы данных.
Методика выполнения модульной работы
Выбор предметной области
Предметная область базы данных выбирается в соответствии с вариантом индивидуального задания:
Определение состава документов, реквизитов этих документов, а так же частоты их формирования
Для выбранной конкретной предметной области необходимо составить список документов, которые формируются в этой предметной области. Список должен быть представлен в виде таблицы:
Пример:
Таблица 1
№ п/п | Наименование документа | Кто готовит | Кто утверждает | Частота исполнения в один календарный год | Примечание |
Требование на отпуск материалов | Кладовщик | Руководитель | 20 в день Х 250 =5000 | Утвержденная форма | |
… | … | … | … | … | … |
M | Месячный отчет движения материалов по складу № 5 | Зав. складом | Руководитель | Подается по каждому складу |
Определение реквизитов документов и их форматов
Для каждого документа из таблицы 1 необходимо составить список реквизитов по форме (таблица 2), например: "Требование на отпуск материалов". Форматы реквизитов определяются из вида информации - символьная, цифровая, дата, время и др., а также их длины или разрядности.
Таблица 2
№ п/п | наименование реквизита | формат | Примечание |
Наименование организации (предприятия) | А25 | ЧП”ВЕКТОР” | |
Наименование цеха (отдела) | А20 | Упаковочный | |
Номер склада | Х2 | ||
Кто затребовал | А10 | Иванов | |
Кто разрешил отпуск | А10 | Петров | |
Наименование материала | А40 | Калькулятор | |
Номенклатурный номер | Х9 | ||
Единица измерения | А8 | штука | |
Сколько затребовано | Х6 | ||
Сколько отпущено | Х6 | ||
Цена | Х7 | ||
Сумма | Х9 | ||
На какой счет списаны затраты | Х3 | ||
Кто получил | А10 | Сидоров | |
Кто отпустил | А10 | Малев | |
Дата отпуска | Д | 12.06.2005 |
Замечание: В примере, А показывает символьную информацию, Х – целочисленную, Д – дату. Формат А10 обозначает, что реквизит может иметь до 10символов, для которых в БД должна быть зарезервирована долговременная память.
Формирование нестандартных запросов для данной предметной области, состава реквизитов этих запросов, а также ориентировочные частоты получения этих запросов
Выполнение этого этапа аналогично по форме первым двум, но вместо документов необходимо проанализировать возможные запросы для выбранной предметной области, например:
1)? Кто с 25 по 30 мая получил краску белую (номенклатурный номер 345654234) со склада № 12;
2)? Кто отпускал материалы с 12 апреля по 25 августа со склада №3;
3)? Вывести список лиц, получавших материалы, которые поступили с 3 по 5 мая от Поставщика X;
4)? Кто получал от Поставщика N штучный товар, который не был реализован;
5)? …
Замечание 1. Нестандартный запрос – это запрос на информацию, которая может быть получена из анализа не одного какого-либо документа, а из анализа и обработки нескольких документов.
Замечание 2. Значения частот формирования нестандартных запросов – условные, назначаются исходя из понимания предметной области.
Формирование аналитической таблицы предметной области
Для всех документов и нестандартных запросов заполняется аналитическая таблица по следующей форме:
Таблица 3
Наименование реквизитов | требование | ... | накладная | Запрос 1 | ... | Запрос N | Частота | |
Наименование организации (предприятия) | Х | Х | ||||||
Наименование цеха (отдела) | Х | Х | Х | |||||
Номер склада | Х | Х | Х | Х | ||||
Кто затребовал | Х | |||||||
Кто разрешил отпуск | Х | |||||||
Наименование материала | Х | Х | Х | Х | ||||
Номенклатурный номер | Х | Х | Х | Х | ||||
Единица измерения | Х | Х | ||||||
Сколько затребовано | Х | |||||||
Сколько отпущено | Х | |||||||
Цена | Х | Х | ||||||
Сумма | Х | Х | ||||||
На какой счет списаны затраты | Х | |||||||
Кто получил | Х | Х | Х | Х | ||||
Кто отпустил | Х | Х | ||||||
Дата отпуска | Х | |||||||
Дата поступления | Х | |||||||
Сколько поступило | Х | |||||||
Поставщик | Х |
В таблицу заносятся все документы и все реквизиты из этих документов. При наличии какого-либо реквизита в нескольких документах, в аналитическую таблицу реквизит вносится только один раз, но делается отметка о наличии такого реквизита во всех документах, где он присутствует.
Информация о возможных запросах пользователей фиксируется в таблице аналогично информации из документов.
Частоты появления реквизита суммируются по всем документам и запросам за установленный период.
Замечание. Установленный период - один календарный год.
Разработка логического кортежа
1) Выбирается уникальная сущность для исследуемой предметной области. Для вышеприведенного примера это может быть МАТЕРИАЛ, поскольку все операции в БД связаны именно с материалом.
2) В качестве ключевого реквизита, как правило, выбирается реквизит, имеющий наибольшую частоту встречаемости. Для рассматриваемого примера ключевым реквизитами могут быть наименование материала и номенклатурный номер материала. Так как наименования материала могут быть одинаковыми и имеют символьный формат, а номенклатурный номер, как правило уникален и имеет числовой формат (что удобнее для машинной обработки), в качестве ключевого реквизита целесообразно выбрать номенклатурный номер материала.
3) Таким образом, логический кортеж будет представлен в виде списка атрибутов, где первымм атрибутом будет номенклатурный номер материала, далее наименование материала, затем цена, сумма и так далее по мере убывания частоты использования. Если частоты равны, то следует выбрать первым тот реквизит, который имеет большую логическую значимость.
Номенклатурный номер
Наименование материала
Цена
Сумма
…
Кто разрешил отпуск