Подготовила и провела:
воспитатель I категории
Сермина И.А.
Саранск, 2012 год
Цели:
-учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья, учить сравнивать их;
-уточнить знания детей о признаках весны;
-развивать умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи: состояние неживой природы - растительный мир - животный мир;
-развивать речь детей, умение составлять предложение по картинке, умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение подбирать определение к слову;
-воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью, развивать любовь к родной природе, воспитывать желание охранять и беречь лес.
Предварительная работа:
- наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках,
- рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование:
- Аудиозапись «Звуки леса весной»,
- Картинки с изображением весны,
- Фотографии леса, поля и водоёма весной,
- Карточки – схемы весенних явлений,
- Картинки «Правила поведения в природе»,
- Краски, кисти, белые листы бумаги,
- Листья с разных деревьев, разные по форме и величине,
- Картинки с изображением лесных деревьев,
- «Сухое дерево», зелёные листочки,
- Мяч.
Ход занятия:
-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Третий лишний»
(Дуб, клён, ромашка; берёза, осина, белка; липа, рябина, подберёзовик; берёза, дуб, банан; рябина, липа, огурец; клён, ясень, сова; осина, дуб, щука)
-А где растёт много деревьев? (В лесу)
-Какое время года на дворе? (Весна)
- А как вы догадались? (Появились проталины, шумят ручьи, скворцы прилетели, капель звенит по крышам, солнышко теплом ласкает)
-Ребята, а вы хотели бы побывать в весеннем лесу? Он сейчас, наверное, сказочно красивый и необыкновенно живой.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в весенний лес. Попасть в лес мы можем по волшебной тропе.
- В лес весенний приглашаю! Лес, распахни нам двери свои. Поверь, лес, мы друзья твои.
- Шагаем друг за другом, полем и весенним лугом, все болота перепрыгнем, по узенькой тропинке дружно мы пройдём, все ели, сосны, клёны сейчас мы обойдём!
-Ребята, вы пришли в весенний лес, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу, чего нельзя делать в лесу? (Дети отвечают по картинкам, садятся на стулья)
-Сегодня мы поговорим о том, как пробуждается весной лес.
- Давайте послушаем звуки леса. (Звучит аудиозапись «Звуки природы. Весна в лесу».)
-Какие звуки вы услышали? (Ответы детей)
-Что вы слышали? (звонко поют птицы)
- Когда так поют-заливаются птицы? (в лесу весной до появления птенцов)
- Каких перелетных лесных птиц вы знаете?(скворец, соловей, ласточка, стриж, иволга)
(Затем подходят к мольберту)
- Проходя по весеннему лесу, нам встречались следующие деревья… (Расставляю на мольберте следующие деревья - берёза, дуб, ель, рябина, липа, клён, осина) (считаю до десяти и убираю картинки)
-Какое дерево нам встретилось первым, вторым, третьим, … или (Какие деревья встретились нам в лесу?)
-Ребятки, одно дерево в лесу оказалось сухим, давайте попробуем его оживить. (Ставлю на мольберт картинку с изображением сухого дерева)
- Какие условия необходимы для роста растений? (Игра «Оживи дерево») (Дети подходят к мольберту, берут листочки, называют условия для жизни растений, закрепляют листочки на сухом дереве с помощью магнита) (Для роста растению нужна: вода, тепло, свет (солнце), почва, питательные вещества, птицы-уничтожают вредных насекомых, черви - рыхлят почву в корнях)
-Ребята, а какой лес весной? (прохладный, сырой, светлый, свежий, красивый, живой, шумный)
(На мольберте закреплены картинки с изображением деревьев)
- А какие деревья весной вы можете узнать? (Березу)
- Почему? (Такой ствол только у нее – белый с черными крапинками)
- А зачем дереву нужна кора? (защищать от морозов, жары)
- Берёза единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце и спасает дерево от ожогов.
- Как просыпается берёза от долгого сна? (набухают почки, распускаются листочки, серёжки)
- Ребята, как вы думаете, почему у деревьев только весной набухают почки? (становится теплее, снег тает)
- Начинается сокодвижение и деревья просыпаются.
- Как можно назвать берёзку? (стройная, белоствольная, лёгкая, кудрявая, красивая, ветвистая)
- А какие деревья ещё украшают лес весной? (Хвойные деревья - ель и сосна)
- Чем отличается сосна и ель от берёзы? (У берёзы нет иголочек, а у сосны и ели есть)
- Правильно, только не иголочки, а хвоинки. Поэтому сосна – хвойное дерево. Сосна – вечнозелёное растение. Свои хвоинки сосна сбрасывает очень редко и почти незаметно. Мы должны быть благодарны ей за это.
- Какую пользу приносят в лесу ель и сосна? (Сосна и ель очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни)
- Правильно, и поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный.
- Давайте медленно сделаем глубокий вдох через нос и почувствуем, как у нас прибавилось сил и здоровья.
- Какое еще дерево вы помните и узнаете в лесу весной? (Дуб - дерево это могучее с шероховатой корой, огромное дерево с толстым стволом, пышной кроной и резными листьями)
- Какое ещё дерево вы узнаете? (Рябину)
- По каким признакам вы ее узнаете? (По гроздьям красных ягод)
- Ребята, послушайте рассказ «Когда наступает весна»
С каждым днём солнце поднимается на небе. Лучи его прямей падают на землю и сильнее разят снег.
Первая весна – полевая. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Прилетели грачи, скворцы и полевые жаворонки.
Вторая весна – речная. Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы – утки, лебеди, чайки, гуси. Ведь в освобождённой воде будет, чем поживиться: в ней проснулись рыбы, рачки, улитки.
-Третья весна – лесная. Закукует кукушка. Лес закутается зелёным туманом. Прилетят ласточки. Белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется листвой.
Вопросы воспитателя:
- Вам понравился этот рассказ? (ответы детей)
- О чём вы узнали? (Ответы детей)
-Что происходит с солнцем с наступлением весны? (Солнце с каждым днём поднимается в небе)
- Где раньше начинается весна? (На полях – появляются проталины, прилетают грачи)
- Куда во вторую очередь приходит весна? (На реки, пруды, озёра)
- Куда в последнюю очередь приходит весна? (В лес, прилетят ласточки, закукует кукушка)
- Давайте остановимся на лесной полянке и поиграем.
. Физкультминутка