В тетради запишите тему и дату урока




Апреля история 5 класс

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с темой: «Установление господства Рима во всемСредиземноморье». Вы сможете узнать о том, как воинственный Рим расширил свои границы на территории Греции, Карфагена и, таким образом, установил своё господство во всём Средиземноморье.

В тетради запишите тему и дату урока

«Установление господства Рима во всемСредиземноморье».

В результате победы над Карфагеном Рим добился господства в Западном Средиземноморье. Независимыми от Рима оставались территории в Восточном Средиземноморье, которые подчинялись Македонии и Сирии.

 

Готовясь к войне с Македонией, римляне привлекли на свою сторону греков, провозгласив себя освободителями Эллады от македонцев. Они смогли убедить Сирийского царя Антиоха не помогать Македонии. И он не осознал той опасности, которую представлял Рим для них. В войне с Римом Македония потерпела поражение и должна была вывести свои войска из Греции.

Но однажды на стадионе близ города Коринфа произошёл интересный случай. Давайте о нём прочитаем (стр. 222 – со слов «Огромные толпы…»

Таким образом, Сирийское царство на всегда лишилось своего могущества.

2. После победы над Сирией римский сенат решил подчинить себе Македонию. Началась новая война. Исход её был решён в ожесточённой битве.

Задание: (устно) Сравните построение римского и македонского войск в бою и сделайте вывод. Какое войско было более совершенным? Чем?

       
 
 
   

 


Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования ими римлян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя; 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы.

В 168 г. до н.э. - в битве при македонском городе Пидна консул Луций Эмилий Павел (сын героя, погибшего при Каннах) разгромил последнего македонского царя Персея.

Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре после этого превратили Македонию в свою провинцию (дословно - «побежденная страна») - это завоеванная римлянами область, страна, лежащая за пределами Италии. Существовала поговорка: «Провинция - это добыча римского народа». В точном соответствии с поговоркой хозяйничанье римлян в провинциях привело к опустошению этих стран.

В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра Македонского, решено было дать триумф.

 

 


Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре после этого превратили Македонию в свою провинцию (дословно - «побежденная страна») - это завоеванная римлянами область, страна, лежащая за пределами Италии. Существовала поговорка: «Провинция - это добыча римского народа». В точном соответствии с поговоркой хозяйничанье римлян в провинциях привело к опустошению этих стран.

В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра Македонского, решено было дать триумф.

Торжества заняли три дня. Десятки тысяч людей, одетых в праздничные одежды, заполнили улицы и площади Рима. Двери храмов были раскрыты, в них вносили венки, на алтарях курились благовония.

Весь первый день триумфа до самого вечера двести пятьдесят разукрашенных колесниц везли захваченные у врагов произведения искусства - картины, статуи.

Второй день по улицам проходило множество повозок, нагруженных дорогим красивым македонским оружием. Оружие блестело на солнце, звенело, сталкиваясь при движении. Казалось, все это оружие было беспорядочно набросано, но в действительности специальные люди искусно уложили его. Поверх блестящих щитов, лат лежали шлемы, поножи, колчаны со стрелами, обнаженные мечи, и все это словно проткнуто македонскими длинными копьями - сариссами.

За повозками с оружием три тысячи человек несли семьсот пятьдесят кувшинов с серебряными монетами. Кувшины были такими тяжелыми, что на каждый требовалось четыре носильщика. За ними множество людей высоко поднимали, чтобы все могли видеть, серебряные чаны, кубки, рога, ковши.

Третий день триумфа был самым торжественным и значительным. С самого утра по улицам двинулись трубачи, игравшие боевые марши, какими обычно ободряли воинов на поле битвы. За ними вели сто двадцать откормленных быков, украшенных пестрыми тканями и венками. Рога их были вызолочены. Их должны были принести в жертву богам. После небольшой паузы появились несколько сот рабов, они несли семьдесят семь тяжелых сосудов, наполненных золотой монетой. Рядом несли множество богатейшей золотой утвари с пиршественных столов Персея. Завершала эту часть процессии позолоченная колесница Персея. На колеснице грудами лежало оружие царя, поверх сверкала дивной красоты диадема, символ царской власти. За колесницей шли дети Персея - два мальчика и девочка, - окруженные учителями, воспитателями, наставниками. Дети были еще слишком малы, чтобы понимать глубину случившегося с ними несчастья. Но их сопровождающие жалобно кричали, плакали и молили толпу о сострадании.

В темной одежде, подавленный горем, шел за ними Персей.

 

Приближалась главная часть процессии, апогей триумфа. На круглой раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, показался триумфатор. Эмилий Павел был одет в пурпурную тунику, расшитую, золотыми пальмовыми ветвями. Поверх нее была наброшена пурпурная тога. Как обычно, за спиной триумфатора государственный раб держал над головой полководца золотой венец и время от времени громко восклицал, склоняясь к герою торжества:

- Помни, что ты только человек! Помни о смерти!

Вопрос: Как вы думаете, что означали эти слова? (Слова раба должны были напоминать триумфатору, что счастье не постоянно, переменчиво и сегодняшний победитель завтра может стать побежденным).

Римляне с завистью смотрели на рост богатства Коринфа и Карфагена. В сенате слышались призывы разрушить эти города, ценности вывезти в Рим, а людей продать в рабство.

Д/з параграф 48

Записать в тетради:

149-146 г. до н.э.: Карфаген взят и разрушен, жители перебиты и проданы в рабство.

Работа с новыми терминами.

  • Провинция - подвластные Риму территории.
  • Триумф – торжественный въезд победителя в Рим.
  • Триумвират – право полководца-победителя торжественно въехать в Р им.
  • Император – главнокомандующий.
  • Диадема – головной убор, знак царственной власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: