В.А.Моцарт (1756-1791). Концертные путешествия юного музыканта.




Моцарт принадлежит к величайшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира – таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке. При этом красота и пластичность мелодии, восходящей к народному творчеству, совершенство художественного мастерства сообщают музыке Моцарта её неувядаемость. Творчество Моцарта явилось высшим выражением прогрессивных достижений музыкальной культуры его времени.

Многогранность творчества Моцарта. Творчество Моцарта поражает своей многогранностью. Несмотря на короткую жизнь (Моцарт прожил неполных тридцать шесть лет), он создал множество произведений во всех существовавших в его эпоху жанрах и формах. Но, в отличие от Гайдна, основное значение которого заключалось в области инструментально-симфонической и камерной музыки, Моцарт оставил во всех жанрах, в которых он писал, произведения непреходящего значения. Его симфонии, квартеты, трио, сонаты, концерты, оперы, произведения для хора с оркестром одинаково значительны и до сих пор глубоко воздействуют на слушателей.

Национально-культурные связи. Важнейшей особенностью художественного облика Моцарта является широта и многогранность его национально-культурных связей. Моцарт – представитель венской классической школы XVIII века, которая в его лице нашла своё высшее выражение. Но, в отличие от Гайдна, вся жизнь которого почти не выходила за пределы австрийских владений, Моцарт с раннего детства начал посещать разные европейские страны. Пребывание Моцарта в Италии, Франции, Германии сказалось на его творчестве. При прочной и ясной австрийской музыкальной основе, которая сама по себе является многонациональной (сочетающей южнонемецкие, венгерские и славянские элементы), Моцарт воспринял то, что он слышал, видел, наблюдал в других странах. Так, в мелодике Моцарта много итальянских влияний. Можно услышать в ней и тонкие связи с французской музыкой, со славянскими музыкальными культурами.

Но всё это в музыке Моцарта стало «своим», вошло в неё в качестве органической, неотъемлемой части. Всё, что было жизненно и нужно, Моцарт переработал, создав свой неповторимо своеобразный творческий стиль. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами, тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт и Гайдн. Принадлежа к следующему после Гайдна поколению (Моцарт был моложе Гайдна на двадцать четыре года), Моцарт создал музыку, представляющую собой новый и исторически более зрелый этап в развитии музыкального искусства, несмотря на то, что поздние сочинения Гайдна («Лондонские» симфонии, оратории «Сотворение мира» и «Времена года») написаны после его смерти.

Детские годы. Зальцбург. Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге. Зальцбург, расположенный в районе Альп, представлял собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ, сочетавший духовную и светскую власть.

Раннее детство Вольфганг провёл в Зальцбурге, где он вслушивался в народные в народные песни, был свидетелем представлений народных театров, странствовавших по городам и деревням Австрии и Германии. Живописна природа, окружающая Зальцбург: горы, реки, обилие садов и лесов – всё это будило творческое воображение ребёнка. Эти первые впечатления сознательной жизни определили в дальнейшем характер и содержание музыки Моцарта.

Семья Моцарта. Родился Моцарт в семье крупного музыканта. Отец его, Леопольд Моцарт, родом из немецкого города Аугсбурга, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. Школа скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом, пользовалась популярностью не только в Австрии и Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Работал он в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн, а затем (с начала 40-х годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый оркестр зальцбургского архиепископа.

Одарённость Моцарта. Феноменальная, ни с чем не сравнимая природная музыкальная одарённость Вольфганга стала предметом многочисленных рассказов, в которых правда сочеталась с вымыслом. Однако несомненно, что в великом пантеоне музыкальных гениев едва ли найдётся другой композитор, обнаруживший в столь раннем возрасте музыкальную одарённость, подобную Моцарту. Чрезвычайно талантлива была и старшая сестра Моцарта Мария-Анна (Наннерль, как её называли дома). Отец, дочь и сын составляли блестящее трио музыкантов. Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. Моцарт учился игре на клавесине, органе и скрипки. Уже в трёхлетнем возрасте он вслушивался в отдельные звуки, строил аккорды, импровизировал, воспроизводил услышанную музыку. Память и слух Моцарта поражали всех окружающих. В четырёхлетнем возрасте Моцарт сочинил концерт для клавесина.

Концерты в Мюнхене и Вене. С 1762 года (Моцарту было шесть лет) начались концертные выступления Вольфганга и Наннерль в разных городах и странах Европы. Совсем юные музыканты дали ряд концертов в Мюнхене. Через несколько месяцев отец, выхлопотав себе отпуск у зальцбургского архиепископа, повёз всю свою семью в Вену, которая была в то время крупнейшим музыкальным центром. При императорском дворе, а также во дворцах венских вельмож, существовали оркестровые и хоровые капеллы, для руководства которыми приглашались выдающиеся музыканты. Лучшие виртуозы принимали участие в этих концертах. Поразительное искусство Вольфганга должно было произвести большое впечатление в Вене, на что возлагал надежды отец Моцарта. А успех в такой музыкальной столице, как Вена, сулил молодому артисту европейскую известность и славу.

Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене, действительно, произвели фурор. Музыкальная семья Моцартов была приглашена ко двору в Шенбрун – летнюю резиденцию австрийского императора. Там каждый день Вольфганг и Наннерль играли то порознь, то вместе в четыре руки. Феноменальное искусство Вольфганга вызывало бурю восторгов. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой лёгкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.

Поездка в Париж. Отпуск отца кончился, и семья вернулась в Зальцбург в самом начале 1763 года. Летом этого же года, снова испросив отпуск у архиепископа, Л.Моцарт с детьми предпринял более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. По дороге во Францию семья посетила ряд немецких городов – Мюнхен, Аугсбург, Людвигсбург, Гейдельберг, Майнц, Франкфурт, Кобленц, Бонн, Кельн, Ааахен, где Вольфганг и Наннерль давали концерты, вызывавшие шумный успех. Дети играли не только в городах, но и в поместьях, куда на лето выезжала местная аристократия.

Несмотря на се триумфы и восторги публики, для детей такая жизнь была чрезвычайна тяжела. Их бесчеловечно эксплуатировали, заставляли без отдыха разъезжать по разным городам и странам. Играть и импровизировать по многу часов подряд. Всё это было крайне изнурительно для хрупкого организма ребёнка.

Парижские впечатления. В ноябре 1763 года семья Моцартов приехала в Париж. Приобщение Моцарта к музыкальной жизни французской столицы, несомненно, расширило его художественный кругозор.

В Париже он познакомился с шедеврами музыкального искусства, слушал знаменитых виртуозов, симфоническую музыку, в Версале вместе с отцом и сестрой посещал концерты церковно-хоровой и органной музыки.

Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.

Лондон. Знакомство и общение с Иоганном Христианом Бахом. Ободрённый успехами пятимесячного пребывания в Париже, Л.Моцарт в апреле 1764 года повёз детей в Лондон. В Англии после смерти Пёрселла уже не было своих национальных композиторов мирового значения и, несмотря на это, в XVIII веке Лондон был городом высокоразвитой музыкальной культуры, в котором имелись превосходные хоровые и оркестровые капеллы и оперные театры. Лондон привлекал многих зарубежных композиторов – немецких, австрийских, итальянских, живших там подолгу и даже считавших английскую столицу своей второй родиной. Маленький Моцарт слушал в Лондоне в превосходном исполнении оратории Генделя, ставшего с тех пор одним из его любимейших композиторов. В Лондоне жил и работал выдающийся немецкий композитор Иоганн Христиан бах – младший сын великого Иоганна Себастьяна Баха. Он в молодости покинул Германию, получил музыкальную образование в Италии, где написал большое количество итальянских опер seria. В 1762 году И.Х.Бах переехал в Лондон, с которым связано зрелая и лучшая пора его творческой деятельности. В Лондоне были поставлены его итальянские оперы, здесь же он создал множество симфоний, концертов, камерных произведений.

В Лондоне Вольфганг близко познакомился с И.Х.Бахом, и, несмотря на различие в возрасте, И.Х.Бах вёл с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своими произведениями и с творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали. Всё это впечатления, оставившие значительный след в творческом развитии восьмилетнего Моцарта. Общение с И.Х.Бахом и знакомство с его произведениями имело для Моцарта исключительно важное значение. Его привлекала простота и искренность музыки И.Х.Баха, ясность и пластичность певучих мелодий, близких итальянской оперной и инструментальной кантилене, стройность формы. Особенно неотразимое впечатление произвели на Моцарта симфонии И.Х.Баха. Под его влиянием Моцарт написал свои первые симфонии, с успехом исполненные в Лондоне публично, ряд сочинений для клавесина и других инструментов.

Год с лишним прожила семья Моцарта в Лондоне, за это время дети дали много концертов как для широкой публики, так и при королевском дворе. Но эти концертные триумфы не завершились. Получив приглашение из Голландии, Моцарты посетили Гаагу, Амстердам и другие города. Девять месяцев они провели в Голландии. За это время Моцарт написал много новых произведений; среди них одна симфония, шесть сонат для клавесина и скрипки, сборник клавесинных каприччио.

Возвращение в Зальцбург. Но пора было возвращаться домой. Срок отпуска Леопольда Моцарта давно истёк, и зальцбургский арзхиепископ выражал недовольство. По дороге домой семья Моцартов снова посетила Париж и другие французские города, затем через Швейцарию и Германию вернулась в Зальцбург (в ноябре 1766 года). Во всех городах дети непрерывно концертировали. Три с лишним года продолжалось это большое концертное турне.

Занятия с отцом. Леопольд Моцарт достиг своей цели: продолжительная концертная поездка принесла значительные материальные средства. Но нужно было серьёзно подумать о систематических занятиях Вольфганга. Он уже был автором большого числа произведений разных жанров, многое постиг в области музыкальной теории. Но все эти знания и навыки нужно было привести в порядок, развить композиторскую технику молодого Моцарта, довести её до самой высокой степени совершенства.

Участие в коллективной оратории. Зная о композиторских успехах десятилетнего Вольфганга, архиепископ зальцбургский привлёк его к участию в сочинении коллективной праздничной оратории; Моцарту была заказана первая часть. Вторая часть оратории была написана Михаэлем Гайдном – младшим братом Йозефа Гайдна. Чтобы испытать Вольфганга и лишить его помощи отца, архиепископ во время сочинения оратории держал его целую неделю взаперти у себя в замке. Моцарт блестяще выполнил задание, и написанная им часть оратории при публичном исполнении имела большой успех.

Первая опера. В мае 1767 года, по случаю окончания учебного года в зальцбургском университете. Моцарт написал оперу на латинский текст «Аполлон и Гиацинт», исполненную силами студентов. Знакомый с многочисленными итальянскими операми, которые он слышал в разных странах, Моцарт в этой первой своей опере, написанной в одиннадцатилетнем возрасте, подражал итальянским образцам.

Годы отрочества и юности. Поездка в Вену. В сентябре 1767 года семья Моцартов снова выехала в Вену, где брат и сестра должны были играть по случаю бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским королём. Но на этот раз Моцартам не повезло: эрцгерцогиня умерла от оспы и торжества расстроились. Благодаря стечению и других обстоятельств (свёртывание концертной жизни в аристократическом обществе и замена концертов общественными балами) Моцарты в течение зимы 1768 года почти не выступали в Вене публично. Лишь русский князь Голицын, бывший послом в Вене, устроил у себя большую «академию» в честь юных артистов.

Опера Моцарта «Мнимая простушка». Во время пребывания Моцарта в Вене его творчество было чрезвычайно интенсивно главным образом в области оперы. По заказу директора венского придворного театра Моцарт в короткий срок (с апреля по июль 1768 года) написал итальянскую оперу buffa – «Мнимая простушка» на либретто выдающегося итальянского драматурга Гольдони, переработанное и дополненное придворным поэтом Кольтеллини. Однако, несмотря на подготовку спектакля, на восторженный приём оперы певцами, с увлечением разучивавшими свои партии, премьера так и не состоялась. Причиной тому были интриги, затеянные против Моцарта. Некоторые профессионалы музыканты, завидовавшие Моцарту, достигшему в двенадцатилетнем возрасте европейской известности, старались помешать постановке оперы. Премьера всё больше оттягивалась и в конце концов была вовсе отменена.

Моцарт, потративший на сочинение оперы много энергии и труда, был очень огорчён. К этому присоединились материальные трудности: деньги, заработанные во время большой концертной поездки предшествующих лет, были на исходе, зальцбургский архиепископ прекратил выплату жалования отцу. Некоторым облегчением явился новый заказ на оперу, исзодивший уже не от театра, а от частного лица.

«Бастьен и Бастенна». Доктор Антон Месмер, по специальности гипнотизёр, заказал Моцарту для своего домашнего театра маленький одноактный зингшпиль «Бастьен и Бастьена». Либретто зингшпиля представляло собой немецкий вариант известной оперы Ж.-Ж.Руссо «Деревенский колдун». Это – несложная история размолвки двух влюблённых и их примирения, устроенного старым крестьянином, притворяющимся колдуном. Жизнь крестьян и крестьянок, данная несколько идиллически, миниатюрные арии и ансамбли народно-песенного склада придают опере характер наивной простоты. В музыке зингшпиля уже слышны мелодические обороты, встречающиеся в произведениях Моцарта последующих десятилетий.

Другие сочинения в период жизни Моцарта в Вене. Так в двенадцатилетнем возрасте Моцарт был автором двух опер разных жанров – оперы buffa и зингшпиля. Но не только оперы писал Моцарт в Вене. Здесь возникли и три новые симфонии, явившиеся значительным шагом вперёд по сравнению с симфониями, созданными в Лондоне. В Вене Моцарт написал ещё ряд произведений, в том числе торжественную мессу, которой он сам и прродрижировал.

Снова в Зальцбурге. В начале 1769 года семья Моцартов вернулась в Зальцбург, где Вольфганг продолжал занятия контрапунктом под руководством отца. По распоряжению архиепископа в Зальцбурге была поставлена опера Моцарта «Мнимая простушка», которую ему не пришлось увидеть в Вене. Архиепископу опера понравилась, и он присвоил Вольфгангу титул придворного концертмейстера.

Так как при дворе архиепископа культивировалась преимущественно духовная музыка, Моцарт за короткое время пребывания в Зальцбурге написал ряд культовых произведений: две мессы, «Te Deum» («Тебя, бога, хвалим») для хора и оркестра, офферторий (форма католической службы). Будучи придворным концертмейстером, он вынужден был писать для придворных балов менуэты и другие танцы, соединявшиеся в оркестровые сюиты и известные под названиями серенад и дивертисментов. Однако, вопреки их непосредственному назначению, эти произведения, темы которых носят явный народно-танцевальный характер или песенный характер, выходят за рамки развлекательно-бытовой музыки и приближаются к жанру симфонии. В сюиту обычно входили два менуэта. Первые части в сюитах – маленькие сонатные allegro с контрастными темами и лаконичной разработкой; медленные части напоминают лирический романс, а финалы представляют собой оживлённые, весёлые рондо.

Поездка в Италию. В декабре 1769 года Моцарты предприняли большую концертную поездку в Италию, где Вольфганг ещё не бывал.

Огромный успех сопровождал Моцарта в Вероне и Мантуе, где он показывал своё искусство во всём его поразительном богатстве и мастерстве: сидя за клавесином, Моцарт дирижировал своими симфониями, играл на клавесине и на скрипке, импровизировал сонаты и фуги, а также сопровождения к ариям. То же повторилось в Кремоне и Милане. Оперный театр в Милане заказал ему оперу для постановки во время рождественских дней. Это была опера seria «Митридат – царь Понтийский» по трагедии Расина.

Так как в распоряжении Моцарта было девять месяцев, он мог совмещать сочинение оперы с концертами в других городах Италии. В марте 1770 года Вольфганг вместе с отцом выехал из Милана в Болонью. По дороге он написал свой первый квартет.

Болонья. Занятия с падре Мартини. Болонья явилась важным этапом на пути большого итальянского путешествия Моцарта. В этом городе находилась знаменитая музыкальная академия, наиболее выдающимся представителем которой был падре Мартини (теоретик, историк музыки, композитор) – автор преимущественно церковных произведений в контрапунктическом стиле, учитель многих замечательных музыкантов XVIII века. Моцарт стремился усовершенствовать свою композиторскую технику под руководством этого образованного педагога. К каждому посещению Мартини он писал фугу, приводившую мастера контрапункта в большой восторг.

Выступления в Италии. Много выступал Моцарт во Флоренции, Риме и Неаполе. Во всех городах Италии Моцарт посещал картинные галереи, музеи, осматривал исторические памятники, слушал в театрах итальянские оперы. Тесное и непосредственное соприкосновение с итальянской оперной культурой помогло Моцарту в работе над оперой «Митридат – царь Понтийский».

В биографиях Моцарта рассказывается случай, свидетельствующий о поразительном музыкальном слухе и памяти юного музыканта. В Риме на страстной неделе Леопольд и Вольфганг посетили Сикстинскую капеллу, где исполнялось большое многоголосное произведение Грегорио Аллегри «Miserere». Это духовное сочинения, написанное для двух хоров, исполнялось два раза в году (на страстной неделе) и являлось монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и распространять «Miserere» не разрешалось. Моцарт, прослушавший произведение один раз, придя домой, целиком записал его по памяти, не сделав ни единой ошибки. Так Моцарт способствовал распространению музыки, считавшейся священной собственностью римского папы.

Моцарт – член Болонской академии. После Рима и Неаполя Моцарты вернулись в Болонью, где Вольфганг в течение двух месяцев продолжал занятия контрапунктом под руководством падре Мартини. Пребывание в Болонье ознаменовалось важным событием: четырнадцатилетнего Моцарта приняли в члены Болонской академии, чем была ему оказана честь, которой удостаивались очень немногие композиторы.

«Митридат – царь Понтийский». В Болонье Моцарт закончил оперу seria «Митридат – царь Понтийский», поставленную в Милане в конце 1770 года. Сюжет «Митридата» заимствован из древней истории и основан на борьбе понтийского царя Митридата против римского владычества. В результате успеха оперы Филармоническая академия в Вероне также избрала Моцарта своим членом.

По дороге домой отец и сын посетили Турин, Венецию и Падую.

«Асканио в Альбе». В Зальцбург Вольфганг вернулся, имея из Милана новый заказ на оперу для карнавала 1771 года. Но выполнение этого заказа отодвинулось в связи с более срочным творческим заданием. Для придворного празднества в Милане Моцарт должен был написать театрализованную серенаду в характере пасторальной аллегории с пением и балетными сценами «Асканио в Альбе». В связи с постановкой этого произведения он снова приехал в Милан. И здесь Моцарта сопровождал шумный успех. Но, пока Моцарт был ребёнком, он служил предметом забавы и развлечения. И чем взрослее он делался, чем в нём больше созревал великий художник, тем пренебрежительнее становилось к нему отношение со стороны коронованных и титулованных властителей. Самолюбивый Моцарт, обладавший тонкой душевной организацией, не мог этого не чувствовать.

Отношения с зальцбургским архиепископом. Триумфы в Италии были последней светлой страницей в жизненной судьбе Моцарта. В Зальцбурге его ждали неприятные перемены, Умер старый архиепископ. На его место вступил новый, граф Иероним Колоредо. Если прежний архиепископ не возражал против длительного отсутствия Моцартов, то новый в этом отношении был гораздо более крут и непреклонен. Получить у него отпуск становилось всё труднее.

Правда, в первый период правления Колоредо всё это ещё не так ощущалось. Театрализованная серенада Моцарта «Сон Сципиона», прославлявшая нового правителя Зальцбурга, ему понравилась, и он утвердил Моцарта в звании придворного концертмейстера с приличным жалованием. Но отношения их быстро начали меняться. Архиепископ придирался к каждой мелочи, выражая недовольство по поводу той опёки, которой отец окружал своего гениального сына, раздражался, видя стремление Вольфганга к независимости.

Инструментальные сочинения. В начале архиепископ не препятствовал свободе Вольфганга, что дало ему возможность опять выехать в Милан на постановку новой оперы «Луций Сулла». Во время пребывания в Зальцбурге Моцарт развивал своё мастерство в области инструментальной музыки, особенно симфонической. Им была написана серия серенад и дивертисментов, представляющих собой сюитные циклы бытового характера. В этот период особенно важна работа Моцарта над его новыми симфониями, в которых по сравнению с предшествующими заметна большая самостоятельность мышления, тонкость и дифференцированность оркестровой ткани, мастерство полифонического развития.

Зная деспотичный нрав зальцбургского архиепископа. Отец решил избавить Вольфганга от неприятностей службы и устроить его при каком-нибудь итальянском дворе. Но, несмотря на успех в Милане оперы «Луций Сулла», эти попытки ни к чему не привели. Итальянская аристократия относилась скептически к самобытности творчества Моцарта, выражавшего в своей музыке сложный мир человеческих переживаний. Не получив подлинного признания в среде итальянских меценатов, Моцарт вынужден был вернуться в Зальцбург и приступить к исполнению служебных обязанностей, терпя грубое обращение архиепископа.

Поездка в Вену. Музыкальная жизнь австрийской столицы. Некоторым отвлечением была поездка летом 1773 гола в Вену, куда выехал архиепископ в сопровождении Моцартов. Музыкальная жизнь Вены была в это период напряжённой. Острая борьба развернулась вокруг оперного театра между партиями Глюка и приверженцами старой итальянской оперы seria, особенно в лице либреттиста Метастазио и композитора Гассе. Выдвигался итальянец Антонио Сальери, продолжавший в Вене глюковскую традицию.

Инструментальная музыка переживала расцвет. Всё большую популярность приобретали в венской концертной жизни симфонии и квартеты Йозефа Гайдна, влияние которого Моцарт испытывал в этот период. Однако влияние музыки Гайдна на Моцарта, становясь всё глубже и действеннее, никогда не переходило в подражание. Ярче всего воздействие Гайдна сказалось в шести новых струнных квартетов Моцарта. В Вене были написаны Моцартом хоры к драме Геблера «Тамос, король Египта».

Унизительное положение при дворе зальцбургского архиепископа. Осенью Моцарты вернулись в Зальцбург. Освободиться от службы у архиепископа Вольфгангу так и не удалось, и зависимое положение придворного музыканта, являвшегося фактически слугой, всё больше давало себя чувствовать. Моцарт обязан был ежедневно по нескольку часов просиживать в передней в ожидании распоряжений архиепископа на данный день, писать музыку, угодную хозяину и его гостям. Малейшее невыполнение требований вызывало ярость архиепископа и унизительные оскорбления.

На подступах к творческой зрелости. Несмотря на всю тяжесть зависимого положения Моцарт работал с большим напряжением. Он много сочинял, выступал как клавесинист и скрипач в оркестре. В Зальцбурге Моцарт писал симфонии, серенады и дивертисменты, духовные произведения.

Среди сочинений, созданных в этот период, выделяется симфония №25, соль минор (1773), которая отличается взволнованно-тревожным характером, драматической конфликтностью образов, скорбными настроениями, единством и целостностью концепции. Такого рода музыка, в которой жизнерадостность, характерная для симфонического жанра того времени уступила место скорбной патетике и драматизму, явилась выражением новых прогрессивных тенденций в европейском искусстве второй половины XVIII века. В юношеской соль минорной симфонии Моцарта выражен внутренний мир молодого человека, протестующего против всего, что сковывало душевные силы. Ни в одном из прежних сочинений Моцарта драматическое начало не прорывалось с такой силой, как в этой симфонии семнадцатилетнего композитора. Из других инструментальных произведений, написанных Моцартом в эти годы, следует упомянуть «Хаффнерову серенаду» - сюиту для оркестра, приуроченную к свадьбе дочери бургомистра Елизаветы Хаффнер. Это сочинение как по составу оркестра, так и по монументальному характеру, по контрастности образов – драматических, лирических и юмористических – отходит от бытовой музыки дивертисментов и серенад. Здесь уже стёрта грань между бытовой сюитой и симфонией.

Начало творческой зрелости. «Мнимая садовница». Прирождённый оперный драматург, Моцарт испытывал всё большее желание вернуться к оперному творчеству. Один из влиятельных поклонников композитора подал мысль баварскому курфюсту заказать Моцарту оперу buffa для новогоднего карнавала 1775 года в Мюнхене. Мюнхен представлял собой одну из богатейших резиденций Германии, горд оживлённой общественной и культурной жизни. При дворе баварского курфюста был оперный театр, в котором ставились преимущественно итальянские оперы seria и buffa и французские комические оперы.

Моцарт с увлечением принялся за сочинение оперы buffa «Мнимая садовница» по либретто Р.Кальцабиджи, несколько переделанному и переработанному Кольтеллини. В «Мнимой садовнице» обычный буффонный сюжет, изобилующий всевозможными недоразумениями, ссорами и примирениями и с обязательным благополучным разрешением всех злоключений. Хотя итальянская опера buffa уже достигла значительного развития, «Мнимая садовница» Моцарта оказалась впереди многих современных опер.

В декабре 1774 года Моцарт с отцом выехал из Зальцбурга в Мюнхен для подготовки «Мнимой садовницы», премьера которой состоялась 13 января 1775 года. Опера прошла с большим успехом и понравилась баварскому курфюсту. В Мюнхене Моцарт написал по заказу курфюста церковный мотет, сразу же разученный и исполненный силами придворной капеллы. Кроме того, Моцарт много выступал как клавесинист. Для своих концертов он написал пять клавирных сонат (впоследствии он прибавил к этой серии шестую), которые с большим успехом исполнял при двор курфюста и мюнхенской знати.

Время пребывания в Мюнхене подходило к концу. Нужно было возвращаться в Зальцбург. Моцарт давно мечтал освободиться от своей унизительной службы, от тяжёлой зависимости придворного музыканта. Но всё это было лишь мечтой. Детские триумфы Моцарта были уже далёким прошлым, и аристократическая знать о них забыла. Поэтому приходилось оставаться в Зальцбурге, терпя всю тяжесть зависимого положения.

Произведения концертного жанра. В течение 1775-1777 годов, проведенных в Зальцбурге, Моцарт, кроме многочисленных духовных сочинений, заказанных архиепископом, и серенад для бытового музицирования в частных домах, написал большое количество сольных концертов. Среди них особенно выделяются скрипичные и фортепианные концерты с оркестром. Здесь Моцарт подошёл к своим творческим вершинам в жанре сольного концерта. Совершенное использование возможностей солирующего инструмента, органическое сочетание виртуозности и выразительной певучести инструмента явилось новым и прогрессивным в развитии концертного жанра. Громадной популярностью пользуются ля мажорный и ре мажорный скрипичные концерты, поражающие смелостью, яркой образностью, красотой тематического материала, изяществом и стройностью формы.

«Король-пастух». Поездка в Мангейм. Моцарт был занят в эти зальцбургские годы и произведением для театра. По заказу он написал театрализованную серенаду «Король-пастух» (1775). Всё же, работая над своими сочинениями, Моцарт не оставлял надежды покинуть Зальцбург. Наконец, после многократных просьб, обращённых к архиепископу и неизменно сопровождающихся отказом, осенью 1777 года Моцарт добился разрешения уехать. Отец остался исполнять свои служебные обязанности, и Моцарт поехал в Мангейм вместе с матерью.

Хотя ему не удалось получить службу в Мангейм, но пребывание в этом городе сыграло в его жизни и творчестве весьма значительную и важную роль. Мангейм в XVIII веке был одним из крупнейших центров музыкальной жизни Германии. Здесь был знаменитый оркестр, поражавший современников своей звучностью и динамикой. Он состоял в основном из чешских музыкантов, и руководители его (Я.Стамиц, К.Рихтер, Х.Каннабих и другие) были чехами. Моцарт близко сошёлся со многими из этих музыкантов, жил у К.Каннабиха, который радушно принял его с матерью. Большое впечатление произвела на Моцарта поставленная в Мангейме опера Гольцбауэра «Гюнтер фон Шварцбург», явившаяся одной из ранних попыток создания немецкой национальной большой оперы. Очевидно, это обстоятельство вызвало у Моцарта (до тех пор соприкасавшегося с итальянской оперой) мысль о необходимости создании национального оперного искусства.

Связь с мангеймской симфонической школой. Творчески восприняв лучшие достижения мангеймской симфонической школы, Моцарт ещё больше обогатил свою музыку. Обострение контрастности тематического материала, увеличение диапазона динамики (резкие смены forte и piano, crescendo и diminuendo), выразительные интонации «вздохов» в медленных лирических частях – всё это связано было с воздействием мангеймской школы. Поразила Моцарта звучность кларнетов, только начавших входить в обиход симфонической музыки и впервые применённых мангеймскими симфонистами. Моцарт и Гайдн ввели кларнеты в партитуры своих последних симфоний.

В Мангейме Моцарт испытал большое, глубокое чувство любви к юной начинающей певице Алоизии Вебер, дочери суфлёра мангеймского театра.

Здесь были созданы два концерта для флейты с оркестром, квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели, две клавирные сонаты, пять скрипичных сонат, ряд арий и песен.

С удовольствием слушая игру Вольфганга, заказывая ему произведения, приглашая давать уроки музыки, влиятельные аристократы Мангейма не торопились предоставить Моцарту постоянную службу. Живя в течение длительного времени обещаниями, Моцарт в конце концов получил отказ под предлогом отсутствия вакантного места. Но музыкальная жизнь Мангейма, композиторские и исполнительские успехи, а также любовь к Алоизии Вебер были причиной того, что Моцарту трудно было расстаться с этим городом. Материальные средства, накопленные для поездки, были почти исчерпаны, ясных перспектив не было – всё это заставляло отца напоминать Вольфгангу о его обязанностях перед семьёй.

Поездка в Париж. Моцарту пришлось решиться оставить Мангейм. Весной 1778 года он с матерью выехал в Париж, на который возлагал большие надежды. Но Моцарту пришлось испытать в Париже горькое разочарование и немало страданий. Он потерял горячо любимую мать, которая умерла на его руках летом 1778 года. Моцарт остался один в огромном городе, где уже были забыты его детские триумфы и мало кто интересовался приезжим зальцбургским музыкантом.

В Париже осталось немного друзей, помнивших Моцарта и принимавших участие в его судьбе. Благодаря им Моцарту удалось получить несколько уроков, которые не принесли ему ни морального, ни материального удовлетворения; поиски постоянной работы не приводили к положительным результатам. Симфония Моцарта, написанная им для знаменитой концертной организации (Concerts spirituels) и исполненная в Париже, самого его не удовлетворяла. Установить связи с оперными театрами Моцарту не удалось. Единственным театральным произведением, созданным Моцартом в Париже, явился миниатюрный балет «Безделушки».

Музыкально-театральная жизнь Парижа. Несмотря на мытарства и горькие разочарования в Париже, Моцарт оказался в самой гущи кипучей музыкально-театральной жизни. Он уже был художником со сложившимися эстетическими взглядами и убеждениями и мог критически разбираться в противоречиях этой жизни. Стремившийся к простоте и реализму музыкальной драматургии. К правдивому воплощению человеческих характеров и чувств, Моцарт испытывал неприязнь к перешедшей в оперу напыщенной декламации актёров французской трагедии. Большие симпатии он питал к французской комической опере с её простыми ариеттами и романсами народного склада.

Моцарт и Глюк. Сложнее было отношение Моцарта к Глюку, уже поставившему в Париже «Орфея», «Альцесту», «Ифигению в Авлиде», и к развернувшейся в это время борьбе между «глюкистами»и «пиччинистами». В своих письмах из Парижа Моцарт писал об этом очень скупо. Моцарт м Глюк принадлежали к разным направлениям европейского оперного искусства, эстетические основы их творчества были различны и во многом противоположны. Глюк стремился подчинить музыку драме, Моцарт же отводил первенство музыке. Конечно, Моцарт не смог согласиться с оперной эстетикой Глюка. Но многое у Глюка оказалось ему близким.

Между тем отец продолжал писать гневные письма, осыпая Вольфганга бесконечным упрёками и убеждая его вернуться в Зальцбург. Потеряв надежду устроиться в Париже, Моцарт вынужден был покинуть Францию.

Задание. Раскрыть содержание вопросов.

1. Основы мировоззрения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.

2. Жанровое разнообразие творчества Моцарта.

3. Широта и многогранность национально-культурных связей Моцарта.

4. Моцарт и Гайдн.

5. Место рождения и семья Моцарта.

6. Особенности ранней музыкальной одарённости Моцарта.

7. Концерты семьи Моцартов в Мюнхене и Вене (1762).

8. Значение для Моцарта поездки в Париж (1763). Парижские впечатления.

9. Знакомство и общение Моцарта с И.Х.Бахом в Лондоне (1764). Значение творческих встреч для Моцарта.

10. Участие Моцарта в создании коллективной оратории. Первая опера Моцарта.

11. Результат пребывания Моцарта в Вене (1767).

12. Творчество Моцарта в Зальцбурге (1769).

13. Поездка Моцарта в Италию. Основные этапы творческого путешествия.

14. Учёба Моцарта в Италии.

15. Творчество Моцарта в Италии. Постановки в Миланском оперном театре.

16. Отношение аристократии к самобытности творчества Моцарта.

17. Новое содержание в инструментальной музыке Моцарта начала 1770-х годов.

18. Оперная постановка в Мюнхене (1775).

19. Произведения концертного жанра середины 1770-х годов.

20. Значение поездки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: