Строение спороносящего папоротника




План-конспект к лабораторной работе по биологии,6 класс «Плауны. Хвощи. Папоротники»


Предмет – биология. Класс – 6.
Дата 30.10..2017год. Учитель: Якупова И.Р. Тема урока: «Плауны. Хвощи. Папоротники» Эпиграф урока: «Великий русский писатель Лев Толстой сказал: «Мир растений – это величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты.
Тип урока: комбинированный

Цель: изучить особенности строения и
разнообразность плаунов, хвощей и папоротников раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине.Автор УМК- В. В. Пасечник

Задачи:

1.Образовательные: развитие знаний о строении плаунов, хвощей и папоротников.

2.Воспитательные: Формированиебережного отношения к плаунам,хвощам и папоротникам. Воспитание аккуратности.

3.Развивающие:умение с помощью лупы находить летние и весенние побеги хвоща и находить спороносыеколоски,обьяснить значение спор в жизни хвоща,рассмотрение форму и окраску корневища. рассмотрение бурых бугорков на нижней стороне вай в лупу обьяснить значение спор в жизни папоротника.

 

Оборудование:медиа-проектор,учебник В.В.Пасечника,рабочая тетрадь для записей,гербарий,лупа,плакаты, цветные карандаши.

Основные понятия: вайи.корневище. спорангии. плаун. хвощ. папоротник


Методы обучения:передача знаний (словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый).

Литература: 1.Биологи я,6 класс,В.В.Пасечник,2003год,издательство «Дрофа».

2. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. — М.: Педагогика Пресс, 1998. — 207 с.: ил.

План урока.
Введение в тему урока.

Мотивация (создание проблемной ситуации)
Задумывались ли вы когда-нибудь, что много миллионов лет назад наша планета выглядела совершенно иначе? Когда-то жизнь была только в океане, затем она вышла на сушу, и не в том виде, в котором мы ее наблюдаем сейчас. 360 миллионов лет назад там, где сейчас находится ваш дом, улица, произрастали огромные деревья, но это были не тополя, клены или ели. Это были папоротники, хвощи и плауны. На этом уроке мы познакомимся с некоторыми их потомками, а именно – с современными хвощами и плаунами. Поговорим об их строении, разнообразии и значении в природе и жизни человека.
- А где вы папоротники,хвощи или плауны?(в лесу,подосиной,всаду,и т.д.)

Используем ли мы в пищу их? (нет)

- видели ли вы как цветет папоротник? (нет)

Плауны, хвощи и папоротники растут преимущественно во влажных тенистых местах. Это многолетние, чаще всего травянистые растения. В тропических широтах обычны древовидные папоротники. Все они имеют корни, стебель и листья. У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров. Размножаются они спорами и относятся к высшим споровым растениям.

Современные плауны, хвощи и папоротники – это потомки очень крупных древовидных растений, живших около 300 млн лет назад в каменноугольном периоде палеозойской эры на всех материках, включая Антарктиду. Отмирая, они образовали залежи каменного угля.

Учитель(показывает детям плакат с изображением плауна)

Плауны растут преимущественно в сосновых лесах. У этих растений длинный ползучий стебель с множеством веток, покрытых мелкими листьями. Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски со спорами.Стелющиеся ветвистые побеги плауна очень декоративны. Из них делают венки, гирлянды для украшения зданий.

Учитель(показывает детям плакат с изображением хвоща)

Хвощи – многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве [48].

Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски. В них созревают споры.

Зеленые летние побеги содержат хлорофилл.

Хвощи растут на полях, в лесах или около водоемов, обычно на участках с влажной кислой почвой. Если на поле много хвощей, значит, почва нуждается в известковании.

 

Лабораторная работа «Строение спороносящего хвоща»
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности работы.

Ребята перед началом работы каждый внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы.

Освобождаем рабочее место от посторонних предметов.

Слушаем и точно выполнять все указания учителя биологии. С гербарием работаем аккуратно.

Учитель (раздает материалы и предметы)
1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

2. Найдите спороносный колосок. (проверяет каждого)

А теперь открываем тетради и достаем карандаши.

3. Зарисуйте побеги хвоща.


Ответьте на вопрос:
Каково значение спор в жизни хвоща? С помощью спор весной хвощи размножаются

 


Физминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

 

Вниз опустили, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

 

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят,

 

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Присаживаемся!

Учитель: Давайте ребята теперь поговорим о папоротниках (показывает на плакате рисунок со строением папоротника)

 

Папоротники широко распространены по всему земному шару. Они растут как на суше, так и в воде.

Папоротников насчитывается более 10 тыс. видов. В основном это травянистые растения, но в тропических областях имеются и древовидные формы.

Размеры папоротников разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой. Сильно рассеченные листья папоротников называются вайями. У некоторых папоротников вайи цельные. У большинства папоротников, растущих в умеренном климате, под землей параллельно поверхности почвы расположены корневища (подземные побеги). Вайи растут прямо от корневищ.

Если летом посмотреть на нижнюю сторону вайи папоротника, то можно увидеть маленькие бурые бугорки. Это группы спорангиев (от греческих слов «спора» и «ангейон» – сосуд), в которых созревают споры.

А теперь ребята запиываем следующую лабараторную работу на тему:

Строение спороносящего папоротника

1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму размеры и окраску вай.

2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу.

3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.(сходство: розмнож-спорами, чередование жизненных циклов -спорофита и гаметофита.Живут на влажных местах

различие:размер, мхи к субстрату крепятся ризоидами, а папоротник -корневищем.)

4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям(папоротник относят к высшим споровым так как он имеет корни и,следовательно, более развитую проводящую систему.)

Рассмотрим Значение плаунов, хвощей, папоротников. Из древних древовидных форм этих растений миллионы лет назад образовались залежи каменного угля, который служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия и многие другие продукты.

Споры плауна раньше широко использовали в аптечном деле при изготовлении детской присыпки. В металлургии формы для литья обсыпают порошком из спор, и металлические детали легко отстают от стенок.

Хвощ полевой является трудноистребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв.

Побеги хвоща жесткие, они содержат много кремнезема и раньше использовались при полировке металлических изделий. В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу весенние побеги хвоща (в сыром, пареном виде и как начинку в пирогах), а также молодые листья папоротника орляка.

Проверка знаний

Учитель-Дорогие ребята кто может сказать мне Почему плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям?(высшие - у них имеются органы - стебли, корни, листья
споровые - размножаются спорами)

2. Где они растут? На полях, болотах, берегах рек.

3.Каково значение плаунов, хвощей и папоротников?(Из папоротников - пища, для выращивания цианобактерий, украшение для аквариума

Из плаунов - споры в качестве детской присыпки, длясоздание красок

Из хвощей - получают торф и другие полезные ископаемые)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: