Д/игра «Что из чего сделано»




Тема: «Народная культура и традиции»

Тема НОД: «Народная игрушка кукла-самоделка »

Познание. Познавательно-исследовательская и продуктивная

(конструктивная) деятельность.

 

Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

 

Интеграция

образовательных областей: «Коммуникативная», «Познание», «Музыка»,

«Художественное творчество».

 

Задачи: Познакомить детей с историей народной игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении;познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой,способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку)Развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

 

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная,

игровая, познавательно-исследовательская.

 

Формы организации: фронтальная,индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности:

«Путешествие по времени»

 

Оборудование: сундук,игрушки (кукла, мяч, кубики, машина,

кораблик,ракета, посуда и др.)

скакалка, иллюстрации,игрушки-самоделки, презентация

«Народные игрушки»; куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани, схемы изготовления тряпичных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые».

Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка. Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», чтение сказки «Василиса Прекрасная», загадывание загадок об игрушках.

 

 

ХОД НОД:

Вступительная часть.

Звучит русская народная мелодия.

- Ребята вы слышите?

Дети: Да!

- Это наш старинный сундучок приглашает опять в путешествие, наверное, он нам хочет рассказать что-то интересное.

Педагог и дети проходят в музей «Русская горница».

Дети рассаживаются на домотканые коврики.

Давайте, откроем его и посмотрим что же, он нам приготовил на этот раз!

Педагог открывает сундучок.

- Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.

Читает загадки.

Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной...(машинки)

Круглый, цветной,
Прыгает, скачет,
А называется...(Мячик)

Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить.(Кукла)

- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей)

Д/игра «Кому что подойдет?»

(в какие игрушки играют мальчики, девочки, вместе)

- А хотите посмотреть, какие игрушки есть в нашем сундучке?

Рассматривание игрушек.

-Сундучок нам приготовил игрушки-самоделки.Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)

- Правильно,это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям.Дети постарше сами могли сделать такую потешку(игрушку) без помощи взрослого.

-Из какого материала сделаны ваши игрушки? (ответы детей)

- А из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей)

Д/игра «Что из чего сделано»

- Все, что вы перечислили: дерево, глина,шишки, желуди, мох,солома, береста, тряпки - материал привычный для людей, он всегда был под рукой. И потому называют этот материал подручным.

- Видите, каких удивительных человечков умели делать на Руси.

- Давайте остановимся на игрушках, которые сделаны из соломы.Солома - это стебли хлебных растений.(Рассматривание игрушек из соломы) Очень забавные старинные соломенные куколки – стригунки.Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами.Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. (Показ, как танцует куколка-стригунок)

Солому иногда заменяли на траву или тонкие прутики, или мочало. (Показ этих материалов).

- Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок.В одной семье таких куколок могло быть досто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (Показ куколки, выполненной одним из способов).

-Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей)

Показ слайдов с изображением старинных кукол, у которых нет лица.Обращаю внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, мысль о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка,обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную защитную функцию куклы наглядно рассказывает сказка «Василиса Прекрасная».

Предлагаю вспомнить эту сказку (показ слайда)

Педагог демонстрирует презентацию «Народные куклы-самоделки», одновременно со слайдами идёт рассказ воспитателя.

-Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. (показ слайдов)

Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы.Для головы старались использовать белую ткань.Долгие годы лицо не раскрашивалось,т.к.люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает».Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо.Кроме того, глаза-зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от внешнего мира «сглаза», «наговора».

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла (показ слайдов). У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки.Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками.После этого ее можно былои рядить (наряжать).Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки.Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такуюи замуж никто не возьмет.Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное»хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники» и т.д.Так играли девочки постарше. Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

Атакие ребятишки, как вы,играли с куклой как с ребенком.

Педагог предлагает детям подержать куклу, покачать ее.

Ребята встают в круг и по очереди передают куклу и качают ее.

Давайте споем колыбельную. Пение колыбельной под русскую народную мелодию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: