Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка.
Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, родители должны знать примерные сроки появления звуков речи:
1 - 2 года: а, о, э, п, б;
2 - 3 года: и, ы, у, в, ф, т, д, н, г, к, х;
3 - 4 лет: с, з, ц;
4 - 5 лет: ш, ж, ч, щ;
5 - 6 лет: р, л.
До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»). В таблице представлены возрастные нормы звукопроизношения.
Возрастная норма появление звуков | Пример слова | Физиологические замены (норма) | Пример слова при замене звука | Патологические замены (не норма) | Пример слова |
3 года – С | сон | Сь, Т, Ть | сён, тон, тён | Ф, Х | фон, хон |
3 года – З | зуб | Зь, Д, Дь, Ж | зюб, дюб, дуб, жуб | В, Х | вуб, хуб |
4 года – Ш | шапка | С, Сь, Т, Ть | сапка, сяпка, тапка, тяпка | Ф, Х | фапка, хапка |
4 года – Ж | жук | З, Зь, Д, Дь | зук, зюк, дук, дюк | В, Х | вук, хук |
4 года – Ц | цапля | Ч, С, Сь | чапля, сапля, сяпля | Ф, Х | фапля, хапля |
4-5 лет – Ч | часы | Ц, С, Сь | цасы, сасы, сясы | Ть | тясы |
4-5 лет – Щ | щука | Сь, Ш | сюка, шука | Ть | тюка |
5-6 лет – Л | луна | В, Ль, Й | вуна, люна, йуна | Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р | дуна, гуна, нуна, уна, ыуна, руна |
5-6 лет – Ль | лес | Й, В | йес, вес | Д, Г, Н, У, Ы, Э, Р | Дес, гес, нес, уес, ыес, рес |
5-6 лет – Р, Рь | рама, рис | Л, Ль, Й | лама, ляма, йама, лис, йис | Д, Г, Н, В, У, Ы, Э | дама, гама, нама, вама, уама, ыама, дис, гис, нис, вис, тис, ыис |
Дорогие родители, прислушивайтесь к речи своего ребенка, замечайте малейшие успехи, обращайте внимание на «тревожные звоночки» и в случае необходимости своевременно обращайтесь к специалистам!
|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/04/09/vozrastnye_normy_poyavleniya_zvukov_v_rechi_rebyonka.docx
Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста
Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Ребенок речью овладевает постепенно, путем подражания взрослым. Правильно произносить большинство звуков он сразу не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить, когда ребенку исполняется 2,5—3 года. Понаблюдайте за вашим малышом.
Вас должно насторожить, если ребенок:
· очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
· часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
· имеет сильное течение слюны;
· не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку, подойди к столу и возьми книгу и др.);
· не играет с другими детьми;
· говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;
· вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»; употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка;
|
· если во время разговора у ребенка между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щеки, а речь при этом носит «хлюпающий» характер;
· если ребенок гнусавит, заикается.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка. Они могут прочно закрепиться, превратиться в стойкое нарушение и труднее поддаваться коррекции (исправлению).
Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляться в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия, а выделим те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.
Итак:
· критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
· обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показанааденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
|
· большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения и фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
· посещая с ребенком логопедические занятия, серьезно выполняйте домашние задания. Без отработки правильной артикуляции, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
· через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
· при тяжелых речевых нарушенияхребенку необходима логопедическая группа и серьезные, систематические занятия.