Разработка методических рекомендаций по профилактике нарушений письменной речи




ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

 

КПК: «Организация и содержание работы школьного логопеда в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Выполнил: Клясюк Алена Константиновна,

Учитель-логопед ГКОУ ЛО «Павловский

Центр «Логос», ЛО, Кировский р-н.

 

 

Руководитель:

 

Профилактика нарушений письменной речи – одна из наиболее важных задач по подготовке ребенка к усвоению школьной программы и предупреждению школьной дезадаптации. Особенно это касается детей «группы риска» или тех, у кого уже на этапе дошкольного обучения были выявлены те или иные речевые нарушения, либо недостаточная сформированность различных психических процессов, так или иначе влияющих на овладение ребенком сложным процессом письма. Ссылаясь на работы таких авторов, как М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью вызывает наибольшие трудности у детей с наличием речевой патологии. Современные исследователи утверждают: профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно это касается детей с речевыми нарушениями. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, так как с возрастом возможности гибкого изменения психики и компенсации дефекта уменьшаются.

Актуальность данной проблемы обусловлена высокой распространенностью трудностей в овладении навыком письма среди учащихся первых классов и риском перерастания их в дисграфию. Многообразие причин и сложность механизмов возникновения данного нарушения у детей сейчас привлекают многих специалистов различных областей медицинских, психологических и педагогических наук.

Известно, что дисграфия у детей – одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. Это проявляется не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку, например, при изучении морфологии и синтаксиса. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности ряда дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы и чувства ритма. Запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма, так же могут приводить к появлению дисграфий. Зачастую, педагоги сталкиваются со сложными вариантами нарушений письма, механизмы кото­рых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте или имеющими предрасположенность к нарушениям письма, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. Коррекционно-развивающая работа по предупреждению нарушений письменной речи у детей многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Лексико-грамматическое развитие речи детей, коррекция фонетико-фонематических нарушений, формирование навыков язы­кового анализа и синтеза, развитие оптико-пространственных функций — традиционные и хорошо известные направления профилактической работы логопедов. В логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками так же следует учитывать психологический уровень организации письма как вида деятельности. Возможные психологические механизмы его на­рушения нельзя считать менее важными, нежели дру­гие. Поэтому логопеды всегда решают задачи совершенст­вования восприятия, памяти, произвольного внимания и мышления детей.

Недостаточность программирования, регуляции и кон­троля — базовых составляющих процесса письма как вида деятельности — может обу­словить наличие в работах ребенка ошибок, ничем не отлича­ющихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими, хотя они и будут носить непостоянный характер. Потому задачи развития и коррекции составляющих деятельности - мотивации, программирования, регуляции и контроля – обязательно должны реализовываться на логопедических занятиях. При этом целенаправленное формирование у школьников с дисгра­фией мотивации, программирования и контроля в письме, может стать самостоятельным направлением коррекционной логопедической работы.

Наименее разработанный вопрос профилактики дисгра­фии у дошкольников — это работа с детьми, не имеющими речевых нарушений и не занимающихся с логопедами. Часто можно заметить, что между характеристиками устной и письменной речи нет однозначно прямой зависимости. Слож­ности овладения письмом и в дальнейшем низкое качество его реализации отнюдь не всегда связаны с неполноценностью у детей устной речи и языковых способностей. Письмо и чтение — это слож­ные психические процессы, в которых участвуют не только вербальные, но и невербальные формы психической деятель­ности, поэтому профилактика дисграфии не может ограничи­ваться кругом детей с нарушениями речи.

Индивидуальные различия детей, особенности их психической зрелости и психической активности мало учиты­ваются как в массовых детских садах, так и в процессе обуче­ния ребенка в массовой школе. Следствием этого могут яв­ляться затруднения и отставание в формировании письма и чтения.

Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста заключается, прежде всего, в своевременной комплексной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае, если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он дол­жен получить коррекционно-развивающую помощь от специ­алиста. В основе данной помощи должен лежать системный подход, направленный на формирование и совершенствование у ребенка межфунк­ционального взаимодействия высших психических функций, полноценность которого является залогом успешного дальнейшего обуче­ния.

В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избира­тельно, на основании диагностики. Можно выделить несколько направлений работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций).

Примеры заданий:

«Что звучало?»

Цель: развитие слухового восприятия, внимания.

В игре используется ширма и разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д. Дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звучание предметов должно быть контрастным.

«Сложи фигуру, букву»

Цель: развитие конструктивного праксиса.

Используются палочки, элементы букв, части фигур. Из данных элементов ребенку предлагается сложить фигуру \ букву по образцу, а затем по памяти.

«Разрезанные картинки»

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, конструктивного праксиса.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки, одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слухо-двигательных, зрительно-двигательных, слухо-зрительных связей; способности запоминать и воспроиз­водить пространственную и временную последовательность действий или символов).

Примеры заданий:

«Четыре стихии»

Цель: развитие слухо-двигательной координации.

Детям предлагается запомнить определенное движение на каждую из названных стихий. Затем действия выполняются детьми по мере называния. Например:

Земля – дети опускают руки вниз

Вода – выбрасывают руки вперед

Воздух – поднимают руки вверх

Огонь – вращают руками

«Обведи точно»

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

Можно использовать трафареты и готовые изображения, а также обводки по точкам. Ребенок обводит изображение карандашом через кальку, либо лазерной указкой с небольшого расстояния, при этом желательно вести линию не отрывая руки. Также может использоваться «волшебное стекло». В данном случае ребенок обводит образец, глядя на лист через стекло с отражающими поверхностями.

 

3. Развитие психических функций (зрительного и слухово­го внимания, памяти).

Примеры заданий:

«Магазин».

Цель: развитие зрительной (слуховой) памяти, внимания.

Ребенок приходит в «магазин». Его просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с не­скольких предметов, постепенно увеличивая их количество до 5—7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой, и мамой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.

«Солнце – дождик»

Цель: развитие слухового внимания.

В игре используется тамбурин. Педагог условливается с детьми, что пока светит солнце, все могут свободно перемещаться по площадке. Но когда начинается дождь (звучит тамбурин), дети должны быстро прятаться в беседку.

 

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобще­ния; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

Примеры заданий:

«Расставь события по порядку».

Цель: развитие логических приемов мышления.

Ребенку пред­лагается воспроизвести последовательность событий в пра­вильном порядке: я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телеви­зор, я чищу зубы, я играю в футбол и т.д.; листья опадают, распускаются цветы, идет снег, созревает клубника, улетают перелетные птицы и т.д.; через год, позавчера, сегодня, завтра, месяц назад и т. д.

 

«Четвертый лишний»

Цель: развитие логических приемов мышления.

Педагог подбирает карточки, а ребенок находит лишнее изображение и объясняет свой выбор. Можно усложнить задачу, используя в игре прилагательные, наречия. При этом слова даются на слух.

«Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развитие логических приемов мышления.

Ребенку предлагается рассмотреть изображения предметов, у которых отсутствует та или иная деталь. Педагог задает вопрос, а ребенок отвечает, чего не хватает в каждом конкретном случае. Желательно, чтобы ребенок отвечал полным ответом и правильно употреблял окончания в словах.

 

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (совершенствование лексико-грамматического и фонети­ческого оформления речи, развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям).

Примеры заданий:

«У каждого свой домик»

Цель: формирование слогового анализа слов.

Перед ребенком кладется изображение трехэтажного дома с пронумерованными этажами. Каждый этаж соответствует количеству слогов в слове. Ребенку даются последовательно изображения предметов. Он называет слово, определяет количество слогов и «селит» конкретное слово на нужный этаж. Можно использовать модель дома с несколькими подъездами для классификации предметов по лексическим темам.

«Какой? Чей?»

Цель: формирование навыка словообразования (образования относительных и притяжательных прилагательных).

Ребенку даются существительные (например «лиса», «яблоко», «дерево»). Необходимо данные существительные преобразовать в прилагательные, отвечающие на вопрос «какой?» или «чей?». Данные слова включаются в словосочетания или предложения.

«Разложи и расскажи»

Цель: формирование связной монологической речи.

Педагог читает ребенку короткий рассказ. Затем предлагаются сюжетные картинки, данные в произвольном порядке. Ребенок должен восстановить верную последовательность и составить рассказ по памяти с опорой на картинки. В дальнейшем ребенок самостоятельно составляет рассказ по серии картинок, опираясь на наводящие вопросы взрослого.

 

По данным направлениям может осуществляться и диагно­стика детей среднего и старшего дошкольного возраста в от­ношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания. Знание психологических и нейропсихологических методик диагностики и коррекции может оказать существенную помощь при разработке логопедом индивидуальной системы работы по профилактике дисграфии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: